Кузнецова
Мария Кузнецова пришла в Российский государственный академический театр им. А. С. Пушкина в 1975 году, сразу же после окончания актёрского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (курс профессора Игоря Олеговича Горбачёва). За годы работы в театре сыграла около 70 ролей.
Марию Кузнецову сразу же ввели во многие массовые сцены и поручили несколько небольших эпизодических ролей в таких спектаклях как «Час пик» Е. Ставинского (1975), «Много шуму из ничего» В. Шекспира (1975), «Последняя жертва» А. Островского (1975), «Ураган» А. Софронова (1975), «Похождения Чичикова» Н. Гоголя (1975), «Из записок Лопатина» К. Симонова (1975), «Иней на стогах» Л. Моисеева (1975) и др. Но уже в следующем сезоне она получила роль в спектакле «Приглашение к жизни» Л. Леонова (1976), в которой впервые в полной мере проявилось лирико-драматическое дарование молодой актрисы. Роль была отмечена зрителями и критиками, повлияв на дальнейшую судьбу актрисы. Марии Кузнецовой доверяли такие крупные роли как Милица («Мелодия для павлина» О. Заградника, 1978), Светлана («Справедливость — моё ремесло» Л. Жуховицкого, 1978), Хрисотемида («Моя любовь Электра» Л. Дюрко, 1979), Бабакина («Иванов» А. Чехова, 1979), Гвен («Аэропорт» А. Хейли, 1979), Катя («Веранда в лесу» И. Дворецкого, 1979), Кадрия («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, 1980), Катерина («Живи и помни» В. Распутина, 1982), Ингрид («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1983), Беатриче («Много шуму из ничего» В. Шекспира, 1985) и другие.
Интересная творческая индивидуальность в сочетании с колоссальной работоспособностью и мастерством, редкое чувство партнёра и ансамбля позволили Марии Кузнецовой занять положение одной из ведущих молодых актрис. В 1980-е годы она была занята почти во всех спектаклях Пушкинского театра, неся на себе значительную часть репертуара. Роль Клеоники, сыгранная Кузнецовой в 1989 году в спектакле «Лисистрата» по Аристофану, стала этапной, открыв для зрителей комедийное дарование актрисы. В её отношении к своим персонажам — будь то Матрёна из «Женитьбы Бальзаминова» А. Островского (1987) или засидевшаяся в невестах купчиха Белотелова из «Картин московской жизни» А. Островского (1993), смешная и нелепая Баба-Яга из «Сказки про любовь» Г. Горбовицкого (1990) или зловредная Повариха из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина (1999), претенциозная миссис Эндсворт-Хилл из «Пигмалиона» Б. Шоу (1998) или же леди Плимдер из «Веера леди Уиндермир» О. Уайльда (1998) — любовь всегда сочетается с лукавой иронией. Мария Кузнецова всегда чётко обрисовывает определённый женский тип, узнаваемый в мельчайших деталях, привычках и пристрастиях. Эта точность видения позволила актрисе создать интересные, непохожие друг на друга женские образы в спектаклях «Обманы» М. Гавриловой (1997) и «Театр» С. Моэма (1998), поставленных на малой сцене Александринки режиссёром Мариной Гавриловой. Именно эта творческая гибкость, способность чувствовать самый неожиданный драматургический материал привлекла режиссёров Ольгу Субботину и Бориса Горлова, участвовавших в фестивале «Современная немецкая драма в Александринке» (1999). Мария Кузнецова стала единственной актрисой, получившей сразу две роли в показах современных немецких пьес «Зарницы» и «Огнеликий». Её энергичная, немного сумасшедшая, эксцентрическая Молли Пробст из «буржуазной дамской драмы» Даниэля Калля «Зарницы» была полной противоположностью Матери из драмы Мариуса фон Майенбурга «Огнеликий», утратившей связь с собственными детьми, погрязшей в семейном быте.
В числе работ Марии Кузнецовой разноплановые роли в спектаклях: Элена («Деревья умирают стоя» А. Касоны, реж. В. Голуб, 2001), Ольга («Три сестры и дядя Ваня» М. Гавриловой, реж. М. Гаврилова, 2001), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, реж. В. Голуб, 2002), Миссис Кроули («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, реж. А. Белинский, 2002), Анна Павловна, мать Лизы Протасовой в спектакле «Живой труп»
Л. Н. Толстого (реж. В. Фокин, 2006), сваха Фёкла Ивановна в гоголевской «Женитьбе» (реж. В. Фокин, 2008), Марина Тимофеевны, старая нянька в доме Войницких («Дядя Ваня» А. П. Чехова, реж. А. Щербан, 2009), прабабушка Тильтиля и Митиль («Счастье» А. Могучего и К. Филиппова, реж. А. Могучий, 2011).
