Ближайшие
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
Знаменитую пьесу Бертольта Брехта поставил на Основной сцене один из лидеров европейского театра, создатель собственного метода актёрского мастерства, знаменитый греческий режиссёр Теодорос Терзопулос. «Мамаша Кураж и её дети» — его третья работа на Александринской сцене. Премьера «Эдипа-царя» по Софоклу открыла в 2006 году Первый международный театральный фестиваль «Александринский»; в репертуаре Новой сцены шёл спектакль «Конец игры» по одноимённой пьесе C. Беккета.
Теодорос Терзопулос является ведущим специалистом мирового театра по древнегреческой трагедии, но обращение к театру Брехта для него более чем не случайно. В начале 1970-х годов Теодорос Терзопулос пять лет стажировался в основанном Брехтом театре «Берлинер ансамбль», где в числе его учителей был крупнейший немецкий драматург, режиссёр, последователь Брехта — Хайнер Мюллер. Конец 1970-х годов ознаменовался для Терзопулоса целой серией брехтовских постановок, среди которых «Булочная» в Театральной лаборатории Фессалоников (1977), «Красно-коричневые» в Театре Фессалоников (1977). Также режиссёр руководил постановками: «Знакомство с Брехтом» (1976), «Мария Фарандури поёт Брехта» (1979), «Эккехарт Шаль и Мария Фарандури поют Брехта» (Димитриа Фессалоники и Берлинский Ансамбль, 1980) .
Пьесу «Мамаша Кураж и её дети», написанную Брехтом накануне Второй мировой войны, режиссёр также ставит не впервые, его спектакль по ней шёл в Государственном театре Северной Греции (1983).
Новое обращение состоялось более тридцати лет спустя и выглядит весьма актуально. «Невероятная и неизменная особенность человеческой природы такова, что катастрофы ничему людей не учат», — сказал режиссёр, накануне репетиций своего нового спектакля.
Премьера — 24 февраля 2017 года
Пресса о спектакле
Война — кормилица, смерть — обольстительница — Теодорос Терзопулос ставит «Мамашу Кураж» как послание сегодняшнему миру. В том числе русскому. Здесь плотно, без швов, пригнаны друг к другу античная трагедия и знаменитое брехтовское остранение. Высокая степень конкретности и столь же высокая — условности. Посыл спектакля совпадает с вибрациями нынешней российской жизни, прихваченной по краям войной.
Марина Токарева. Цвет времени - черный
Новая газета. № 28 20.03.2017
Теодорос Терзопулос принес в эту работу над самой известной пьесой Брехта не только память о стажировке в «Берлинер ансамбле», но и многолетний опыт работы с древнегреческими авторами. «Мамаша Кураж» в его постановке обрела эпическое дыхание античной трагедии рока.
Ольга Егошина. Спят мертвецы в могильной мгле
Театрал 06.03.2017
Жизнь интересует режиссера не в ее потоке, непредсказуемости, изменчивости, но в константных свойствах, представленных формульно. Не случайно Терзопулос тяготеет к супрематизму, и сценография напоминает о картинах Малевича, только в 3D.
Евгений Авраменко. Она в объятиях любви и смерти
ПТЖ. Блог 02.02.2017
Теодор Терзопулос сделал, кажется, простой выбор. Вне всякой актуализации (да и вправду, зачем: современней этой пьесы Брехта трудно что-либо отыскать в мировой драме) он вместе с автором экспрессивных костюмов Анастасией Нефедовой двинул на нас мощные и лаконичные войска своего метафизического театра. Не Тридцатилетняя война (о которой, вроде бы, писал Брехт) и не нынешняя, которую уже прозвали "гибридной", а сам Тонатос, то есть - воля к смерти - определяет логику этого спектакля.
Алёна Карась. По ком бьёт барабан
Российская газета 28.02.2017
Почерк Терзопулоса в «Мамаше Кураж» узнаваем: выразительное актерское существование с ощутимыми физическими затратами, форсированная голосовая подача с заданным ритмом дыхания, выверенный пластический рисунок.
Андрей Пронин. Большие маневры
Ведомости 27.02.2017
1. Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» покажут на сцене Александринского театра 24 февраля// ТК Санкт-Петербург. 15.02.2017
2. В Александринке готовятся к премьере спектакля "Мамаша Кураж и ее дети" // ТК Культура. 15.02.2017
3. Светлана Мазурова. Теодорос Терзопулос поставил пьесу Брехта в Петербурге // Российская газета. 21.02.2017
4. Юрий Образцов. Политика и метафизика // Вечерний Петербург. №5 (99) 22.02.2017
5.На сцене петербургской Александринки покажут антиутопию по пьесе Брехта // ТК НТВ. 22.02.2017
6. Грек Теодорос Терзополус покажет спектакль «Мамаша Кураж и её дети» в Александринском театре // ТК Санкт-Петербург. 22.02.2017
7. "Мамаша Кураж и ее дети" в постановке Теодороса Терзопулоса // Первый канал. 22.02.2017 С 01.16
8. «Отрицать отрицательное»: грек поставил в Питере «Мамашу Кураж» // ТК "МИР". 23.02.2017
9. На сцене Александринки состоялась премьера спектакля "Мамаша Кураж и ее дети" // ТК Культура. 25.02.2017
10. Андрей Пронин.Большие маневры // Ведомости. 27.02.2017
11. Анна Ветлинская. «Мамаша Кураж» в Александринке: древнегреческий театр с элементами Станиславского // INTERESSANT. 28.02.2017
12. Алёна Карась. По ком бьёт барабан // Российская газета. 28.02.2017
13. Дмитрий Ренанский. Постановка, приближенная к боевой // КоммерсантЪ. 01.03.2017.
14. Евгений Авраменко. Она в объятиях любви и смерти // ПТЖ. Блог. 02.02.2017
15. Ольга Комок. Смерть на котурнах // Деловой Петербург. 03.02.2017
16. Тамара Ларина. Универсальные солдаты Брехта // REGNUM. 04.03.2017
17. Ольга Егошина. "Спят мертвецы в могильной мгле" // Театрал. 06.03.2017
18. Теодорос Терзопулос: «У русских сохранилась византийская ДНК»(беседу ведет Евгений Авраменко) // Известия. 09.03.2017
19. Вадим Рутковский. Александринский в революции и на войне // Cool Connections. 15.03.2017
20. Марина Токарева. Цвет времени - черный// Новая газета. № 28. 20.03.2017
21. Владимир Кантор. Брехт. Антиутопия. Теодорос Терзопулос накануне премьеры "Мамаши Кураж" // Петербургский театрал. 2017. №1. март. С.14-15.
22. Николай Сергеевич Мартон. "Воспоминания о будущем" (беседу ведет Елена Боброва) // Санкт-Петербургские ведомости. 09.06.2017
23. Irena Kristo. Гранитная плита Тридцатилетней войны // Культурная столица. 3.08.2017
24. Катерина Егорова. Мой идеальный Брехт // Около. 31.05.2023