Фокин
Народный артист России, лауреат четырёх Государственных премий России, заслуженный деятель искусств Польши. Художественный руководитель Александринского театра — с 2003 года. В составе Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству — с 2006 года по октябрь 2024 года. Был Президентом Театрально-культурного Центра имени Вс. Мейерхольда — с 2011 года. Председатель Гильдии театральных режиссёров России 2012–2020 гг. Председатель Совета Ассоциации национальных театров — с 2022 года.
Родился в 1946 году, в Москве. После окончания театрального училища им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова (курс Б. Е. Захавы и М. Р. Тер-Захаровой) 15 лет работал режиссёром в Московском театре «Современник», где каждый его новый спектакль вызывал острый интерес зрителей и критики. Режиссёр обращался к произведениям Набокова, Вампилова, Розова, Олби и других мастеров отечественной и зарубежной драматургии.
В 1985 году возглавил Московский театр им. М. Н. Ермоловой. Первые же постановки молодого главного режиссёра вывели театр в число популярнейших. По единодушному признанию прессы программный для Фокина первый в Театре им. Ермоловой спектакль «Говори…» означал для театральной России поворот к новому театральному мышлению. За этот спектакль в 1987 году Валерий Фокин был удостоен Государственной премии РСФСР в области литературы и искусства.
В 1975-1979 гг. преподавал в ГИТИСе, в 1993-1994 гг. — в высшей Краковской театральной школе (Польша) и Токийском театре «Тоэн» (Япония). Вёл мастер-класс на европейских режиссёрских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.
Был председателем Комиссии по творческому наследию Вс. Э. Мейерхольда — с 1988 года. В 1991 году, по инициативе Комиссии по творческому наследию Вс. Мейерхольда и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России, был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). В 1999 году решением Правительства Москвы ЦИМ получил статус государственного унитарного предприятия. В 2000 году Валерий Фокин удостоен Государственной премии России в области просветительской деятельности — за сохранение, изучение и развитие творческого наследия Вс. Мейерхольда, создание Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда». Открытие нового здания ЦИМ состоялось 12 февраля 2001 года. Со дня основания до сентября 2011 года Валерий Фокин был директором и художественным руководителем ЦИМ, с сентября 2011 года являлся Президентом ЦИМ.
В 1996 году в Москве и Санкт-Петербурге состоялись фестивали спектаклей Валерия Фокина: «Валерий Фокин. Три спектакля в Манеже» (Москва, март 1996 г.) и «Превращения Валерия Фокина» (Санкт-Петербург, Театр на Литейном, ноябрь-декабрь 1996 г.).
В своем творчестве Валерий Фокин обращается к самым острым, «больным», остававшимся долгое время «закрытым» темам недавнего прошлого нашей страны и дня сегодняшнего. Его спектакли, современные ли, классические ли, характеризуют емкость и масштабность сценической метафоры, острота художественного мышления, театральность, стремление к подробному психологическому анализу характеров. Закономерно, что режиссура Фокина вызывает интерес за рубежом. Спектакли в его постановке идут на сценах США, Польши, Венгрии, Германии, Швейцарии, Японии, Франции. Спектакли отличает не только мастерство режиссуры, но и оригинальность интерпретации хорошо известных образов.
Спектакли Фокина «Нумер в гостинице города NN» по Н. Гоголю (ЦИМ, Москва, 1994), «Превращение» по Ф. Кафке (ЦИМ совместно с театром «Сатирикон», 1995), «Еще Ван Гог...» (ЦИМ совместно с театром п/р О. Табакова, 1998), «Татьяна Репина» по А. Чехову (Авиньонский фестиваль (Франция) совместно с МТЮЗ, 1998), «Ревизор» Н. Гоголя (Александринский театр совместно с ЦИМ, 2002) получили признание российской и мировой театральной общественности. Им присуща не только яркая зрелищность, динамика, парадоксальность, но и последовательный поиск нового театрального языка, что позволяет говорить о Фокине как об одном из лидеров современной европейской сцены.
В феврале 2016 года в Санкт-Петербурге прошел фестиваль «Десять спектаклей Валерия Фокина», показавший пути развития творческого метода режиссёра и художественного опыта, возглавленной им сцены за период с 2002 года — времени создания первого спектакля Валерия Фокина в Александринском театре. К настоящему времени в Александринском театре Валерий Фокин поставил более 20 спектаклей.
В 2019 году по инициативе художественного руководителя Александринского театра в России проведён крупнейший форум сценических искусств — Международная театральная олимпиада – 2019. В 2022 году Валерий Фокин стал инициатором создания Ассоциации национальных театров, ведущей свою деятельность под эгидой Александринского театра.
