Ближайшие
В спектакле звучат:
фрагменты гимна «Боже, царя храни!» (А. Львов, В. Жуковский)
композиции Miene beste Freundin (Дж. Олофрен, исп. Уте Лемпер)
и «Прогулки по воде» (В. Бутусов, И. Кормильцев)
В спектакле звучит
монолог Городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в исполнении заслуженного артиста императорских театров Владимира Николаевича Давыдова (1849-1925) — архивная запись
«Один восемь восемь один» — эта постановка художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина открыла новый 267 сезон театра и XIII Международный театральный фестиваль «Александринский».
Созданный в содружестве c театральным художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым, этот спектакль сюжетно захватывает всего несколько дней российской истории, которые были ознаменованы окончанием правления Александра II и восхождением на престол Александра III. Но это именно те несколько дней 1881-го года, которые потрясли всю Россию и в результате определили на долгое время векторы её общественного и политического развития.
В диалогах главных героев, имена которых хорошо нам известны по учебникам истории, разворачивается широкая панорама политической жизни России того времени, вставшей перед выбором своего пути. Гротескная, цирковая, номерная структура сценического действия намеренно снижает пафос происходящего, но это не отменят очевидности того, что на арене именно этого цирка вершится история, рушатся-строятся карьеры и частные жизни, а судьба (очень похожая на смерть) ведёт всех к финалу, который предрешён.
Премьера — 9 сентября 2022 года
ПРОГРАММА К ПРЕМЬЕРЕ:
12 сентября 2022 г. ПРЕМЬЕРА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «1881. ИСТОРИЯ ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ».
13 сентября 2022 г. АЛЕКСАНДР II. НЕЗАВЕРШЁННЫЙ ПОРТРЕТ. Лекция Андрея Яновского.
17 октября 2022 г. МЕСТО ТРУДОВ САМОГО ЗАНЯТОГО ЧЕЛОВЕКА РОССИИ: АЛЕКСАНДР III В ГАТЧИНЕ. Лекция Александры Фарафоновой
17 октября 2022 г. ПОКАЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «1881. ИСТОРИЯ ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ»
10 и 12 декабря 2022 г. МУЗЫКА ВЯЧЕСЛАВА БУТУСОВА К СПЕКТАКЛЮ «ОДИН ВОСЕМЬ ВОСЕМЬ ОДИН» НА НОВОЙ СЦЕНЕ
Пресса о спектакле:
Валерий Фокин, выведя действие из классической сценической коробки на цирковую арену, и решает спектакль как цирковое представление. Череда трюков, сменяющих друг друга в быстром темпе, лихо закрученный исторический сюжет. Здесь есть конферансье, или камер-лакей (Евгений Капитонов), у которого путается под ногами коверный клоун (Дарья Клименко). Карету возит по кругу живой пони. Есть сеанс предсказательницы Блаватской (Иван Супрун), пророчащей России страшные бедствия. Есть медведь (правда, все-таки, не настоящий, а сыгранный Степаном Балакшиным), и, наконец, есть река, в которой царь ловит живую рыбу. Люстра сверкает разноцветными огнями, а в одной из царских лож располагается оркестр. Столь любимые Фокиным “мейерхольдовы арапчата”, безмолвные слуги просцениума в черном, выносят и уносят реквизит, и арена становится то великосветской гостиной, то кабинетом императора, то петербургской улицей, то залой заседания министров, то выставкой макетов. Работа сценографа Алексея Трегубова безупречна, хороша и музыка, написанная для спектакля Вячеславом Бутусовым.
Мария Чернова. Пляска смерти
Экран и сцена 6.10.2022
Спектакль «Один восемь восемь один» состоит из компонентов, сочетание которых должно казаться невозможным. Достоверные исторические события, прямо рифмующиеся с современностью, маскарадно-цирковая форма, рок-музыка, психологическая игра артистов — режиссура Валерия Фокина, кажется, специально нацелена на невиданную алгебру соединения несоединимых слоев. Ну, и еще одно неизвестное — вопрос отношения сегодняшнего зрителя, в 2022 году к той исторической драме.
Николай Песочинский. Партерный император
mastersjournal 18.09.2022
И всё же секрет безусловной удачи этого спектакля, его магии – в том, что, несмотря на жесткую режиссёрскую форму, он остаётся актёрским, и человеческие истории, воля героев в нём играют не менее значимую роль, чем глобальные метафоры и сюжет. И отдельным персонажам режиссёр явно подыгрывает. Так последняя перед убийством ночь Алекандра II с женой Катей – прямо-таки образец высокой театральной лирики. И арена тут воспринимается уже не как территория трюка, а как огромное открытое пространство, где человеку, даже венценосному, невозможно укрыться и даже ненадолго обрести покой.
