Репертуар
МАТЬ
Роман, ставший отправной точкой нового театрального сочинения Богомолова, написан в 1906 году, в период первой русской революции под впечатлением реальных событий. Прототипом молодого революционера Павла Власова явился слесарь Сормовского завода Петр Заломов, организовавший в 1902 одну из первых первомайских демонстраций в России.
Премьера — 30, 31 августа и 1 сентября 2024 года.
ЧАЙКА
Чеховская «Чайка» — важнейший для Александринского театра драматургический текст. Именно на Александринской сцене состоялась премьера пьесы в 1896 году (режиссёр Евтихий Карпов) и затем к пьесе неоднократно возвращались.
Елена Павлова не рефлексирует на тему сценической истории «Чайки», для неё чеховский текст — не профессиональная драма про театр и литературу и не костюмная постановка с привязкой к конкретной эпохе. Павлова "читает" Чехова языком саундрамы, причём в музыкальное полотно спектакля вплетены и композиции, специально созданные для спектакля Олегом Гудачёвым, и хиты советской и российской эстрады, через которые себя идентифицируют персонажи и которые прочно засели в массовом сознании и в каком-то смысле являются частью культурного кода, откликаются в памяти строчками, музыкальными фразами, событиями жизни.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
*13 и 14 октября 2023 года спектакль будет показан в рамках XIV Международного фестиваля "Александринский"
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА
«Руслан и Людмила» по одноимённой поэме А.С. Пушкина — первая работа на Основной сцене Александринского театра молодого режиссёра Антона Оконешникова, хорошо известного в сфере творческого поиска и эксперимента в театре, в том числе в театре для детей. «Руслан и Людмила» — уже второй спектакль, поставленный режиссёром на пушкинский сказочный сюжет на большой сцене, после «Сказки о Царе Салтане» (ТЮЗ им. А.А. Брянцева).
Спектакль «Руслан и Людмила» Антон Оконешников задумал как увлекательное и яркое мультимедийное приключение для детей школьного возраста и их родителей.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
*14 октября 2023 года в 12:00 и 18:00 спектакль будет показан в рамках XIV Международного фестиваля "Александринский"
А. С. ПУШКИН. СТИХИ И МЫСЛИ
Новый моноспектакль народного артиста России Николая Мартона
из цикла «Монологи в Царском фойе» создан по драматическим и поэтическим произведениям А. С. Пушкина и включает в себя музыкальный дивертисмент.
Режиссёр — заслуженный деятель искусств России Юрий Васильев.
БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ. ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Спектакль Валерия Фокина о Блаженной Ксении Петербургской, героине многих легенд «самого умышленного» города в мире, со дня своей премьеры в 2009 году стал одним из самых особых и значительных — как в контексте всего театрального Петербурга, так и в творческой биографии режиссёра. Именно здесь Фокин сценически переосмысливает давно занимающие его Петербургские темы в контексте поисков душевного преображения маленького человека, борющегося с мороками несчастливой жизни, со страхами и страданиями.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
БОРКМАН
В своей новой работе в Александринском театре Андрей Калинин обращается к произведению классика норвежской драматургии Генрика Ибсена «Йун Габриэль Боркман» (1896). Эта пьеса ранее никогда не ставилась в Александринке.
Режиссёр вслед за автором исследует природу человеческих чувств на примере частной истории распада семьи и разрушающегося дома, избегая в спектакле примет какой бы то ни было эпохи, не привязывая героев и ситуации ни к какому времени. В главном постановщик идёт за драматургом, не меняя сюжетных ходов пьесы, чуть редактируя только финал. В спектакле есть место и психологическому накалу диалогов, и лирической, интимной интонации. Но вместе с тем Калинин отстраивает дистанцию и с текстом, и с сюжетными поворотами, прибегая к иронии, а некоторые ситуации решая и разрешая через гротеск.