В августе 2023 года исполнилось 20 лет художественного руководства Валерия Фокина Александринским театром. Именно в этот период первый государственный драматический театр России вернул себе истинное значение ведущей сцены страны и официально удостоен имени Национального драматического театра России.
В июле 2024 года Валерий Фокин назначен Президентом Александринского театра.
Награды и премии
2006 год
- Орден «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» IV степени «За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность». Указ Президента Российской Федерации № 172 от 28.02.2006
- Знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»
2008 год
- Российская национальная театральная премия «Золотая Маска», cпециальный приз жюри «За возрождение Александринского театра»
- Высшая государственная награда Польши в области литературы и искусства. Орден «Глория Артис»
- Премия имени Вс. Мейерхольда
- Премия имени К. С. Станиславского
2010 год
- Орден «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» III степени «За большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность». Указ Президента Российской Федерации № 657 от 2.01.2010
2011 год
- Почётная грамота Президента Российской Федерации «За большие заслуги в развитии культуры и многолетнюю плодотворную работу» (Распоряжение Президента РФ Д. А. Медведева «О поощрении» № 762-рп от 22.11.2011)
2013 год
- Российская национальная театральная премия имени Андрея Миронова в номинации «За служение русскому репертуарному театру».
2015 год
- Международная «Премия имени Н. В. Гоголя».
2016 год
- Орден «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» II степени «За большой вклад в развитие отечественной культуры и театрального искусства». Указ президента РФ № 17 от 18.01.2016 «О награждении государственными наградами Российской Федерации».
- Премия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства в номинации «Театральное искусство» за развитие театральной культуры Санкт-Петербурга
- Серебряная медаль апостола Петра. За усердные труды на благо Святой церкви и в связи с 70-летием со дня рождения
- Памятная медаль 500-летия Собора Успения Пресвятой Богородицы Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря
2017 год
- Премия Правительства РФ в области культуры за 2016 год «За создание спектакля "Маскарад. Воспоминания будущего" по драме М. Ю. Лермонтова "Маскарад" и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года. Распоряжение № 209-р от 7.02.2017 подписал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев
- Орден Звезды Италии (Ordine della Stella d`Italia) степени Офицер (Ufficiale)
- Национальная премия имени Евгения Лебедева «за выдающийся вклад в развитие русского национального театрального искусства»
2018 год
- Европейская театральная премия (Europe theatre prize) «за многогранность творчества, полную самоотдачу театральному искусству и многолетнее служение театру»
2021 год
- Орден «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» I степени «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность». Указ президента РФ от 06.02.2021 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- Орден «Орден Восходящего солнца, Золотые лучи с шейной лентой» за вклад в развитие японо-российского сотрудничества в области театрального искусства
- Французский национальный Орден Искусств и Литературы. Степень – кавалер
2022 год
- Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
- Художественная премия «Петрополь»
Режиссёрские работы в театре
- Ф. Достоевский «Чужая жена и муж под кроватью» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва, 1968 г.)
- В. Розов «С вечера до полудня» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва, 1968 г.)
- Л. Филатов «Время благих намерений» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва, 1969 г.)
- Н. Гоголь «Нос», Ги де Мопассан «Пышка» (Театральное училище им. Б. Щукина, Москва,1970 г.)
- М. Рощин «Валентин и Валентина» (Театр «Современник», Москва, 1971 г.)
- А. Володин «С любимыми не расставайтесь» (Театр «Современник», Москва, 1972 г.)
- А. Вампилов «Провинциальные анекдоты» (Театр «Современник», Москва, 1973 г.)
- В. Розов «Четыре капли» (Театр «Современник», Москва, 1974г.)
- М. Шатров «Погода на завтра» (Совместно с Г. Волчек и И. Райхельгаузом. Театр «Современник», Москва, 1974 г.)
- В. Розов «Четыре капли» (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша, 1976 г.)
- Ф. Достоевский «И пойду, и пойду!..» (по мотивам повестей «Записки из подполья» и «Сон смешного человека») (Театр «Современник», Москва, 1976 г.)
- Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (ЦДТ, Москва, 1976 г.)
- Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» (Театр «Современник», Москва, 1976 г.)
- В. Шекспир «Гамлет» (Театр «Современник, Москва, 1978 г.)
- Э. Ветемаа «Монумент» (Театр «Современник», Москва, 1978 г.)
- А. Вампилов «Старший сын» (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша, 1978 г.)
- А. Казанцев «С весной я вернусь к тебе» (Студия О. Табакова, Москва, 1978 г.)
- Ю. Семёнов «Поиск 891» (Совместно с Г. Волчек и М. Али-Хусейном, Театр «Современник», Москва, 1979 г.)
