ТРУС
Артист
Окончил в 2006 году Белорусскую государственную академию искусств по специальности «актёр драматического театра и кино» (курс засл. арт. Республики Беларусь, профессора Ф.С. Воронецкого). С 2006 по 2012 год работал в Минске (Республика Беларусь) в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. С 2012 по 2015 год – в Белорусском государственном молодёжном театре. С 2015 по 2018 год – в Могилёвском областном драматическом театре. С 2018 по 2020 год – в Национальном драматическом театре имени Янки Купалы.
С февраля 2021 года принят в труппу Александринского театра.
Роли в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького: Санитар («Срочно требуется... самоубийца» Н. Эрдмана); Пантера Браун («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля); Старый цыган («Анджело» и другие...», Алексей Ереньков, рок-опера по произведениям А. Пушкина); Григорий («Доходное место» А. Островского); Грумио («Укрощение строптивой» У. Шекспира); Врач («Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера); Пьянда («Легенда о бедном Дьяволе» В. Короткевича); Золотой мужчина («Валентинов день» И. Вырыпаева); Кот Фёдор Тимофеич («Каштанка» А. Чехова); Семен («Васса» М. Горького); Комендант станции («Бег» М. Булгакова); Меркулыч («Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского).
Роли в Белорусском государственном молодёжном театре: Школяр («Вяселы кірмаш» В. Вольского, 2012), Емельян Черноземный («Квадратура круга» В. Катаева, 2012), Баба Яга («Василиса Прекрасная» Т. Пацай, 2013), Миронов Григорий Иванович («Любовь студента» Л. Андреева, 2013), Пёс Еремей («Дунюшка и Кощеево царство» по мотивам славянских народных сказок, 2013), Матей («Полковник-Птица» Х. Бойчева, 2014), Повар («Чехов. Комедия. Чайка» А. Чехова, 2014), Цыган («Бесприданница» А. Островского, 2014).
Роли в Могилёвском областном государственном драматическом театре: Молодой Крэпп («Последняя лента Крэппа» С. Беккета); Тезей («Сон в летнюю ночь» У. Шекспира); Жевакин («Женитьба» Н. Гоголя); Позднышев («Крейцерова соната» Л. Толстого); Бруно Кречмар («Смех в темноте» Н. Мазур, С. Варнаса по роману В. Набокова «Камера обскура»); Скорина («Скорина» Н. Рудковского, С. Варнаса); Доктор Вангель («Женщина моря» Г. Ибсена); Глашатай («По щучьему веленью» Е. Тараховской); Жан («Жажда и голод» Э. Ионеско); Товарищ Сурвила («Жёлтый песочек» В. Быкова); Советник («Снежная королева» Е. Шварца), Васька Пепел («На дне» М. Горького, Могилёвский областной театр кукол); Гамлет («Гамлет» У. Шекспира, Могилёвский областной театр кукол).
Роли в Национальном академическом драматическом театре имени Янки Купалы: Доктор Шельмер («Шляхтич Завальня» Я. Барщевского); Кум («Ночь на Коляды» Н. Гоголя); Официант («Ревизор» Н. Гоголя); Эдмунд Глостер («Король Лир» В. Шекспира).
В январе 2021 года дебютировал на Новой сцене Александринского театра в главной роли Ипполита Григорьевича Кислякова в спектакле «Товарищ Кисляков» (реж. А. Калинин) по мотивам одноимённого романа Пантелеймона Романова. За исполнение этой роли стал лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль». Номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» (Драма/ Мужская роль).