В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграла роль Анны Павловны. В 2015 году принимала участие в театрализованном представлении на официальном открытии Года литературы в Санкт-Петербурге («Реквием», А. А. Ахматова (фрагмент). В 2016 году исполнила роль матери Родиона Раскольникова — Пульхерии Александровны в спектакле «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Виднянский). В 2017 году сыграла роль Фелиции, жены Дольче спектакле французского режиссёра Жана Беллорини «Крум» на Новой сцене Александринского театра.
В 2022 году исполнила роль Коковкиной в спектакле Никиты Кобелева «Тварь» по одноимённой пьесе Валерия Семеновского (на основе романа «Мелкий бес» Ф. К. Сологуба). «Мария Кузнецова играет «простую душу» в этом вертепе («ВертепЪ» — так назывался давний спектакль Романа Смирнова по «Мелкому бесу»), женщину, давшую кров и защиту сироте-гимназисту. Сильно звучит сцена, когда Передонов, расставляющий свои сети на ученика, встречает неожиданный отпор. И тем горестней видеть далее, как и эта добрая женщина вязнет в мороке, охватившем всех без исключения». (Надежда Таршис. Вдребезги // Петербургский театральный журнал (блог). 23.01.2022)
В январе 2024 года в спектакле Никиты Кобелева «Воскресение» сыграла несколько ролей: Чарская (тётя Нехлюдова), Сторожиха (заключённая), Жена начальника тюрьмы.
Широкому кругу зрителей Мария Кузнецова хорошо известна благодаря своим киноработам. Особенную популярность принесли ей роли в фильмах режиссёра Александра Сокурова. Надежда Константиновна Крупская («Телец») и Екатерина II («Русский ковчег») — именно эти две работы сделали актрису популярной не только в нашей стране, но и за рубежом. Так что совершенно закономерно, что творчество Марии Кузнецовой было отмечено целым рядом престижных кинематографических наград. Мария Владимировна — лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой орёл», обладатель премий «Окно в Европу», «Люди нашего города», призов Гильдии киноведов и кинокритики, кинофестиваля «Созвездие», номинант Каннского кинофестиваля.
Награды и премии
- 2005 — Заслуженная артистка РФ (Указ Президента РФ № 388 от 03.04.2005)
- 2022 — Благодарность Президента РФ — за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (01.09.2022)
ПОДРОБНЕЕ
Вечерний Петербург, июль 2000
Роли в Александринском театре:
- Чарская, Сторожиха, Жена начальника тюрьмы («Воскресение», режиссёр Никита Кобелев, 2024)
- Коковкина («Тварь», режиссёр Никита Кобелев, 2022)
- Фелиция, жена Дольче («Крум», режиссёр Жан Беллорини, 2017)
- Пульхерия Александровна, мать Родиона Раскольникова («Преступление и наказание», режиссёр Аттила Виднянский, 2016)
- Анна Павловна, мать Лизы Протасовой («Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп»), режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- «Реквием» А. А. Ахматова («Дороги», режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Прабабушка Маша, прабабушка Тильтиля и Митиль («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Марина («Дядя Ваня», режиссёр Андрей Щербан, 2009)
- Фёкла Ивановна, сваха («Женитьба», режиссёр Валерий Фокин, 2008)
- Анна Павловна, мать Лизы Протасовой («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Манефа («На всякого мудреца довольно простоты», режиссёр Владимир Голуб, 2002)
- Мисс Кроули («Ярмарка тщеславия», режиссёр Александр Белинский, 2002)
- Элена («Деревья умирают стоя», режиссёр Владимир Голуб, 2001)
- Ольга («Три сестры и дядя Ваня», режиссёр Марина Гаврилова, 2001)
- Баба с ребёнком («Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999)
- Старшая сестра (повариха) («Сказка о царе Салтане», режиссёр Владимир Голуб, 1999)
- Занята в спектакле «Театр», режиссёр Марина Гаврилова, 1998
- Леди Плимдер («Веер леди Уиндермир», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Миссис Эндсворт-Хилл («Пигмалион», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Мария Николаевна («Обманы», режиссёр Марина Гаврилова, 1997)
- Первая соседка («Бедность не порок», режиссёр Елена Чёрная, 1997)