ВЕРТИНСКИЙ. РУССКИЙ ПЬЕРО
«Вертинский. Русский Пьеро» создан по музыкальным новеллам, «песенкам» великого русского актёра, поэта и шансонье Александра Николаевича Вертинского (1889-1957). «… поэт, странно поющий свои стихи, весь в словах и образах горькой любви, ни на кого не похожий, небывалый, вызывающий зависть… Он был для меня явлением искусства, характер которого я не могу определить, но которое для меня милее других, — искусства странного, фантастического», — писал о Вертинском Юрий Олеша. Приблизиться к тайне «Русского Пьеро», исполнить песни и стихотворения Вертинского и вместе со зрителями понять, как они отзываются в сердце сегодня — давняя творческая мечта корифея александринской сцены Николая Сергеевича Мартона. «Вертинский. Русский Пьеро» — больше, чем ретроспектива комических ариеток и печальных песен Вертинского. Это и размышление о судьбе артиста, в котором сквозь иронию и тайну таланта звучит подлинная трагедия ушедшего века.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ВОРОН
Спектакль Николая Рощина.
Николай Рощин не впервые обращается к драматургии Карло Гоцци. В 2011 году он выпустил «Ворона» на сцене театра «А.Р.Т.О.», принципиально отказавшись в спектакле от праздничной стилистики театра комедии дель арте. В 2001 году Николай Рощин поставил спектакль «Король-олень» (РАМТ, Москва, 2001), ставший одной из лучших постановок Гоцци на российской драматической сцене. За эту работу режиссёр награжден Премией им. Смоктуновского и Премией Ассоциации Московских критиков.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ГАМЛЕТ
Сценическая версия сюжета о Гамлете, созданная режиссёром Валерием Фокиным, использует и поэтические, и прозаические переводы шекспировской трагедии.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ДЕМАГОГ
В основу спектакля Хуго Эрикссена «Демагог» легла одноимённая пьеса Кирилла Фокина. Тема «пути наверх» и краха Героя; сцены борьбы за власть и господство, основанные на реальных исторических событиях Пелопонесской войны; выбор (или всё же иллюзия выбора?) демократии или тоталитаризма; ответ на вопрос, что сегодня правит миром — деньги или идеология, а, может быть, деньги и стали основой любой идеологии — всё это сегодня звучит более чем актуально.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СКАЗКИ
Часть спектакля «День рождения сказки» решена в популярном жанре «бродилки», квеста, а часть — в жанре мультимедийных чтений, где соединяются актёрская игра академической школы, классические тексты русских сказок, лучшие произведения русской художественной культуры и мультимедиа технологии.
ДЕТИ СОЛНЦА
Спектакль Николая Рощина «Дети солнца» по мотивам пьесы Максима Горького.
Для Николая Рощина «Дети солнца» стали первым, но далеко не случайным обращением к драматургии Максима Горького. Как к драматургии именно классической, очищенной от идеологических наслоений, от печати произведения «пролетарского писателя».
Толику странной, тревожной актуальности спектаклю придают обстоятельства эпидемии холеры, во время которой происходит действие пьесы. Но самое главное, «Дети солнца» Николая Рощина — это современный взгляд на мечту об идеале и поиск счастья.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ЖЕНИТЬБА
В спектакле «Женитьба» Валерий Фокин раскрывает острый конфликт героя, стремящегося сохранить свой личностный мир, с приобретающей абсурдный, почти балаганный облик, действительностью. Действительностью, провоцирующей человека выделывать самые невероятные трюки и участвовать в нелепых, словно навязанных нечистой силой аттракционах. Таковым аттракционом выглядит история сватовства сразу шести женихов к купеческой дочке Агафье Тихоновне Купердягиной, даже в своих снах и фантазиях не находящей избранника, обладающего всем комплексом человеческих достоинств.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ЗАПИСКИ НЕРВНОГО КАПЕЛЬДИНЕРА
Моноспектакль народного артиста России Игоря Волкова из цикла «Монологи в Царском фойе». Спектакль создан на основе рассказов Михаила Зощенко «Мадонна», «История болезни» и других. Игорь Волков часто выступает автором инсценировок собственных моноспектаклей, в «Записках нервного капельдинера» он стал автором литературной и сценической композиций спектакля и исполнителем роли героя зощенковских рассказов — маленького человека Василия Былинкина.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
КАК Я БЫЛ АКТЁРОМ
Моноспектакль народного артиста России Владимира Лисецкого из цикла выдающихся мастеров Александринской сцены «Монологи в Царском фойе».