«В главной роли перед зрителем представал неведомый, но мгновенно приковывавший к себе внимание артист. (...) Без всяких заминок и прелюдий артист заявил о себе в первой же роли, словно он уже годами играл бок о бок с петербургскими корифеями, мог в течение четырёх часов, не сходя со сцены, держать внимание зрителя в огромном густонаселенном спектакле и вообще всегда был в труппе Александринского театра для того, чтобы сыграть одну из главных ролей так, чтобы увидеть это стремился весь театральный Петербург. (...) Камерность спектакля выгодно приближала актёров к зрителю. В существовании на расстоянии вытянутой руки заметно всё – движение глаз, поднятая бровь, подёргивание щёк, дрожание мизинца. Всем этим незамедлительно воспользовался Иван Трус – его первый выход к петербургскому зрителю демонстрировал подробность актёрской работы над ролью, продуманность каждого движения его персонажа. (...) Внутренняя рефлексия его роли выражена в пластическом рисунке. Его руки мечутся – взлетают, тут же меняют траекторию, утрачивают размах, прячутся, принуждённо сдерживаются. Он вечно как бы пригибается, прячет голову в плечи». (Ирина Селезнева-Редер. Наш варяг // ПТЖ. №2(112). Апрель 2023. С.34-41)
В марте 2021 года сыграл роль Прокурора в интерактивном онлайн-спектакле «Суд над Раскольниковым» (проект «Другая сцена», реж. А. Оконешников, 2021). В апреле 2021 года сыграл Бывшего прокурора в онлайн-спектакле «Крайм» (проект «Другая сцена» / «Сцена суда», реж. К. Люкевич). В сентябре 2021 года введён на роль Вальвера в спектакль «Сирано де Бержерак» (реж. Н. Рощин, 2018).
В декабре 2021 года исполнил главную роль в спектакле «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. А. Виднянский, 2021).
«Способность к детальному проживанию и умение выстраивать внутренний монолог на сцене оказалась востребована немедленно – тонко рефлексирующий и техничный артист нужен, по большому счёту любому спектаклю. А когда в планах Кафка – это вообще большой подарок (...) За четыре часа спектакля Иван Трус не только ни разу не покидает планшет сцены, но в целом держит этот спектакль, как Атлант – небесный свод. Количество отведённого ему текста заставляет заподозрить немыслимое – кажется, что артист выучил наизусть весь многотрудный текст философского романа. Без единой запинки он проговаривает тонны слов, одновременно умудряясь соблюдать сценический рисунок своего персонажа с завидной органичностью». (Ирина Селезнева-Редер. Наш варяг // ПТЖ. №2(112). Апрель 2023. С.34-41)
«Йозеф К. в пижаме, похожей на арестантскую робу, в огромном, длиннополом пальто романтического героя проходит сквозь череду случайных связей, собственное утраченное детство, никакую собственную жизнь. Но он разрывает грубую обёрточную бумагу, в которую его уже было и упаковали, и надпись написали. Ивану Трусу удается то, что дорого стоит, ему удается показать движение души героя. Это – пробуждение. Как величайшую ценность Йозеф К. прижимает к груди маленького мальчика, самого себя из воспоминаний. И уже не пытается понять логику этого рядящегося цветным мира. Йозеф от всего этого бежит. Стражи ловят его, волокут в темную пропасть за чёрной дверью. Дверь захлопывается». (Мария Иванова. В Александринском театре выпустили «Процесс» по роману Франца Кафки // Российская газета. 17.12.2021)
В 2022 году исполнил роль Александра Александровича, великого князя, впоследствии Императора Александра III в спектакле Валерия Фокина «Один восемь восемь один». За эту роль номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» (Номинация "Драма/Мужская роль").
«После Ипполита Кислякова и Йозефа К. Ивана Труса можно было бы записать в главные неврастеники александринской сцены, но в следующей своей роли Александра III он обнаружил совершенно иную стать. (...) Трус умеет эту фактурность создать. В «Товарище Кислякове» он тщедушен, худ и шепотлив в «1881» вдруг обнаруживает тяжёлую августейшую поступь и зычный голос. (...) Иван Трус в роли Александра III – это человек-скала. Тяжёлая поступь, взгляд исподлобья, скупость пластического и интонационного решения роли будто восходят к известному эпизоду из жизни его персонажа: во время крушения поезда императоратор удержал на себе крышу вагона и спас тем самым своё семейство. (...) Александр III в исполении Ивана Труса с подчинёнными резок и нетерпелив, властен и принципиален. Металл в голосе, повелевающий жест, уверенность и точность движений здесь – лишь часть огранки роли. Нерешительность, сомнение, страх этот царь испытывает и показывает только наедине с самим собой: грузно опирается на стол от тяжести решений, сворачивается в своём кресле от внутреннего холода. В том, как он сидит и молча наблюдает "весь этот цирк" в государстве российском, есть и его позиция, и приговор. Изменить ничего невозможно, но ношу надо держать и нести.
