Ближайшие
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
В СПЕКТАКЛЕ ЗВУЧАТ ПЕСНИ:
«Песня о любви» (группа «Непара»)
«Люби меня люби» (Гречка)
«Серенада Трубадура» (Г. Гладков, Ю. Энтин)
«Женские штучки» (группа «Колибри»)
«Паромщик» (И. Николаев, Н. Зиновьев)
«Ты на свете есть» (М. Минков, Л. Дербенёв)
«Женщина, которая поёт» (Л. Гарин, Н. Гребнев, К. Кулиев, А. Пугачева)
«Орленок» (В. Белый, Я. Шведов)
«Cambio dolor» (Ф. Лопес Росси, П. Дюран)
«Он тебя целует» (С. Жуков и А. Потехин)
«Сибирские морозы» (В. Кузьмин)
«Зеленоглазое такси» (О. Кваша, В. Панфилов)
«Плачу на техно» (Cream Soda&ХЛЕБ)
«Разноцветные ярмарки» (Я. Лясковский, Б. Пургалин)
«Пусть всегда будет солнце» (А. Островский, Л. Ошанин)
«Летний дождь» (И. Тальков)
«Salut» (С. Кутуньо, В. Паллавичини, П. Деланоэ)
«Синяя вечность» (М. Магомаев, Г. Козловский)
Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» из оперы «Тоска» Дж. Пуччини
«Сомнение» (М. Глинка, Н. Кукольник)
«Black dog» (Дж. Пейдж, Р. Плант, Дж.П. Джонс)
«I will always love you» (Д. Партон)
«Плач нимфы» (ч.II «Amor, dicea, il ciel», К. Монтеверди)
Это первая работа Павловой в Александринском театре с артистами труппы, предыдущий её опыт — спектакль «Вишнёвый сад» — был создан в конкурсном проекте «7 ярус» для негосударственных театров Санкт-Петербурга, не имеющих своих сцен, с командой Независимого театрального проекта.
Чеховская «Чайка» — важнейший для Александринского театра драматургический текст. Именно на Александринской сцене состоялась премьера пьесы в 1896 году (режиссёр Евтихий Карпов) и затем к пьесе неоднократно возвращались, от постановки Михаила Дарского (1902 год) до последнего по времени спектакля Кристиана Люпы (2007 год). Провал премьеры «Чайки» был отрефлексирован театром на уровне научных исследований — в книгах историка театра, театроведа Александра Чепурова «Александринская “Чайка”» и «А. П. Чехов и Александринский театр на рубеже XIX и XX веков». А в 2021 году на фестивале молодых петербургских режиссёров в программе «Другая сцена» и в форме спектакля — «Чехов уходит из театра», жанр которого режиссёр Владислав Тутак определил как «поездка в лифте по следам одного громкого провала».
Елена Павлова не рефлексирует на тему сценической истории «Чайки», для неё чеховский текст — не профессиональная драма про театр и литературу и не костюмная постановка с привязкой к конкретной эпохе. Павлова, как и в случае с «Вишнёвым садом» "читает" Чехова языком саундрамы, причём в музыкальное полотно спектакля вплетены и композиции, специально созданные для спектакля Олегом Гудачёвым, и хиты советской и российской эстрады, через которые себя идентифицируют персонажи и которые прочно засели в массовом сознании и в каком-то смысле являются частью культурного кода, откликаются в памяти строчками, музыкальными фразами, событиями жизни.
Время действия здесь — условное сейчас или всегда, вне бытовых примет и подробностей. Вместе с тем, чеховский текст будет явлен в спектакле почти в полном объеме, с незначительными купюрами.
Елена Павлова — режиссёр-постановщик музыкальных и драматических спектаклей, основатель «Независимого театрального проекта», дважды номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска», обладатель специального приза Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».
Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание на то, что в сценографическом оформлении спектакля используется большое количество органических материалов (сухоцвет, сено, сорго, лимониум стабилизированный), которые могут вызвать аллергическую реакцию.