- А. Осецка «Вкус черешни» (Редакция, совместно с М. Али-Хусейном, Театр «Современник», Москва, 1979 г.)
- К. Симонов «Мы не увидимся с тобой» (Театр «Современник», Москва, 1979 г.)
- Н. Гоголь «Ревизор» (Театр им. Ст. Ярача, Лодзь, Польша, 1980 г.)
- А. де Мюссе «Лоренцаччо» (Театр «Современник», Москва, 1980 г.)
- В. Гуркин «Любовь и голуби» (Театр «Современник», Москва, 1982 г.)
- Н. Гоголь «Ревизор» (Театр «Современник», Москва, 1983 г.)
- М. Мишин «Лица» (Государственный Театр миниатюр, Москва, 1983 г.)
- А. Вампилов «Старший сын» (Национальный театр г. Печ, Венгрия, 1984 г.)
- Э. Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» (Театр «Современник», Москва, 1984 г.)
- В. Гуркин «Риск» (по роману О. Куваева «Территория») (совместно с Г. Волчек, Театр «Современник», Москва, 1984 г.)
- Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние» (Театр «Современник», Москва, 1985 г.)
- А. Буравский «Говори...» (по произведениям В. Овечкина) (Театр им. М. Ермоловой. Москва, 1986г. – Государственная премия РСФСР, 1987 г.)
- В. Дозорцев «Последний посетитель» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1986 г.)
- Э. Радзинский «Спортивные сцены 1981 года» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1986 г.)
- А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» (Театр Хаюдза, Токио, Япония, 1987 г.)
- А. Буравский «Второй год свободы» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1988 г.)
- В. Набоков «Приглашение на казнь» (Театр им. М. Ермоловой, Москва, 1989 г.)
- А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» (Актёрский театр, Сент-Пол, США, 1989 г.)
- Н. Климонтович «Идиот» (по Ф. Достоевскому) (Театр Хаюдза, Токио, Япония, 1989 г.)
- В. Набоков «Приглашение на казнь» (новая редакция) (Театральный центр им. М. Ермоловой, Москва, 1990 г.)
- М. Горький «Васса Железнова» (2-й вариант) (Театр «Три-бюне», Штуттгарт, Германия, 1991 г.)
- Н. Климонтович «Бесноватая» (по роману Ф. Достоевского «Идиот») (Театральный центр им. М. Ермоловой, М,1991 г.)
- Н. Гоголь «Женитьба» (Театр им. Ст. Ярача, Лодзь, Польша, 1991 г.)
- Л. Устинов «Змеиный остров» (Театр «Ам Ноймаркт», Цюрих, Швейцария, 1992 г.)
- «Мистерии» по мотивам работ скульптора В. Сидура (Московский театр под управлением М. Пекарского совместно с Центром имени Вс. Мейерхольда, Москва, 1992 г.)
- Н. Гоголь «Мёртвые души» (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша, 1993 г.)
- М. Горький «Васса Железнова» (Высшая актерская школа, Краков, Польша, 1993 г.)
- Ф. Достоевский «Бобок» (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша, 1993 г.)
- А. Островский «Наш человек» (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша, 1994 г.)
- Н. Гоголь «Нумер в гостинице города NN» (ЦИМ, Москва,1994 г. – Государственная премия РФ, 1994; Высшая российская национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль», 1995; Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая режиссура»)
- Ф. Кафка «Превращение» (ЦИМ совместно с театром «Сатирикон», Москва, 1995 г. – Специальный приз 32-го Международного фестиваля БИТЕФ и премия газеты «Политика», г. Белград, 1998 г.; Высшая российская национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль» – Константин Райкин в роли Грегора Замзы, 1996, Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучший спектакль сезона»)
- А. Вампилов «20 минут с ангелом» (2-я редакция) (Юбилей О. Табакова, Москва, 1995 г.)
- Н. Климонтович «Карамазовы и ад» (на темы Ф. Достоевского) (Театр «Современник», Москва,1996 г.)
- «Анекдоты» (по повести Ф. Достоевского «Бобок» и пьесе А. Вампилова «Двадцать минут с ангелом») (Театр п\р О. Табакова, Москва, 1996 г.)
- Э. Радзинский «Последняя ночь последнего царя» (Театральное Агенство БОГИС. Москва, 1996г. – Премия «Хрустальная Турандот» (1997) в номинации «Лучший режиссёр»)
- А. Островский «Наш человек» (по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты») (Молодежный Театр «Глобус», г. Новосибирск, 1997 г.)