Собственно, именно в этой роли Иван Трус обнаружил важное актёрское качество – обретать фактурность согласно замыслу режиссёра. В императорском мундире он вдруг прибавил в росте, стал шире в плечах, а главное, оказался способен создавать образы целостных, погружённых в глубокий драматический конфликт личностей безо всяких трепыханий "маленького" человека». (Ирина Селезнева-Редер. Наш варяг // ПТЖ. №2(112). Апрель 2023. С.34-41)
«Иван Трус делает своего героя не только фактурно похожим на историческую фигуру, но и раскрывает тот сложнейший путь, который новый царь проходит от растерянности и глубокого сомнения до обретения решительности и силы человека, в полной мере осознавшего свой долг перед Отечеством».(Марина Дробышева. Державы груз // Литературная газета. 28.09.2022)
На Новой сцене в первой премьере 2023 года исполнил главную роль Йуна Габриэля Боркмана в спектакле Андрея Калинина «Боркман». «Исполнитель заглавной роли Иван Трус просто магически нарисовал шестидесятилетнего старца, который отвернулся от себя самого – вместе со всем миром». (Евгений Хакназаров. Пьеса для виолончели, шести ляжек и суровой нордической кармы: «Боркман» по Ибсену в Александринском театре // Газета Культура. 1.03.2023)
«Человек на краю пропасти неузнаваем. Косматая, не стриженая годами шевелюра развевается длинными шатеновыми прядями, спадает на глаза, закрывает заросшее лицо. Борода, кажется, отросла уже чуть не до колен – неровная, всклокоченная, она мешает говорить и даже дышать. Бурая шуба-шкура накинута на голый торс, но будто вросла в кожу и столь же неряшливо космата, как причёска и борода. Пещерный человек, дух, тролль издаёт рык, сжимает кулаки, ступает так, что вот-вот проломит пол. Он кажется исполинским чудовищем, обладателем нечеловеческой неуправляемой силы, перед которым должен расступиться мир. Не заглядывая в программку, узнать в этом персонаже спектакля "Боркман" Ивана Труса невозможно. (...) В каком-то смысле Андрей Калинин эксплуатирует умение Ивана Труса подчиниться режиссёрскому решению. Боркман именно таков, каким он нужен режиссёру. При этом в спектакле с обескураживающей ясностью проявлена способность Труса и к полному перевоплощению, радикальной смене пластического рисунка и интонаций вплоть до интригующей для каждого актёра перспективы остаться неузнанным». (Ирина Селезнева-Редер. Наш варяг // ПТЖ. №2(112). Апрель 2023. С.34-41)
За исполнение этой роли номинирован на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой софит" (Номинация "Лучшая мужская роль").
В 2023 году в спектакле "Руслан и Людмила" (режиссёр Антон Оконешников) по одноимённой поэме А. С. Пушкина сыграл роль Финна. Иван Трус, как и всегда, полностью перевоплощается, предстаёт перед нами совершенно неузнаваемым. От его Финна невозможно оторвать глаз. Критики высоко, по-достоинству, оценили его, казалось бы, второстепенную роль в спектакле: "Парой Наине, как и положено, выступает мудрый Финн. Здесь счастливый случай. Приехавший пару лет назад из Беларуси актёр Иван Трус — большое приобретение александринской труппы, а сам Александринский театр, думается, вполне может стать местом силы для самого артиста. Я видел этого актёра во многих постановках театра, его укоренение на этой сцене явственно, а Финн, вместе с Наиной, стал главной удачей кастинга спектакля. Между тем эта работа не только комичная, когда на помощь артисту приходят шутки реквизита — например, автомобильная сигнализация на входе в пещеру или использование электрооборудования вместо живой воды в сцене воскрешения Финном Руслана. Это ещё и физически затратный труд – как и для Руслана, и для Головы, и для злобного карлы Черномора (Николай Белин). Все эти персонажи приняли участие в эксперименте со стримом. В разные моменты действия они укладывались на сцену и перемещались, как если бы двигались в привычной вертикальной плоскости" (Евгений Хакназаров. Пушкинская резня бензопилой: «Руслан и Людмила» в Александринском театре // Культура. 23.05.2023);