- Арапка, девка («Горе от ума», режиссёр Анатолий Праудин, 1996)
- Гостья («Платонов», режиссёр Светлана Миляева, 1994)
- Анфиса, царская дочь («Горя бояться — счастья не видать», режиссёр Нора Райхштейн, 1994)
- Белотелова Домна Евстигнеевна, вдова («Картины московской жизни», режиссёр Владимир Голуб, 1993)
- Баба («Ищи ветра в поле», режиссёр Владимир Голуб, 1991)
- Тётя Раиса (1991) («Ночь в купе», режиссёр Светлана Миляева, 1990)
- Женский хор («Александр Невский», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Клеоника («Лисистрата», режиссёр Владимир Голуб, 1989)
- Баба-Яга («Сказка про любовь», режиссёр Григорий Никулин, 1989)
- Занята в эпизодах и народных сценах в спектакле «Вожди», режиссёры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989
- Горожанка, Женщина (1991) («Мать Иисуса», режиссёр Игорь Горбачёв, 1989)
- Фая, жена Махонина («Торможение в небесах», режиссёр Владимир Голуб, 1988)
- Советница (с 1988) («Мораль пани Дульской», режиссёр Владимир Далин, 1987)
- Нина Александровна («Машенька», режиссёры Бруно Фрейндлих, Олег Матвеев, 1986)
- Гвен Мейген, стюардесса («Аэропорт», возобновление, режиссёр Александр Музиль, 1985
- Матрёна, кухарка (с 1987) («Женитьба Бальзаминова», режиссёр Игорь Горбачёв, 1984)
- Мать Гринёва («Капитанская дочка», режиссёр Ростислав Горяев, 1984)
- Сольвейг («Пер Гюнт», возобновление, режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1983
- Надежда Клементьевна, его жена («Молва», режиссёр Арсений Сагальчик, 1983)
- Наталья, жена Федора («Лукия», режиссёр Владимир Эренберг, 1982)
- «Пока бьётся сердце», «Да, водевиль есть вещь, а прочее всё гиль...», куплеты и песенки из старинных русских водевилей («Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра», режиссёр Николай Шейко, 1981)
- Катерина (с 1982) («Живи и помни», режиссёр Станислав Илюхин, 1980)
- Матрёна (с 1982) («Таланты и поклонники», режиссёр Арсений Сагальчик, 1980)
- Кадрия («Тринадцатый председатель», режиссёр Феликс Григорьян, 1980)
- Хрисотемида («Моя любовь Электра», режиссёр Владимир Рубанов, 1979)
- Катя, падчерица Светланы Николаевны («Веранда в лесу, режиссёр Игорь Горбачёв, 1979)
- Ингрид («Пер Гюнт», режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1979)
- Валя («Позови меня в даль светлую», режиссёр Василий Корзун, 1979)
- Милица («Мелодия для павлина», режиссёр Владимир Эренберг, 1978)
- Бабакина («Иванов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1978)
- Служанка («Рембрандт», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1977)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Пока бьётся сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977
- Эпизодическая роль («Ивушка неплакучая», режиссёр Илья Ольшвангер, 1977)
- Гвен Мейген, стюардесса («Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1976
- Комедиантка («Зелёная птичка», режиссёр Николай Шейко, 1976)
- Комсомольский работник («Приглашение к жизни», режиссёр Илья Ольшвангер, 1976)
- Певица («Вечерний свет», режиссёр Николай Шейко, 1975)
- Почтальон («Ураган», режиссёр Игорь Горбачёв, 1975)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Из записок Лопатина», режиссёр Арсений Сагальчик, 1975
- Беатриче, племянница Леонато («Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1975)
- Дама (1975), Очень приятная дама (1977), Крепостная девушка у Коробочки (с 1977) («Похождения Чичикова, или Мёртвые души», режиссёр Николай Шейко, 1974)
- Занята в эпизоде (с 1975) в спектакле «Иней на стогах», режиссёр Владимир Эренберг, 1973
- Занята в эпизоде (1976) в спектакле «Горячее сердце», режиссёр Олег Овечкин, 1973
- Девушка на почте (1978), Иностранка (с 1978) («Из жизни деловой женщины», режиссёр Сергей Микаэлян, 1973)
- Танцующая (с 1975) («Последняя жертва», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1971)
- Светлана, студентка («Справедливость — моё ремесло», режиссёр Александр Музиль, 1969)
- Дама на балу (с 1976), Катрин (с 1976) («Болдинская осень», режиссёр Ростислав Горяев, 1969)