Ближайшие
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
Спектакль — лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая роль второго плана» (Народный артист России Виктор Смирнов — Норандо)
Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2015-2016 года в номинациях «Работа художника» — Николай Рощин, «Женская роль второго плана» — Елена Немзер.
Для Николая Рощина это не первое обращение к драматургии Гоцци. В 2011 году он выпустил «Ворона» на сцене театра «А.Р.Т.О.», принципиально отказавшись в спектакле от праздничной стилистики театра комедии дель арте. В 2001 году Николай Рощин поставил спектакль «Король-олень» (РАМТ, Москва, 2001), ставший одной из лучших постановок Гоцци на российской драматической сцене. За эту работу режиссёр награжден Премией им. Смоктуновского и Премией Ассоциации Московских критиков.
«Отказавшись от карнавальности, импровизации и прочей лжеитальянщины в своих постановках по Гоцци, я сосредотачиваюсь на схематичности его пьес, в которых, если они нужным способом очищены от всякой второстепенной бутафории, можно увидеть, в том числе и абсурдистскую природу его творчества. Фьябы графа Гоцци впечатляют своей многогранностью и свободой, я считаю его абсолютным радикалом в драматургии. В этом смысле, диалог с моими предыдущими работами, и в их числе со спектаклем на Новой сцене, продолжается. Он всегда продолжается, и это всегда трансформация природы абсурдистского театра, к которому я испытываю особую тягу, даже если на этот раз она обличена в жёсткую сюжетную канву с фантастическими событиями и сильнейшими страстями.
Драмы Карло Гоцци изначально создавались вопреки социальным, и, оперируя современной терминологией, «новодрамовским» пьесам Гольдони. Такие попытки ухода от сиюминутно-поверхностной актуальности в сценических представлениях и стремление создавать «чистый театр», который не опирается на современные житейские, политические, идеологические мотивы — близки моему пониманию природы сценической правды и качества её художественного содержания». Николай Рощин
Премьера — 12 сентября 2015 года
Пресса о спектакле
Механические чудеса тоже присутствуют в избытке — тут и гигантские чудища, разевающие пасть и машущие крыльями, и говорящие головы, и кони, и корабли, и многофункциональная бетономешалка. Бутафорская природа «чудес» специально выпячена, обнажена.
Татьяна Джурова. Добро пожаловать в пустыню чудесного
Петербургский театральный журнал сентябрь 2015
В Александринском театре сумели извлечь из неохватного «ствола» итальянской классики легкий, современный спектакль, в котором между волшебными перипетиями ненавязчиво, исподволь решается моральная дилемма любых времен: гибель или доброе имя? самосохранение или честь?
Марина Токарева. Убить дракона в спальне
Новая газета сентябрь 2015
Как бы фантастически это ни звучало, но современному Петербургу оказана большая честь – служить очередным местом бесконечного поединка Гоцци и Гольдони.
Осенний крик ворона
Санкт-Петербургские ведомости сентябрь 2015
Отказавшись от социально-критического, «документального» театра, Рощин отказался и от «вахтанговского», «итальянски-карнавального» Гоцци, заставив вспомнить о том, как глубоко поняли и полюбили этого венецианца XVIII века немецкие романтики, и о его связи с экстатически-барочной поэзией Кальдерона.
Алена Карась. Много крови из ничего
Российская газета октябрь 2015
1. "Ворон" Николая Рощина: Не преувеличивай, да не преувеличен будешь // ОКОЛО. 14.09.2015
2. Евгений Авраменко. Некрореализм как театральный прием // Независимая газета. 17.09.2015
3. Татьяна Джурова. Добро пожаловать в пустыню чудесного // ПТЖ. Блог. 17. 09.2015
4. Екатерина Омецинская. Консерваторы, умрите... // Невское время. 23. 09. 2015
5. Лилия Шитенбург. Осенний крик ворона // Санкт-Петербургские ведомости. 2015. 24.09.2015
6. Дмитрий Циликин. Фабрика грез. "Ворон" В Александринском театре // Деловой Петербург. 25.09.2015
7. Ольга Егошина. "Птичку жалко..." // Новые известия. 30.09.2015
8. Марина Токарева. Убить дракона в спальне // Новая газета. 9.10.2015
9. Алёна Карась. Много крови из ничего // Российская газета. 13.10.2015
10. Екатерина Бадыгова. Не крадите, принцы, дочерей у чародеев... // Театральный город. 2015. Ноябрь
11. Яна Постовалова. Маски - в массы! // Петербургский театральный журнал. 2016. № 4 (82). С. 107-111.
12. Надежда Гревцева. "Всем маски снять!" // Петербургский театральный журнал. 2016. № 4 (82). С.102-106.
13. Вадим Рутковский. Физика для лириков: новый театр в Петербурге // Сноб. 9.02.2016
14. Светлана Наборщикова, Наталья Васильева. "Макбет" с "Вороном" дружил // Известия. 4.04.2016
15. Григорий Заславский. Николай Рощин не смог скрыться за масками // Независимая газета. 7.04.2016
16. Алексей Мокроусов. Александринский театр показал в Москве ретроспективу спектаклей // Ведомости. 13.04.2016
17. Елена Дьякова. Между Венецией и Теллурией // Новая газета. 13.04.2016
18. Алексей Гончаренко. Весь этот маскерад // Экран и сцена. 2016. № 8.
19.Наталья Макерова. "Что ни век, то век железный" // Сцена. 2016. №3.
20."Ворона" Александринского театра показали в МХТ имени Чехова // Телеканал Культура. 28.03.2017
21.Светлана Хохрякова. На «Золотую маску» Александринка привезла наследницу Карло Гоцци // Московский комсомолец. 31.03.2017
22. Лев Степаненко: "Страшная сказка из Петербурга" // БК. 8.06.2017