
Лакоба
В 2007 году закончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Ю.М. Красовского). В 2006 году, еще будучи студенткой Театральной академии, была приглашена в Александринский театр на роль Саши в спектакль Валерия Фокина по драме Л.Н. Толстого «Живой труп». В 2007 году после окончания академии принята в труппу Александринского театра.
Дипломные работы: Ангел («Альпийское сияние» П. Туррини, реж. М. Ильин), Николь («Полоумный Журден» М. Булгакова, реж. Е. Ганелин), Принцесса («Голый король» Е. Шварца, реж. М. Ильин).
Одновременно была введена на роль Марьи Антоновны в спектакль «Ревизор» Н.В. Гоголя (реж. В. Фокин). Об этой работе молодой актрисы критик Лилия Шитенбург написала: «Марья Антоновна – вторая в исполнении Яны Лакобы – это маленький и потешный, но чрезвычайно целеустремленный хищник, барышня из новомодных, грезам о большой и чистой любви предпочитающая шопинг и еще раз шопинг. Ее лучшая сцена – страстный монолог, состоящий из единственного, многократно повторяющегося на разные лады слова: «Милашка!!!» Любой, заклейменный этим самым «милашкой» объект (в данном случае – предполагаемый жених) был бы обречен на захват (поглощение, освоение и т.д.) напористой и неукротимой девицей, если бы не оказался Хлестаковым. Юная Яна Лакоба, как отмечают многие свидетели ее дебюта, напоминает молоденькую Инну Чурикову в сатирической ипостаси, поэтому грозное «Хочу!!!» удается александринской актрисе с неизменным успехом (в том числе и в более тонком варианте Саши из «Живого трупа»)». (Империя драмы. 2007. Апрель).
В репертуаре актрисы также роль Маши в спектакле «Чайка» А.П. Чехова (реж. К. Люпа) и роль Бабушки-пчелы в спектакле «Муха» по одноименному стихотворению И. Бродского и сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха» (реж. О. Ерёмин, 2007), роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» А.П. Чехова (реж.А. Щербан, 2009). Острую, точную работу актрисы отметили все рецензенты, писавшие о спектакле. «Чаще всего в роли «переключателя регистров» выступает нелепая и до неприличия открытая Соня-очкарик с мальчишеской стрижкой. Быстро набирающая актриса играет остро, эксцентрично, однако эксцентрика всегда внутренне оправдана. Она тонко чувствует стилистику Щербана. «Скрипка (здесь гитара) и немножко нервно». Не случайно вспоминается Маяковский. В александринском «Дяде Ване» (и прежде всего героине Лакобы) есть адская смесь, присущая великому поэту: грубоватость, сарказмы, боль обнаженного сердца, трогательность без сентиментальности, надрыв и гиперболы». (Е. Соколинский. Первая ступень ракеты // Петербургский час пик. 27.09.2009).
В спектакле Валерия Фокина поставленном по пьесе современного драматурга Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии», сыграла главную роль – блаженную Ксению, ставшую после смерти одной из самых почитаемых в Петербурге православных святых (2009). За эту роль Янина Лакоба выдвинута на соискание Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». По данным опроса Комитета по культуре Санкт-Петербурга «Выбор тридцати трех» была названа лучшей актрисой 2009 года. В 2010 году была удостоена молодежной театральной премии Санкт-Петербурга «Прорыв» в номинации «Лучшая молодая актриса драматического театра» (за роли, сыгранные в 2009 году: Ксения («Ксения. История любви» В. Леванова) и Соня («Дядя Ваня» А.П. Чехова). В 2010 году сыграла роль Офелии в спектакле Валерия Фокина «Гамлет» (2010). В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграла роль девочки Митиль, отправляющейся в царство Ночи за синей птицей (реж. А. Могучий, 2011) – удостоена премии «за лучшую женскую роль» ХХ-го фестиваля «Театры Санкт-Петербурга - детям» (2011), а также премии Российского национального театрального фестиваля «Арлекин» – «за лучшую женскую роль». В 2013 году принимала участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». Занята в спектакле «Старая женщина высиживает» (реж.Н. Рощин, 2014, Новая сцена).
В 2018 году сыграла роль Матери-гранаты в спектакле Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» по мотивам романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», драматург - Татьяна Рахманова. В апреле 2018 года на Новой сцене исполнила роль Барбары в спектакле Жени Беркович «Солнечная линия».
Как приглашенная актриса в театре «Приют комедианта» играла в спектакле Андрея Прикотенко «Мой бедный Марат» (по пьесе А.Арбузова), в настоящее время участвует в спектакле Марфы Горвиц «С вечера до полудня» (по пьесе В.Розова).
Снимается в кино: «Банкрот», «Формат А4», «Григорий Р.»
ПОДРОБНЕЕ
Афиша недели, сентябрь 2009
Роли в Александринском театре:
- Барбара («Солнечная линия», режиссер Женя Беркович, 2018)
- Мать-граната («Швейк. Возвращение», режиссер Валерий Фокин, 2018)
- Епископ («Старая женщина высиживает», режиссер Николай Рощин, 2014)
- Участница проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Митиль («Счастье», режиссер Андрей Могучий, 2011)
- Офелия («Гамлет», режиссер Валерий Фокин, 2010)
- Соня («Дядя Ваня», режиссер Андрей Щербан, 2009)
- Ксения («Ксения. История любви», режиссер Валерий Фокин, 2009)
- Бабушка Пчела («Муха», режиссер Олег Ерёмин, 2007)
- Маша («Чайка», режиссер Кристиан Люпа, 2007)
- Саша («Живой труп», режиссер Валерий Фокин, 2006)
- Марья Антоновна (с 2006) («Ревизор», режиссер Валерий Фокин, 2002)