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
КАКАЯ ГРУСТЬ, КОНЕЦ АЛЛЕИ…
Андрей Калинин поставил спектакль по пьесе известного художника, писателя и режиссёра Резо Габриадзе, который также выступил здесь в качестве художника-постановщика.
Премьера пьесы «Какая грусть, конец аллеи…» состоялась в 1993 году в Театре Види в Лозанне. Главную роль в том спектакле сыграла Наташа Пари, соратник и жена Питера Брука, который и сам присутствовал на премьере.
Брук тогда сказал: «Габриадзе действительно великий изобретатель. Его система образов носит исключительно личный, интимный характер и привносит в театр черты поэтического и трансцендентного реализма… Его искусство обогащает европейский театр художественной силой и позитивным человеческим взглядом».
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ЛИТУРГИЯ ZERO
В основу постановки легло одно из самых известных произведений Ф. М. Достоевского — роман «Игрок».
Тема игры, тема рулетки, порабощающей человека, заставляющей его изменить всему лучшему в себе самом становится ключевой для всего спектакля. Литургия «ZERO», истовое служение нулю, пустоте, фикции, неминуемо приводит к распаду человека как личности: об этом писал Достоевский в одном из самых автобиографичных своих произведений — романе «Игрок» — и об этом же размышляет в своем спектакле Валерий Фокин.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
МАМАША КУРАЖ И ЕЁ ДЕТИ
Знаменитую пьесу Бертольта Брехта поставил на Основной сцене один из лидеров европейского театра, создатель собственного метода акёрского мастерства, знаменитый греческий режиссёр Теодорос Терзопулос. «Мамаша Кураж и её дети» — его третья работа на Александринской сцене. Премьера «Эдипа-царя» по Софоклу открыла в 2006 году Первый международный театральный фестиваль «Александринский»; в репертуаре Новой сцены шёл спектакль «Конец игры» по одноимённой пьесе C. Беккета.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
МАСКАРАД. ВОСПОМИНАНИЯ БУДУЩЕГО
Спектакль Валерия Фокина по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.
Используя визуальные образы и мизансценические мотивы постановочной партитуры «Маскарада», поставленного Всеволодом Мейерхольдом на императорской сцене почти век назад, в феврале 1917 года, максимально точно воссоздавая сценографически, музыкально и ритмически спектакль великого режиссёра, театр предлагает современным зрителям отправиться в уникальную экспедицию в прошлое.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
МАУЗЕР
Спектакль знаменитого греческого мастера, одного из лидеров европейского театра Теодороса Терзопулоса — первая полная постановка пьесы Хайнера Мюллера «Маузер» в России. Драматургия Хайнера Мюллера не имела должной сценической судьбы на российской сцене, и большая часть творческого наследия Мюллера не переведена и не опубликована в России. Текст пьесы «Маузер» создан по мотивам романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» с использованием фрагментов романа Исаака Бабеля «Конармия».
НАНА
Спектакль Андрия Жолдака «Нана», поставленный по мотивам одноимённого романа Эмиля Золя, — первая работа режиссёра на Новой сцене Александринского театра.
История парижской куртизанки Нана в спектакле Жолдака становится отправной точкой для театральных сновидений, фантазий и провокаций, исследующих всю глубину человеческой психики.
ОДИН ВОСЕМЬ ВОСЕМЬ ОДИН
«Один восемь восемь один» — эта постановка художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина открыла новый 267 сезон театра и XIII Международный театральный фестиваль «Александринский».