"Куда более пугающим выглядит старец Финн (Иван Трус), который как шаман что-то нашёптывает и перебирает верёвочные письмена. При этом он раскрывается как чуткий и ранимый человек, рассказывая о своей любви к Наине". (Наталья Яковлева. Руслан и Людмила. Супергерои приходят из былин // Около. 23.05.2023) «Колдуна Финна, действующего в интересах молодых влюбленных, играет Иван Трус, и надо заметить, ничего общего ни с только что сыгранным Йуном Габриэлем Боркманом в спектакле Андрея Калинина, ни тем более с Александром III из постановки Валерия Фокина “Один восемь восемь один”, премьерой которого Александринский театр открывал сезон, в этой его работе нет. С горьким юмором рассказывает Финн Руслану о своей патологической любви к Наине». (Мария Чернова. Дым Отечества // Экран и сцена. № 11-12. 15.06.2023)
В январе 2024 года в спектакле Никиты Кобелева «Воскресение» сыграл Масленникова и Позднышева. «Ещё один александринский корифей, Иван Трус, бóльшую часть спектакля играющий заместителя начальника над исправительными учреждениями Масленникова и даже чем-то (да, пожалуй, многим: брутальностью, цепкостью, хитростью) напоминающий в этой роли штабс-капитана Овечкина в исполнении Джигарханяна, ближе к финалу выходит свихнувшимся Позднышевым из «Крейцеровой сонаты», разыгрывающим убийство жены в жанре эксцентричного трагифарса, без тени раскаяния, так что его освобождение выглядит как раз непозволительной, но не удивительной халатностью суда». (Жанна Зарецкая. Новая жизнь никому не дается даром: Александринский театр выпустил «Воскресение» с Жизневским // Фонтанка.ру. 29.01.2024) «(...) мы увидели Труса-Позднышева из «Крейцеровой», убивающего свою жену. Настоящему актеру хватит и эпизода, чтобы сделать вещь – святая истина. В этом случае артист нам показал трагедию саморазрушения и безумия, я счастлив, что был тому свидетелем». (Евгений Хакназаров. Не имей ста рублей: «Воскресение» на Новой сцене Александринского театра // Газета Культура. 05.02.2024)
Снимался в кино и телеcериалах: «Золотая страна», «Книга мастеров«, «Выше неба», «Обратная сторона Луны», «Долгая дорога», «Следователь Протасов», «Зло» (главная роль — Левон), «Дед Морозов» и др.
Награды и премии
- 2016 — Лауреат IV Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия» в номинации «Лучшая мужская роль в спектакле театра драмы» за исполнение роли Василия Позднышева в спектакле «Крейцерова соната» Л. Толстого (реж. С. Варнас) Могилевского областного драматического театра.
- 2021 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль» за исполнение главной роли Ипполита Григорьевича Кислякова в спектакле «Товарищ Кисляков» (реж. А. Калинин) по мотивам одноимённого романа Пантелеймона Романова.
- 2024 — Премия фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» в номинации «Лучший актёрский дуэт» в спектакле Антона Оконешникова «Руслан и Людмила» (Финн и Наина — Иван Трус и Елена Немзер).
ПОДРОБНЕЕ
Роли в Александринском театре:
- Масленников, Позднышев («Воскресение», режиссёр Никита Кобелев, 2024)
- Финн («Руслан и Людмила», режиссёр Антон Оконешников, 2023)
- Йун Габриэль Боркман («Боркман», режиссёр Андрей Калинин, 2023)
- Александр Александрович, великий князь, впоследствии Император Александр III («Один восемь восемь один», режиссёр Валерий Фокин, 2022)
- Йозеф К. («Процесс», режиссёр Аттила Виднянский, 2021)
- Вальвер (с 2021) («Сирано де Бержерак», режиссёр Николай Рощин, 2018)
- Бывший прокурор (Онлайн-спектакль «Крайм», проект «Другая сцена», режиссёр Кирилл Люкевич, 2021)
- Прокурор («Суд над Раскольниковым», проект «Другая сцена», режиссёр Антон Оконешников, 2021)
- Ипполит Григорьевич Кисляков («Товарищ Кисляков», режиссёр Андрей Калинин, 2021)