- «Ещё Ван Гог...» (по диалогам И. Савальева) (ЦИМ совместно с театром п\р О. Табакова, Москва, 1998 г. – Премия «Хрустальная Турандот» (1998) в номинации «Лучшая режиссура»)
- А. Островский «Наш человек» (по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты») (Театр Польский, Вроцлав, Польша, 1998 г.)
- А. Чехов «Татьяна Репина» (Международный театральный фестиваль в Авиньоне (Франция) совместно с МТЮЗ, Авиньон, 1998 г.)
- А. Чехов «Три сестры» (Финский Национальный театр, Хельсинки, 1999 г. – Специальный приз Х Международного театрального фестиваля «Балтийский Дом»)
- Н. Коляда (по Н. Гоголю) «Старосветская любовь» (театральное агентство А. Воропаева, Москва, 1999 г.)
- Аристофан «Воздушный город» игра по пьесе «Птицы» (Вариант для открытых площадок). (Совместная продукция Новосибирского Молодёжного театра «Глобус», драматического театра им. Ст. Бъчварова и ЦИМа, Болгария, Варна, июнь 2000 г.)
- Аристофан «Воздушный город» (Вариант для театральной сцены) (Новосибирский театр «Глобус», 2000 г.)
- А. Чехов «Свадьба» (Театр им. Ст. Ярача, Лодзь, Польша, 2001 г.)
- «Антонен Арто. Анонс» (ЦИМ, Москва, 2001 г.)
- В. Семеновский «Арто и его двойник» (ЦИМ, Москва, 2002 г.)
- Эсхил «Семеро против Фив» (Дюссельдорфский драматический театр, Германия, 2002 г.)
- Н. В. Гоголь «Ревизор» (Александринский театр, совместно с ЦИМ, Санкт-Петербург, 2002 г. – Государственная премия РФ, Высшая российская национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль», Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинациях «Лучший спектакль» и «лучшая мужская роль» – Сергей Паршин в роли Городничего, 2003 г.)
- Ф. Кафка «Превращение» (Театральный Центр в Шизуока, Япония, 2003 г.)
- Н. В. Гоголь «Шинель» (Театр «Современник». Другая сцена, Москва, 2004 г. – Высшая российская национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль малой формы» и «Лучшая работа художника» – Александр Боровский, 2006 г.)
- Ф. М. Достоевский «Двойник» (Александринский театр, Санкт-Петербург, 2005 г.)
- Н. В. Гоголь «Женитьба» (Центр искусств Арко, Сеул, Южная Корея, 2005 г.)
- Л. Н. Толстой «Живой труп» (Александринский театр, 2006 г.)
- П. И. Чайковский. «Пиковая дама» (Большой театр России. Новая сцена, 2007 г.)
- Н. В. Гоголь «Женитьба» (Александринский театр, 2008 г. – Приз прессы имени Леонида Попова 18-го Международного фестиваля «Балтийский дом»; Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинациях «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая сценография», 2009)
- В. Леванов «Ксения. История любви» (Александринский театр, 2009 г.)
- В. Шекспир «Гамлет» (Александринский театр, 2010 г.)
- «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» (сценическое переложение повести «Записки из подполья») - Театр «Сатирикон» им. А. Райкина, Москва, 2010 г.
- «Ваш Гоголь» (в спектакле использованы тексты Н. В. Гоголя) – Александринский театр, малая сцена, 2011 г.
- «Литургия ZERO» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок» (Александринский театр, 2012 г.)
- «Невский проспект. Городские этюды» (Александринский театр, 2013 г.)
- В. Леванов «Ксения. История любви» (Александринский театр, версия для историко-культурных заповедников России, впервые был показан на сцене Вологодского Кремля в рамках IIX Международного театрального фестиваля «Голоса истории», 2014 г.)
- «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и одноимённому спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 г. (Александринский театр, 2014 г.). Премия Правительства РФ в области культуры за 2016 год «За создание спектакля "Маскарад. Воспоминания будущего" по драме М. Ю. Лермонтова "Маскарад" и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года.
- «Третий выбор» по пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп», вторая редакция спектакля (Александринский театр, 2015 г.)
- «Дороги». Режиссёрская корректировка (премьера состоялась в рамках официального открытия Года литературы в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра, 22 марта 2015 г.)
- «Сегодня. 2016 - ...» по повести Кирилла Фокина «Огонь» (Новая сцена Александринского театра, 2016 г.)
- «Троянки» по трагедии Еврипида (премьера состоялась на сцене античного амфитеатра Археологического парка Pausilypon в рамках театрального «Наполи фестиваль» (Napoli Teatro Festival Italia) 2 июня 2016 г., спектакль создан в соавторстве с режиссёром Н. Рощиным)
- «Крокодил» (A Krokodilus) по рассказу Ф.М. Достоевского. Венгерский Национальный театр (Nemzeti Színház), Будапешт. Премьера состоялась 7 октября 2016 г.
