Ближайшие
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
Спектакль — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» (2022 г.).
Автор музыки к песням — Николай Орловский.
В спектакле звучит музыка The Cinematic Orchestra.
Декорации изготовлены ООО «Арт-дек», костюмы — ООО «Ника и Партнёры».
Благодарим за участие в съёмке в роли Графини народную артистку России Светлану Смирнову.
Опубликованный в начале двадцатого века роман Сологуба «Мелкий бес», разошёлся беспрецедентным в те времена и для подобной прозы тиражом в десять тысяч экземпляров. История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. «Мелкий бес» завершает классическую русскую прозу, а его главный герой Передонов — зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Популярность романа была такова, что в обиход вошло понятие «передоновщина».
Пьеса «Тварь» была написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа.
Передонов по поводу и без «припадающий» к великой русской литературе, цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского на всякое свое безобразие — как образ нашего во многом манипулятивного отношения к русской классике, которой иной раз прикрывают неблаговидные поступки и намерения.
Валерий Семеновский написал в предисловии к своей пьесе: «Безумие охватывает всех. Потому что «передоновское» правило — в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность — здесь норма общей жизни, её органика. Здесь ничего не стоит и Пушкина воспеть, и в вечность плюнуть. На одном дыхании».
Режиссёр Никита Кобелев: «На мой взгляд, в этой пьесе есть столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей пьесы, которые этим самым каноном оправдывают свои действия. Меня интересует насколько классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций».
Премьера — 15 января 2022 года
ПРОГРАММА К ПРЕМЬЕРЕ:
13 января 2022г. 19:00 Мелочь, а бесит: поможет ли психотерапевт героям Сологуба?. Лекция Валерия Печейкина
15 января 2022г. 17:00 Встреча с режиссёром Никитой Кобелевым. К премьере спектакля «ТВАРЬ»
17 апреля 2022г. 16:30 Встреча с режиссером Никитой Кобелевым и драматургом Валерием Семеновским. Послесловие к премьере спектакля «Тварь»
Пресса о спектакле
Стерильное графичное пространство (художник Михаил Краменко) — со вполне современной мебелью, а позади во всю стену — классная доска-трансформер, она оборачивается планшетом для мощного видеоарта, полем, через которое можно перебрасывать мяч юным гимназистам, стеной комнаты с эффектными “поллоковскими” кофейными пятнами. По бокам сцены — бюсты классиков, развернутых к стене — чтобы они не видели, что стало с нынешним поколением. Передонов прикрывается классической литературой, словно щитом, он будто слеплен из цитат великих, но сам — завистливый бесталанный “человек в футляре”, лелеющий мечту о повышении по протекции графини. Загадочная “недотыкомка”, “мелкий бес”, живущий в каждом из нас, настигает его, самого уязвимого, как отвратительный вирус.
Наталья Стародубцева. "Тварь": "А теперь никто никому не нужен"
Спектакль “Тварь” воспринимается зрителем как интеллектуальный ребус на действительность, не лишенный юмора и аскетичной красоты. В нём, как и во времена публикации романа в 1905, идёт разговор о человеческих страстях, боли и наслаждении, красоте и уродстве, Боге и человеке. О всём том важном, о чём мы не успеваем подумать в суете.
Наталья Яковлева. Твоей премудрости я тварь
Что желает Передонов, показанный в «Твари»? Места инспектора, выгодной женитьбы — это очевидно. Жизненного благополучия. Но не только. Вырваться из границ, явить себе и миру ту самую «черту начальну божества» из державинских строк. А в финале — вершить судьбами и занять место творца. И это уже форменное безумие.
Евгений Хакназаров. Твари неопределенных очертаний: в Александринке плюнули на русскую литературу и всех нас
Газета "Культура" 15.02.2022
У Передонова, которого играет Иван Ефремов, глубокий, красивый голос в разительном контрасте с его функцией в действии. Что движет этим персонажем? Есть ощущение, что дурной инерции подчинен весь этот мир, начиная с заглавного героя. Само действие воспринимается пока как некий концепт.
Надежда Таршис. Вдребезги
Петербургский театральный журнал (блог) 23.01.2022
1. "Мне всё человеческое чуждо": спектакль "Тварь" в Александринском театре // Телеканал МИР. 19.01.2022
2. Спектакль «Тварь» на Новой сцене Александринского театра // Телеканал Санкт-Петербург. 22.01.2022
3. Надежда Таршис. Вдребезги // Петербургский театральный журнал (блог). 23.01.2022
4. Евгений Хакназаров. Твари неопределенных очертаний: в Александринке плюнули на русскую литературу и всех нас // Газета "Культура". 15.02.2022
5. Дни Александринского театра в Москве завершились спектаклем "Тварь" // Россия К. 08.04.2023Елизавета Авдошина. В Москве завершились Дни Александринского театра // Независимая газета. 11.04.2023
6. Елизавета Авдошина. В Москве завершились Дни Александринского театра // Независимая газета. 11.04.2023
7. Ольга Егошина. Недотыкомка и её аберрации // Театрал. 12.04.2023
8. Дмитрий Трубочкин и Павел Руднев о спектакле "Тварь" // Смотрим. Эфир 11.05.2023
9. Никита Кобелев: "Проза Кочергина стала для меня откровением" (беседовала Александра Машукова) // ОК! 30.06.2023
10. Наталья Яковлева. Твоей премудрости я тварь // Около. 14.10.2023
11. Наталья Стародубцева. "Тварь": "А теперь никто никому не нужен" // Около. 16.01.2024