Созданный в содружестве c театральным художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым, этот спектакль сюжетно захватывает всего несколько дней российской истории, которые были ознаменованы окончанием правления Александра II и восхождением на престол Александра III. Но это именно те несколько дней 1881-го года, которые потрясли всю Россию и в результате определили на долгое время векторы её общественного и политического развития.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» — это исследование и деконструкция советского мифа, признание необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова — академичный, патетический, имперский. Пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены. Меж тем, в 1933 году бывший моряк Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное — прикоснулись к трагическому, а, значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени. Но новый пафос возникает не от того, что на них найдены ответы. А от разгорающегося чувства, что отыскать их невозможно. И невозможно это замалчивать. Всё явственней потребность об этом кричать. Новый вариант пьесы, создаваемый театром в лабораторном соавторстве, соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен). Участники и создатели спектакля провоцируют друг друга на личностные, человеческие высказывания. Миф опрокидывается, обнаруживая неразрешимые противоречия, и они не ретушированы, а оголены». Виктор Рыжаков
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ОТЕЛЛО
Спектакль Николая Рощина.
Николай Рощин в своём спектакле, сохраняя сюжет одной из самых известных пьес мирового репертуара, значительно её переосмысливает. Основой этого спектакля оказывается не незыблемый литературный памятник, но шекспировская история, прочитанная человеком XXI века и рассказанная языком современного театра.
Сюжет «Отелло» разворачивается на фоне венецианско-турецкой войны конца XVI века. В спектакле Николая Рощина каждый из главных героев истории получает право представить свою правду. В спектакле прозвучат версия самого Отелло, версия Яго, версия Дездемоны …
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"ОХОТА ЖИТЬ!
Моноспектакль народного артиста России Сергея Паршина из цикла «Монологи в Царском фойе». Литературную основу этой работы составили: сказы Степана Писахова, дневниковые записи Бориса Шергина, отрывок из романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», отрывок из романа Василия Шукшина «Я пришёл дать вам волю».
ПО ТУ СТОРОНУ ЗАНАВЕСА
Спектакль Андрия Жолдака.
Далекое будущее, 4015 год н.э. по меркам земного времени. В результате эксперимента по реинкарнации три сестры — Маша, Ирина, Ольга, умершие в 1900 году, обретают жизнь в новом мире. Хрестоматийный текст пьесы А. П. Чехова «Три сестры» загружается в только что возрожденный мозг.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссёров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ПРОЦЕСС
«Процесс» — второй спектакль, поставленный в Александринском театре одним из лидеров современной европейской сцены, художественным руководителем Венгерского Национального театра (Nemzeti Szinház) Аттилой Виднянским. Первым в 2016 году стал спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Спектакль подробного отражения мира романа и психологической полифонии образов. Ведущей темой спектакля была утрата Бога, влияние атеизма, погружение в хаос. Уже здесь было явлено, сценографически подчеркнуто (сценография — Мария Трегубова, Алексей Трегубов) присутствие, наступление абсурда. В расколотом, не собирающимся в единое целое мире, Достоевский проявлялся и как предтеча Кафки.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
РОЖДЕНИЕ СТАЛИНА
Cпектакль Валерия Фокина.
Годы сталинизма и фигура Сталина — одна из самых сложных и болезненных тем российской истории. Тема, до сих пор раскалывающая российское общество и поистине трагическая. Но каждая трагедия имеет свои истоки, и театр обращается именно к ним. «Рождение Сталина» — спектакль о духовном, нравственном перерождении, о превращении молодого революционера Иосифа Джугашвили в вождя, об исчезновении человека и рождении тирана.
*8 октября 2023 года спектакль будет показан в рамках XIV Международного фестиваля "Александринский"
СЕГОДНЯ. 2016 - ...
Спектакль Валерия Фокина по повести Кирилла Фокина «Огонь».
«Сегодня. 2016 – ...» — это первая работа Валерия Фокина на Новой сцене, и одной из своих задач он видел здесь опыт подчинения уникальных технических возможностей этой инновационной площадки художественному смыслу.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК
Обращаясь к одной из самых популярных пьес мирового репертуара, Николай Рощин поставил спектакль на основе новой, созданной по современному подстрочному переводу сценической версии текста.