- «Ваш Гоголь. Последний монолог» (в спектакле использованы тексты Н. В. Гоголя) – Новая сцена Александринского театра, 2016 г.
- В. Шекспир «Гамлет» (Международная версия, созданная для показа в театральном центре-заповеднике Тога. Спектакль создан в рамках программы «Русские сезоны» в Японии. Премьера состоялась 26 августа 2017 г.)
- «Швейк. Возвращение» по мотивам романа Ярослава Гашека. Драматург – Татьяна Рахманова (Александринский театр, 2018 г.)
- «Блаженная Ксения. История любви» по пьесе Вадима Леванова «Блаженная Ксения Петербургская в житии», вторая редакция спектакля (Александринский театр, 2018 г.)
- «Рождение Сталина». В основе сценической композиции – исторические материалы, фрагменты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы», а также тексты современных авторов. (Александринский театр, 2019 г.)
- «Сегодня. 2016 - ...» по повести Кирилла Фокина «Огонь» (Международная версия, созданная для показа в театральном центре-заповеднике Тога в рамках IX Театральной олимпиады в Японии. Премьера состоялась 24 августа 2019 г.)
- «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство». Художественный куратор проекта. (Онлайн-перформанс по пьесе Бориса Акунина. Александринский театр, 2020 г.)
- «Честная женщина» по тексту Кирилла Фокина. Новая сцена Александринского театра. 2021 г.
- «Блаженная Ксения. История любви» по пьесе Вадима Леванова «Блаженная Ксения Петербургская в житии», вторая редакция спектакля (Александринский театр, версия для музеев-заповедников, впервые была показана на Вечевой площади Псковского Кремля в рамках XVIII Пушкинского театрального фестиваля, 2021 г.)
- «Один восемь восемь один». Премьера состоялась 9 сентября 2022 года на Основной сцене Александринского театра, открыв XIII Международный театральный фестиваль «Александринский».
- «Rex» по пьесе Кирилла Фокина. Венгерский Национальный театр (Nemzeti Színház), Будапешт. Премьера 10 марта 2023 г.
- «Честная женщина» по тексту Кирилла Фокина. (Новая сцена Александринского театра. Версия, созданная для показа в Ельцин центре в Екатеринбурге. 1 октября 2023 г.)
- «Мейерхольд. Чужой театр» (Новая сцена им. Вс. Э. Мейерхольда. Премьера 9 февраля 2024 г.)
- KING LEAR SHOW по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Король Лир». Венгерский Национальный театр (Nemzeti Színház), Будапешт. Премьера 10 мая 2024 г.
- «Блаженная Ксения. История любви» по пьесе Вадима Леванова «Блаженная Ксения Петербургская в житии», вторая редакция спектакля (Александринский театр, специальная версия для открытых пространств, показана в Суздале на территории Музейного комплекса «Кремль» 29 июня 2024 г.)
- «Иов» по Книге Иова (Библия. Ветхий Завет) (Александринский театр, Царское фойе, 2024 г.)
Телевизионные спектакли
- Ч. Диккенс «Домби и сын» (1974 г.)
- Н. Гоголь «Иван Федорович Шпонька и его тётушка» (1976 г.)
- В. Токарева «Между небом и землей» (по рассказу «Ехал грека через реку») (1976 г.)
- О. де Бальзак «Кузен Понс» (1978 г.)
- В. Токарева «Дефицит на Мазаева» (1979 г.)
Телевизионные фильмы-спектакли
- К. Симонов «Мы не увидимся с тобой» (1981 г.)
- М. Лермонтов «Тамбовская канзначейша» (1982 г.)
- «Басни Крылова» (1983 г.)
- А. Буравский «Говори...» (1987 г.)
- В. Набоков «Приглашение на казнь» (TV-центр, г. Лодзь, Польша, 1992 г.)
- Т. Дорст «Я, Фейербах» (1993 г.)
Теле- и кинофильмы
- Л. Зорин «Транзит» (1983 г.)
- «Загадки «Ревизора» (1998 г.)
- Ф. Кафка «Превращение» (2002 г.)
- Н. Гоголь «Нумер в гостинице города NN» (2003 г.) – Премия ТЭФИ – 2004 в номинации «Режиссёр телевизионного художественного фильма/сериала»
- Н. Гоголь. «Шинель» (2008)
- К. Фокин «Петрополис» (2021)
Книги
- Партитуры двух спектаклей. «Нумер в гостинице города NN». «Превращение» / Творческий центр имени Вс. Мейерхольда: Ред. В. Семеновский. Автор записи Л. Бакши. - М., 1999.