Премьера — 12 июня 2023 года
Пресса о спектакле
Совсем небольшой Чёрный зал Новой сцены схлопывает пространство, и персонажам, которые большую часть времени все находятся на сцене, тесно, они словно задыхаются и пытаются вырваться, выбегая в дверь и тут же возвращаясь из глубины сцены - выхода нет. По краю сцены - “озера надежды” - колосится пшеница, которая во втором акте угрожающе вырастет в человеческий рост, превратив некоторых героев в почти невидимых для зрителей. Время действия не проговаривается, это скорее условное метапространство, костюмы вполне современные, с акцентами на характеры героев.
Наталья Стародубцева. Я — чайка. Нет, не то
Пьеса присутствует в спектакле целиком, с минимальнейшими купюрами, при этом практически не произносится. Все реплики, вплоть до ремарок, транслируются на заднюю стену сцены. Попсовые песни становятся не иллюстрированием чеховского текста, заученного за многие годы и тысячи постановок наизусть, а переконструированием драматической основы. Елена Павлова переносит противоречия пьесы на звуковой ряд, возникает конфликт текста и музыки. Герои мечутся между заданным и непрожитым, диктат текста для них равен всевышнему року.
Жизнь чеховских героев всегда так складывается, что они хотели бы по-другому. И герои спектакля Елены Павловой находят в музыке свою отдушину. Появившись на сцене вместе с открывающей ремаркой, актеры репрезентируют своих персонажей через песни. В этом странном наборе несочетающихся мотивов и исполнений с различными по уровню вокальными данными сконцентрированы трудновыразимые оттенки личной трагедии каждого персонажа.
Арина Хек. О любви, которой не было
«Чайка» Елены Павловой получилась цельной, наполненной смыслами, интересными перекличками. Формат саундрамы помог раскрыть чувственный мир героев Чехова, уйти от эпохи пьесы, от темы театрального искусства к темам природы человека, творчества, любви во всех её проявлениях, свободы духа.
Наталья Яковлева. Чайка. У каждой птицы своя песня
Спектакль получился концептуальным: деконструированная пьеса; автор, вынесенный за скобки (вернее — транслируемый на задник сцены в виде текста пьесы); мотивы героев, преподнесённые зрителю на блюдечке вперемешку с известными эстрадными хитами вроде «Зеленоглазого такси» и даже «Плачу на техно». (...) Текст Антона Павловича разбирают на мотивы и ставят под вопрос. Постановка не занимается интерпретацией произведения, над которым довлеет миф его автора, а создаёт новый язык. В основе, безусловно, Чехов, но ещё и мы с вами, как и актёры. Основной художественный приём — замена диалогов (за редким исключением) на песни, характеризующие ключевые состояния героев и передающие метасообщения персонажей.
Елена Свиридова. Чехов в метапространстве: как перепридумали «Чайку» и зачем ее смотреть
1. «Треплев против всех»: в Александринском театре состоялась премьера «Чайки» // Телеканал ЛенТВ 24. 13.06.2023
2. Премьера. Саундрама «Чайка» на Новой сцене Александринки // Телеканал Санкт-Петербург. 16.06.2023
3. Наталья Яковлева. Чайка. У каждой птицы своя песня // Около. 19.06.2023
4. Елена Свиридова. Чехов в метапространстве: как перепридумали «Чайку» и зачем её смотреть // РБК. 19.06.2023
5. Евгений Хакназаров. Чайка — птица певчая: Александринский театр продолжил свой жестокий роман с Чеховым // Газета Культура. 20.06.2023
6. Мария Чернова. Жизнь не долгая, любовь не вечная // Экран и сцена. №13-14. 13.07.2023
7. Наталья Стародубцева. Я — чайка. Нет, не то // Около. 9.09.2023
8. Арина Хек. О любви, которой не было // ПТЖ блог. 18.09.2023
9. Алла Игнатенко. Кто будет петь, если все будут спать? // Около. 03.11.2023