«Стихов почти нет, большинства самых известных сцен нет, историзма нет. Есть романтика протеста, переходящая в утопию протеста и усталость природы протеста. Но суть, как нам кажется, не ушла и даже заострилась, — говорит режиссёр, — это не спектакль-иллюстрация. Возможен ли этот Сирано, нужен ли со своей бескомпромиссностью? Как бы это могло происходить здесь и сейчас?.. Именно это нам интересно в работе над героической комедией Ростана».
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ТВАРЬ
Спектакль Никиты Кобелева «Тварь» по одноимённой пьесе Валерия Семеновского (на основе романа «Мелкий бес» Ф. К. Сологуба).
История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. Пьеса «Тварь» была написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа. Передонов по поводу и без «припадающий» к великой русской литературе, цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского на всякое свое безобразие — как образ нашего во многом манипулятивного отношения к русской классике, которой иной раз прикрывают неблаговидные поступки и намерения.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ
Спектакль Андрея Калинина по мотивам одноимённого романа Пантелеймона Романова.
Андрей Калинин открывает для театра забытую советскую прозу 1930-х годов, его спектакль — первое сценическое обращение к книге Пантелеймона Романова, пик писательской популярности которого пришелся на 1920-ые годы. «Товарищ Кисляков» — мрачноватая сатира, здесь мучительные размышления главного героя о своем положении, его путь от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство разворачиваются на фоне выпуклого, детального бытописания эпохи, Москвы конца 1920-х, стремительно меняющейся, шумной, с новым укладом, коммунальным бытом, кухонными и семейными дрязгами и спорами о месте и предназначении интеллигенции, о том, может ли личность идти против массы.
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ТРИ КОНЦЕРТА МАДАМ ТЭФФИ
Спектакль народной артистки России Светланы Смирновой продолжает цикл корифеев Александринской сцены «Монологи в Царском фойе». Создан в творческом содружестве с признанным мастером моноспектакля народным артистом России Игорем Волковым.
ЧЕСТНАЯ ЖЕНЩИНА
Спектакль Валерия Фокина по тексту Кирилла Фокина
Продолжая темы, поднятые в спектакле «Сегодня. 2016 – ...», эта работа режиссёра обращена не к жанру фантастики, а к современному политическому триллеру, её действие разворачивается в наши дни. Мы становимся свидетелями закулисной драмы в высших эшелонах власти. Её предлагаемые обстоятельства: пандемия, экологический кризис и террористическая угроза, религиозный фанатизм одних, цинизм других и идеализм третьих. Столкновение интересов неизбежно: так возможен ли гуманизм в политике сегодня?
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
ЧУК И ГЕК
Спектакль Михаила Патласова.
В основе драматургии спектакля — рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек», дневники писателя и документальные свидетельства тех, кто был репрессирован и прошёл через сталинские лагеря, записанные драматургами проекта Андреем Совлачковым и Алиной Шклярской.
Режиссёр вводит рассказ Гайдара в контекст эпохи — века-волкодава, когда, по словам Анны Ахматовой, «улыбался только мёртвый, спокойствию рад». Зрители становятся свидетелями двух историй: истории про братьев Чука и Гека, которые едут с мамой на поезде к папе в Сибирь, в далекую экспедицию; и истории тех, кто оказался в Сибири вовсе не по собственной воле, ехал туда не в купе, а в теплушках, тех, кого унижали и мучали.
ШВЕЙК. ВОЗВРАЩЕНИЕ
Спектакль Валерия Фокина.
Литературной основой постановки стала оригинальная пьеса Татьяны Рахмановой, cозданная по мотивам всемирно известного сатирического романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».
Появившийся в самом начале 20-х годов XX века роман дал миру одного из самых известных народных героев — Швейка, маленького человека, пытающегося выжить в круговороте событий Первой мировой. Спектакль Валерия Фокина — современное переосмысление этой истории вековой давности. Кто он — Швейк XXI-го века? Невольный участник многих войн, втянутый в противостояния всех со всеми, по-прежнему пытающийся уцелеть и сохранить здравый смысл в абсурдной действительности — сегодня, не теряя своей гротескной простоты и наивности, он становится настоящим героем нашего времени.