- Александринский «Ревизор» Валерия Фокина. Рождение спектакля / Составление А. А. Чепурова. СПб: «Балтийские сезоны», издатель Е. С. Алексеева. 2005 - 496 стр.; 3 п.л. цв. илл. (Библиотека Александринского театра).
- Валерий Фокин. Беседы о профессии. Репетиции. Составление и литературная запись А. А. Чепурова. СПб: «Балтийские сезоны», издатель Е. С. Алексеева. 2006. - 288 стр. 3 печ. листа цв. илл. (Библиотека Александринского театра).
- Валерий Фокин. Беседы о национальном театре. СПб.: «Балтийские сезоны», 2016.
- Чепуров А. А. Валерий Фокин / Александр Чепуров. - М.: Молодая гвардия, 2021. - 425 с.: ил. - (ЖЗЛ: Биография продолжается...: сер. биогр.; вып. 46).
- Валерий Фокин. Мир национальной сцены / Составление А. А. Чепурова. СПб.: «Балтийские сезоны», 2023. 508 с. Ил.
Интервью
- Интервью с Валерием Фокиным от 2 февраля 2013 года // Радио «Говорит Москва»
- INTERVIEW: Editor Theodora Clarke speaks to Valery Fokin, artistic director of St Petersburg’s Alexandrinsky Theatre // Russian art + Culture. 03.07.2014
- Не делать резких движений (Валерий Фокин для газеты «Санкт-Петербургские ведомости») // Санкт-Петербургские ведомости. 17.07.2014)
- Валерий Фокин: государство должно финансировать и то искусство, которое не собирает тысячи зрителей (беседу с Валерием Фокиным ведёт Жанна Зарецкая) // Фонтанка.ру. 23.07.2014
- «Сегодня торжествует цифровое средневековье» (беседу с Валерием Фокиным ведёт Анна Французова) // Невское время. 25.11.2014
- Валерий Фокин. Новые вызовы. Новый выбор // Санкт-Петербургские ведомости. 26.02.2015
- Дети Вия не боятся. Валерий Фокин открыл Год литературы в Александринском театре (беседу ведёт Ирина Корнеева) // Российская газета. №60 (6631). 24.03.2015
- Валерий Фокин: Новая сцена Александринского театра не имеет аналогов // Вести.ru. 08.04.2015
- Министерство культуры или цензуры? (беседу с Валерием Фокиным ведёт Елена Боброва) // Город (812). № 13. 13.04.2015
- Воспоминания будущего. Валерий Фокин (беседу ведёт Никита Кондрушенко) // Dress Code. №1 (54). 2015
- Валерий Фокин. Патриотизм – очень тонкое чувство // Санкт-Петербургские ведомости. 07.05.2015
- Минус три сестры. Валерий Фокин – о том, как может измениться скоро театральный рынок (беседу ведёт Ирина Корнеева) // Российская газета. 31. 07. 2015
- Валерий Фокин. «...И вообще об односторонности» // Санкт-Петербургские ведомости. 31.08.2015
- Валерий Фокин: «Нельзя делить искусство на наше и не наше» // Невское время. 30.09.2015
- Валерий Фокин: «Я здесь не задыхаюсь…» (беседовал Александр Платунов) // Театральный город.2015. Октябрь
- Валерий Фокин: «А если я посередине, что тогда?» (беседовала Алла Шендерова) // Новое время. 2015. № 35-36. Октябрь
- Худрук Александринского театра В. Фокин: «Сочетание традиции и новизны дает уверенность, что театр развивается» // ИНТЕРФАКС. 19.11.2015
- Валерий Фокин: Театр всегда пребывает в ситуации напряжения // Телеканал Мир. 16.12.2015
- Валерий Фокин. Возможна ли единая политика в сфере культуры без цензуры? (беседу вела Татьяна Троянская) // Эхо Москвы. 12.01.2016
- Валерий Фокин. Интервью на радио «Эхо Москвы» (беседу вёл Алексей Горпинченко) // Эхо Москвы. 13.01.2016
- Пограничники свободы. Валерий Фокин: Цензуры быть не должно. Нужна ли самоцензура? (Валерий Фокин на «Деловом завтраке» в «РГ») // Сайт Российской газеты. 01.02.2016
- «Театр сохраняет раствор свободы». Валерий Фокин – о традициях и новаторстве (беседовал Андрей Архангельский) // Коммерсант.RU. Огонёк. 8.02.2016
- Валерий Фокин: Сохраняя преемственность (беседу ведет Ольга Привалова) // Русская мысль. 2016. Февраль.