Жанна Зарецкая. Особенности национальной рыбалки: к истории вопроса
Театр 26.10.2022
Огромная заслуга худрука Национального драматического театра России в том, что в центре спектакля оказываются не декоративные, а глубоко драматичные фигуры двух царей – отца и сына. Иван Волков с удивительной глубиной и трагизмом передаёт страх и смертный ужас «царя-освободителя», не находящего в мире спасения от мести своего народа. Сцена ночного кошмара накануне рокового покушения становится одной из самых пронзительных в спектакле. А растерянные и отчаянные слова: «Что же вы, братцы, делаете?» – врезаются в зрительскую память как острый нож. Но под стать этой роли и роль будущего царя-богатыря Александра Третьего. Иван Трус делает своего героя не только фактурно похожим на историческую фигуру, но и раскрывает тот сложнейший путь, который новый царь проходит от растерянности и глубокого сомнения до обретения решительности и силы человека, в полной мере осознавшего свой долг перед Отечеством. В этом смысле обе эти роли составляют ядро спектакля, представляя в этом ярком цирковом шоу материк русского психологического театра.
Марина Дробышева. Державы груз
Литературная газета 28.09.2022
Спектакль равноправно выстраивает работа сценографа Алексея Трегубова, придумавшего целый парад аттракционов. Действие происходит на классической цирковой арене, выдвинутой в партер и открытой каждому взгляду, как вся жизнь человека на вершине власти. На сцене же Александринки зеркально реальной выстроена декорация царской ложи, где разыгрывается театр в театре (император с сыном приходят на представление «Ревизора»). По кругу бежит живой пони, везя миниатюрную, почти кукольную карету. То в аристократических покоях, то в сказочных зарослях бродит ярмарочный медведь, а политический курс, как маховик времени, поворачивается вспять с деревянного стула – трона, вокруг которого вырастает в «лилипутскую» высоту белоснежного макета Петербург и Москва с горящими окошечками. Московский Кремль Александр III возьмет в руки, уже прозревая будущее революционной России.
Елизавета Авдошина. Два императора весь вечер на арене
Независимая газета 18.09.2022
1. Зрителей Александринского театра перенесут в драматические события 1881 года // Телеканал НТВ. 08.09.2022
2. В Александринском театре сезон начнут с постановки Валерия Фокина «Один восемь восемь один» // Телеканал Россия 1. Вести. 09.09.2022
3. Открытие фестиваля «Александринский» постановкой Валерия Фокина // Телеканал Россия Культура. Новости культуры. 09.09.2022
4. Открытие сезона и фестиваля Александринки // Телеканал Культура. Новости культуры. 09.09.2022
5. Спектакль «Один восемь восемь один» на Международном театральном фестивале «Александринский» // Телеканал Санкт-Петербург. Культурная эволюция. 09.09.2022
6. «У России два союзника: кино и цирк». В новом спектакле Валерия Фокина отразилась история Российской империи // Фонтанка.Ru. 12.09.2022
7. Яна Жиляева. «Человеки уже уловлены»: что Александринский театр и БДТ говорят о судьбах России // Forbes. 14.09.2022
8. Дмитрий Ренанский. Прокрустова ложа. «1881» Валерия Фокина в Александринском театре // Коммерсантъ. 15.09.2022
9. Елена Алексеева. Театральный фестиваль «Александринский» открылся премьерой спектакля «Один восемь восемь один» // Санкт-Петербургские ведомости. 15.09.2022
10. Елизавета Авдошина. Два императора весь вечер на арене. Александринский театр открыл сезон премьерой пьесы Бориса Акунина // Независимая газета. 18.09.2022
11. Партерный император: Николай Песочинский о спектакле «1881» Валерия Фокина в Александринке // Masters Journal. 18.09.2022
12. Ольга Егошина. Что изменилось бы? Ни-че-го // Свободное пространство. 20.09.2022
13. Елена Строгалева. Гул затих // ПТЖ. Блог. 25.09.2022
14. «Мы — Евразия, нам нужно найти баланс, соответствующий нашему пути» (беседу с Валерием Фокиным ведёт Светлана Наборщикова) // Известия. 28.09.2022
15. Марина Дробышева. Державы груз // Литературная газета. 28.09.2022
16. Иван Волков: я с детства понимал, что буду артистом // Телеканал Мир 24. Культ личности. 6.10.2022
17. Мария Чернова. Пляска смерти // Экран и сцена. 6.10.2022
18. Валерий Фокин: «Театр — это высказывание. Он не может радикально изменить ситуацию» (беседу ведет Вячеслав Суриков) // Эксперт. 2022. 24-30 окт. № 43. С. 72-73
19. Жанна Зарецкая. Особенности национальной рыбалки: к истории вопроса // Театр. 26.10.2022
20. Валерий Фокин: «Театр станет ещё более элитарным» (беседу ведёт Александр Быковский) // Ведомости. 26.10.2022
21. Марина Дмитревская. Гулять по воде... // Петербургский театральный журнал. №4(110). 2022. С. 60-63
22. Ирина Селезнёва-Редер. Тот цирк или этот... // Петербургский театральный журнал. №4(110). 2022. С. 64-65
23. Вадим Рутковский. Кольцо всевластья // coolconnections. 16.05.2023
24. Irena Kristo. Всё циклично. Новый спектакль Валерия Фокина «Один восемь восемь один» // Культурная столица. 22.05.2023
25. Дмитрий Трубочкин и Павел Руднев о спектакле "Один восемь восемь один" // Смотрим. Новости. Подробно. 25.05.2023