
БЛАГОДЁР
Заслуженный артист России, заслуженный работник культуры России; профессор СПГАТИ. Лауреат премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит». Заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания СПГАТИ, педагог, хормейстер; Окончил хоровое отделение Ленинградского института культуры. С осени 2003 года – музыкальный руководитель Александринского театра.
С труппой Александринского театра работал над спектаклями:
1. «Воспитанница» А. Островского (режиссер А. Галибин, 1995)
2. «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна (режиссер А. Галибин, 1997)
3. «Женитьба» Н. Гоголя (режиссер А.Галибин, 1998)
4. «P. S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии»
(каденции на темы Э.Т.А. Гофмана и В.А. Моцарта) (режиссер Г. Козлов, 1998)
5. «Орнитология» А. Строганова (режиссер Р. Смирнов, 1999)
6. «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина (режиссер В. Голуб, 1999)
7. «Пара гнедых» А. Белинского (режиссер А. Белинский, 2000)
8. «Дон Жуан» Мольера (режиссер Г. Тростянецкий, 2000)
9. «Отголосок» Г. Костера (режиссер И. Селин, 2001)
10. «Вишневый сад» А. Чехова (режиссер Р. Смирнов, 2001)
11. «Три сестры и дядя Ваня» М. Гавриловой (режиссер М. Гаврилова, 2001)
12. «Ревизор» Н. Гоголя (режиссер В. Фокин, 2002)
13. «Маскарад» М. Лермонтова (режиссер И. Селин, 2003)
14. «Маленькие трагедии» А. Пушкина (режиссер Г. Козлов, 2003)
15. «Ангажемент» по Ю. Князеву и А. Чехову (режиссер А. Галибин, 2004)
16. «Неизвестный» по М. Лермонтову (режиссер М. Гаврилова, 2004)
17. «Двойник» по Ф. Достоевскому (режиссер В. Фокин, 2005)
18. «Нора» Г. Ибсена (режиссер А. Галибин, 2005)
19. «Живой труп» Л. Н. Толстого (режиссер В. Фокин, 2006)
20. «Муха» по одноименному стихотворению И. Бродского и сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха» (режиссер О. Ерёмин, 2007)
21. «Цветы для Чарли» Д. Киза (режиссер И. Сакаев, 2007)
22. «Женитьба» Н. В. Гоголя (режиссер В. Фокин, 2008)
23. «Человек=Человек» Б. Брехта (режиссер Ю. Бутусов, 2008)
24. «Ксения. История любви» В. Леванова (режиссер В. Фокин, 2009)
25. «Гамлет» В. Шекспира (режиссер В. Фокин, 2010)
26. «Ваш Гоголь» (режиссер В. Фокин, 2011)
27. «Литургия ZERO» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок» (режиссер В. Фокин, 2012)
28. «Маскарад. Воспоминания будущего» по пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и одноименному спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года (режиссер В. Фокин, 2014)
29. «Третий выбор» по пьесе Л. Толстого «Живой труп». Вторая редакция (режиссер В. Фокин, 2015)
30. «Сегодня. 2016» по повести К. Фокина «Огонь» (режиссер В. Фокин, 2016)
31. "Преступление и наказание" по мотивам романа Ф.М. Достоевского (режиссер А. Виднянский, 2016)
32. «Ваш Гоголь. Последний монолог» (режиссер В. Фокин, 2016)
33. «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Б. Брехта (режиссер Т. Терзопулос, 2017)
34. «Солнца ьнет» по мотивам либретто А. Крученых и В. Хлебникова к опере «Победа над солнцем», поэме В. Маяковского «Хорошо!» и другим произведениям русских футуристов (режиссер А. Оконешников, 2017)
35. «Швейк. Возвращение» по мотивам романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Драматург - Татьяна Рахманова (режиссер В. Фокин, 2018)
36. «Блаженная Ксения. История любви» по пьесе Вадима Леванова "Блаженная Ксения Петербургская в житии" (режиссер В. Фокин, 2018)
37. «Рождение Сталина». В основе сценической композиции – исторические материалы, фрагменты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы» и из пьесы М.А. Булгакова «Батум», а также тексты современных авторов. (Александринский театр, 2019)
38. «Вертинский. Русский Пьеро» по музыкальным новеллам, «песенкам» великого русского актера, поэта и шансонье А. Н. Вертинского (режиссер А. Оконешников, 2019)
39. «Игра в ящик» по пьесе А. Букреевой в продолжение рассказа И. Бунина "Господин из Сан-Франциско" (режиссер Антон Оконешников, 2019)
40. «Маузер» по пьесе Х. Мюллера (режиссер Т. Терзопулос, 2020)
_________________________________________________________________________________________
Первым театром для Ивана Благодёра стал ТЮЗ. В начале 1970-х годов он пришел в Молодежный театр, возглавляемый в те годы Владимиром Малыщицким. Он был и концертмейстером, и педагогом по вокалу, и актером, и музыкальным руководителем почти всех спектаклей этого театра с момента его основания. Сотрудничал с ведущими режиссерами Санкт-Петербурга: Владимиром Малыщицким, Ефимом Падве, Семеном Спиваком, Александром Галибиным, Владимиром Тумановым, Татьяной Казаковой, Григорием Козловым и др. В 1998 году был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры России».