- Валерий Фокин в программе «Главная роль» на Телеканале Культура. Эфир от 15.02.2016.
- Инопланетяне в Александринке. Валерий Фокин с сыном вызывают огонь на себя (беседу ведёт Ирина Корнеева) // Российская газета. 24.02.2016
- Валерий Фокин – специально для «Доброго утра» // Первый канал. 25.02.2016
- Метод Фокина (беседу ведёт Вячеслав Суриков) // Эксперт. №10. 7-13 марта. 2016
- Валерий Фокин. Процессы преступно похожи (беседу ведет Дмитрий Циликин) // Деловой Петербург. 25.03.2016
- Валерий Фокин в программе «Худсовет» // Телеканал культура. 31.03.2016
- «Нет ничего важнее, чем разговор о строительстве человека». Интервью Валерия Фокина // Телеканал Санкт-Петербург. Программа «Пульс города». 3.04.2016
- Валерий Фокин: «Моей главной задачей было вернуть Александринке престиж» (беседу ведёт Елена Федоренко) // Культура. 12.04.2016
- Валерий Фокин: «Лучше в российском городке будет плохой театр, чем не будет никакого» (беседу ведёт Евгений Авраменко) // Известия. 23.06.2016.
- О «Синей птице», белых перчатках, а также о человеке внешнем и внутреннем (беседу с Валерием Фокиным ведёт Марина Дмитревская) // Петербургский театральный журнал. 2016. № 84.
- Открыть занавес. Валерий Фокин о театрах живых и мёртвых: как их реформировать? (беседу ведёт Елена Боброва) // Российская газета. 16.01.2017
- Валерий Фокин. Сто лет гордыни // Санкт-Петербургские ведомости. 05.03.2017
- Валерий Фокин: "Наша национальная черта – мы очень любим делать из людей мучеников" (беседу ведёт Айрат Нигматуллин) // Бизнес Online. 12.06.2017
- Хороший театр меняет мир (беседу с Валерием Фокиным ведёт Елена Боброва) // Российская газета. 29.08.2017
- Художественный руководитель Александринского театра В. Фокин: "Количество зрителей в зале не определяет художественный уровень спектакля" // Интерфакс. 08.09.2017
- Валерий Фокин. Разговор о самом важном // Санкт-Петербургские ведомости. 06.03.2018
- «Он как оборотень». Худрук «Александринки» Валерий Фокин рассказал Андрею Архангельскому о превращении Джугашвили в Сталина // Коммерсант. Ru. Огонёк. 26.03.2018
- «"Ревизор" для России очень государственная пьеса» (беседу с Валерием Фокиным ведёт Алёна Вугельман) // Контент - король. 30.05.2018
- "Спектакль должен раскалывать зал!" (беседу с Валерием Фокиным вела Людмила Безрукова) // Труд. 12.09.2018
- "Чем больше людей увлекается театром, тем лучше для общества" (беседу с Валерием Фокиным вела Светлана Наборщикова) // Известия. 21.09.2018
- Главная роль. Валерий Фокин // ТК Культура. Эфир от 12.11.2018
- Сезон диалогов. Худрук Александринки Валерий Фокин о VII Международном культурном форуме и Европейской театральной премии (беседу ведёт Ирина Корнеева) // Российская газета. 14.11.2018
- «Театр — машина, состоящая из людей». Режиссёр Валерий Фокин — о художественных механизмах, мёртвом подвале, живом академизме и уроках Галины Волчек (беседу ведёт Светлана Наборщикова) // Известия. 20.12.2018
- Валерий Фокин: "Авторитет русской сцены очень высок" (беседу вела Елена Федоренко) // Культура. 7.02.2019
- Валерий Фокин: «Объединение Александринского и Волковского театров – это новые возможности» (беседу вела Жанна Зарецкая) // Театр. 27.03.2019
- Совет в Ярославле. Валерий Фокин: Два театра хотят вместе работать. Никто никого не поглощает (беседу вела Ирина Корнеева) // Российская газета. 04.04.2019
- Валерий Фокин: В мире есть огромное желание изучить нашу школу (беседу вела Марина Токарева)// Новая газета. 06.11.2019
- Валерий Фокин рассказал о Театральной олимпиаде // Телеканал Культура. 11.11.2019
- Интервью с художественным руководителем Александринского театра Валерием Фокиным // Россия 1. 17.11.2019
- Валерий Фокин: «Эта ситуация закончится, но мы не уйдем из интернета» (беседу ведёт Игорь Топорков) // Собака.Ru. 13.04.2020
- Другая Александринка. Валерий Фокин о том, как поменяется театр после пандемии // Российская газета. 25.05.2020
- «Если увижу, что микробы расползаются, проект закончится» (беседу с Валерием Фокиным вела Зоя Игумнова) // Известия. 1.06.2020
- Фокин: Александринский и Псковский театры после объединения будут проводить совместные гастроли // Россия 24. 30.10.2020
- Валерий Фокин: Штамп с зелеными человечками мне не интересен // Телеканал Мир. Культ личности. 01.03.2021
- Валерий Фокин: «Главная черта нашего времени — неприкрытый цинизм» // Фонтанка.ру. 02.03.2021
- Валерий Фокин: "Взаимоотношения артиста и режиссера – всегда борьба" (беседу ведёт Вячеслав Суриков) // Эксперт. №11. 8-14.03.2021
- Сталин и блаженная Ксения, провокация и смирение. Гость программы "Парсуна" – Валерий Фокин (беседу ведёт Владимир Легойда) // Телеканал Спас. 11.04.2021
- Интервью с художественным руководителем Александринского театра Валерием Фокиным // Вести Иркутск. 09.06.2021
- Валерий Фокин о национальных театрах для Онлайн-фестиваля национальных литератур народов России 2021
- Время объединяться. Режиссёр Валерий Фокин – о государственном масштабе национальных театров // Известия. 17.01.2022
- Валерий Фокин. Проекты Ассоциации национальных театров России // Вместе. РФ. 1.03.2022
- Главная роль. Валерий Фокин // Телеканал Россия Культура. 24.03.2022
- Валерий Фокин: «Театр – это очень сильное и непростое оружие!» (беседу ведёт Айрат Нигматуллин) // Бизнес онлайн. 24.03.2022
- «Первые слова Христа к апостолам были: «Мир вам!». Режиссер Валерий Фокин — о невыученных уроках истории, исторических пьесах и сегодняшних дискуссиях (беседу ведёт Марина Токарева) // Новая газета. 25.03.2022
- Валерий Фокин: "Если у кого-то нет претензий, значит, он умер…" (беседу ведёт Анжела Якубовская) // pravda.ru. 11.04.2022
- Главная роль. Валерий Фокин // Телеканал Россия Культура. 25.10.2022
- Валерий Фокин: «Театр станет ещё более элитарным» (беседу ведёт Александр Быковский) // Ведомости. 26.10.2022
- Валерий Фокин: «Это чудовищная амбициозность» // Скажи Гордеевой. 7.11.2022
- Валерий Фокин: «Я жду особенного зрителя и рассчитываю на него!» (беседу вела Марина Порк) // Караван историй. 01.01.2023
- Валерий Фокин: «Сын сказал: “Я не ты”. И все встало на свои места» (беседу вела Марианна Николина) // Батя. 15.02.2023
- Александринка едет в Москву со своими премьерами: Что сделает Отелло с Дездемоной? (беседу ведёт Инга Бугулова // Российская газета. 30.03.2023
- Фокин: «Очередь из желающих пожаловаться и написать донос сейчас очень длинная» (беседу вела Дарья Ковалёнок) // Деловой Петербург. 11.06.2023
- Валерий Фокин: «Если творца ничего не беспокоит - ничего и не произойдёт» (беседу вела Татьяна Троянская) // Эгоист. №1 - июнь 2023. С. 53-55
- Valerij Vladimirovič Fokin: Nosim najlepša sećanja na Beograd, Bitef i Jovana Ćirilova // nova.rs. 27.09.2023. Перевод
- Валерий Фокин: «Нельзя плясать на могиле классика и нельзя стоять перед ним на коленях» // Телеканал МИР. Культ личности. 17.10.2023
- Валерий Фокин. Ответственность на грани подвига // Известия. 19.12.2023
- Загадка Мейерхольда // Телеканал 78. Открытая студия. 03.02.2024
- Душеспасительная сила искусства (подготовил Александр Чепуров) // Литературная газета. 07.02.2024
- Валерий Фокин: Почему режиссёр Мейерхольд остается нашим современником (беседу вела Ирина Корнеева) // Российская газета. 09.02.2024
- Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь» (беседовал Вячеслав Суриков) // Монокль. №8. 19.02.2024
- Валерий Фокин: «Режиссёр нужен, чтобы находить компромисс, без которого театр невозможен» (беседовал Александр Малич) // Собака.ru. Июнь 2024
- Худрук Александринского театра Валерий Фокин: Гастроли в Баку спустя 42 года – это тройной экзамен для нашего театра (беседу вела Татьяна Новикова) // Москва-Баку. 3.07.2024
- Валерий Фокин — Forbes: «Театр — это митинг без ОМОНа» (беседовал Антон Желнов) // Forbes. 13.10.2024