С 2001 года работает на кафедре вокала и музыкального воспитания Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, преподает дисциплины «сольное пение», «вокальный ансамбль». С 2004 года – заведующий кафедрой вокала и музыкального воспитания. Участвовал в создании таких учебных спектаклей, как «До свидания, мальчики» по прозе и поэзии Б. Окуджавы (курс В. Фильштинского), «Старый дом» А. Казанцева и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского (курс А. Шведерского), «Ночная репетиция по М. Булгакову и «Вишневый сад» А. Чехова (курс Ю. Красовского). Стал инициатором проведения и руководителем ежегодного Международного вокального конкурса студентов театральных вузов «Поющая маска» (2005-2006).
Работал в Москве – с Александром Галибиным над «Обломовым» и с Николаем Шейко над «Учителем словесности»; в Новосибирском театре «Глобус» – над спектаклем «Бульвар преступлений» (режиссер А. Галибин). Работал в театрах Польши, Финляндии, Литвы.
2 декабря 2006 года в рамках проекта «Гранд-мастер-класс», посвященного 250-летию российского театра, дал мастер-класс по вокальному воспитанию актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
В 2011 году Ивану Благодёру присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 231 от 24. 02. 2011)
«Мне кажется, что Иван Благодёр как очень талантливый и тонко чувствующий человек, работающий не в Консерватории, а в театре, осмысливает музыкальный ряд спектакля драматически – как внутреннюю жизнь персонажей. Он профессионально разбирается в анализе пьесы, игре актеров, ритме и стилистике каждой отдельной постановки. Я в процессе работы с ним стал разбираться в музыке, а он – в режиссуре. Его можно назвать музыкантом-режиссером». Семён Спивак
«Иван Благодёр умеет слушать режиссера, и во время работы у нас не бывает разногласий. Он точно идет по задаче, и если привносит свое, то это, как правило, соответствует замыслу. Работать с ним – удовольствие, отдавая актерам, он получает ту же отдачу, и актеры с радостью идут к нему на репетицию. Он следует правилу, что нет музыкально неодаренных людей, и любой начинает петь у него. Это дар». Александр Галибин
«Иван Благодёр обладает уникальным даром: он предан режиссерскому замыслу и театральной команде. Ведь театр – это всегда команда, а спектакль – это не только театральная ткань, но и духовная связь людей». Григорий Козлов
«Для Ивана Благодёра как автора музыкальной партитуры характерна точность – точность попадания в «тон», в тональность, в стилистику, в жанр каждого спектакля. Музыкальная сцена в его руках становится драматической – в дополнение или в противовес собственно тексту пьесы... В спектакле «P.S.» Ивану Благодёру пришлось выступать в ролях и музыкального руководитля постановки, и дирижера-репетитора, и репетитора по фортепиано и вокалу. Музыкальный ряд спектакля стал как никогда ранее равноправной составляющей драматического действия, даже, можно сказать, его основой». Екатерина Ефремова
(по материалам статьи «Учитель пения» // «Вечерний Петербург», 24 февраля 1999)
«Сегодня в драматическом театре остро стоит проблема музыкального актера. Выигрывают и побеждают как раз там, где возникает синтез актерского мастерства, вокала, умения владеть музыкальными инструментами, хорошо двигаться. Выигрывают актеры, владеющие этими навыками. Если у человека есть провалы в музыкальном образовании, это сильно обедняет... Никто в Питере из музыкантов не занимается серьезно с актерами. Опускаются на какой-то такой средний уровень. Музыкантов, которым придется работать в драматическом театре, никто не готовит. Люди получают классическое музыкальное образование. И задачи у них совершенно другие. Приходя в драматический театр, они продолжают заниматься тем, что получили при классическом вокальном образовании. Это все правильно и нужно. Но это необходимо применять к драматургии и к конкретной роли у конкретного режиссера. Вплести это в спектакль они не могут. Получается либо совершенно в разных жанрах, либо все разваливается, потому что к уровню, до которого они пытаются дотянуть актеров, те просто не готовы. Поэтому нужно найти тот баланс, который сделал бы это легким, привлекательным...
Самое большое счастье в работе, когда есть возможность открывать для себя что-то новое. Если не происходит открытия, работа для меня становится скучной, неинтересной, никаких эмоций после спектакля не остается. Всегда стремился и стремлюсь к тому, чтобы открывать в музыкальном ряде спектакля совершенно неожиданные, редко исполняемые или никогда не исполнявшиеся произведения. В спектакле, построенном на фольклоре, я никогда не шел по общеизвестным вещам, я всегда пытался открыть что-то неизвестное, брал то, что сам записывал и нотировал, либо находил в архивах потрясающие мелодии, которые аранжировал, обрабатывал, и они звучали в спектакле. И это вызывало большой интерес и у публики, и у критиков. Или, скажем, огромное количество классики. В театре используют банальные ходы, берут классику, которая у всех на слуху. А когда звучат вещи, редко исполняемые или вообще не исполняемые, понимаешь, что открываешь это для людей, и каждый вечер на спектакле несколько сот человек услышат потрясающую музыку, которая редко звучит...» Иван Благодёр (Фрагменты интервью для журнала «Театральная жизнь»)