*Спектакль доступен с тифлокомментированием в рамках программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»
Спектакль — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» (2022 г.).
Автор музыки к песням — Николай Орловский.
В спектакле звучит музыка The Cinematic Orchestra.
Декорации изготовлены ООО «Арт-дек», костюмы — ООО «Ника и Партнёры».
Благодарим за участие в съёмке в роли Графини народную артистку России Светлану Смирнову.
Опубликованный в начале двадцатого века роман Сологуба «Мелкий бес», разошёлся беспрецедентным в те времена и для подобной прозы тиражом в десять тысяч экземпляров. История умопомешательства гимназического преподавателя изящной словесности Ардальона Борисовича Передонова стала и диагнозом времени, и его символом. «Мелкий бес» завершает классическую русскую прозу, а его главный герой Передонов — зловещая и местами гротесково-карикатурная помесь десятка героев большой русской литературы от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Популярность романа была такова, что в обиход вошло понятие «передоновщина».
Пьеса «Тварь» была написана театральным критиком и драматургом Валерием Семеновским в 1999 году, в канун нового тысячелетия, почти сто лет спустя после сочинения романа.
Передонов по поводу и без «припадающий» к великой русской литературе, цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского на всякое свое безобразие — как образ нашего во многом манипулятивного отношения к русской классике, которой иной раз прикрывают неблаговидные поступки и намерения.
Валерий Семеновский написал в предисловии к своей пьесе: «Безумие охватывает всех. Потому что «передоновское» правило — в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность — здесь норма общей жизни, её органика. Здесь ничего не стоит и Пушкина воспеть, и в вечность плюнуть. На одном дыхании».
Режиссёр Никита Кобелев: «На мой взгляд, в этой пьесе есть столкновение очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей пьесы, которые этим самым каноном оправдывают свои действия. Меня интересует насколько классика нас действительно защищает и спасает сегодня или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций».
Для Никиты Кобелева «Тварь» — первая работа в Александринском театре. В 2011 Кобелев закончил режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская О. Л. Кудряшова). С 2012 по 2019 год работал штатным режиссёром-постановщиком в Театре им. Вл. Маяковского. С 2017 по 2021 год был педагогом Мастерской Миндаугаса Карбаускиса на актёрском факультете РАТИ-ГИТИСа. В его творческой биографии и спектакли, основанные на классической и современной русской литературе («Обыкновенная история» по роману И. Гончарова, «Кампанила Св. Марка» по роману М. Шишкина), и по драматургии — по пьесам Брехта, Горенштейна, Петрушевской и Богославского. Только в Театре им. Вл. Маяковского режиссёр поставил более десяти спектаклей. Ставил в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии и Эстонии.
Премьера — 15 января 2022 года
ПРОГРАММА К ПРЕМЬЕРЕ:
13 января 2022г. 19:00 Мелочь, а бесит: поможет ли психотерапевт героям Сологуба?. Лекция Валерия Печейкина
15 января 2022г. 17:00 Встреча с режиссёром Никитой Кобелевым. К премьере спектакля «ТВАРЬ»
17 апреля 2022г. 16:30 Встреча с режиссером Никитой Кобелевым и драматургом Валерием Семеновским. Послесловие к премьере спектакля «Тварь»
Пресса о спектакле
1. "Мне всё человеческое чуждо": спектакль "Тварь" в Александринском театре // Телеканал МИР. 19.01.2022
2. Спектакль «Тварь» на Новой сцене Александринского театра // Телеканал Санкт-Петербург. 22.01.2022
3. Надежда Таршис. Вдребезги // Петербургский театральный журнал (блог). 23.01.2022
4. Евгений Хакназаров. Твари неопределенных очертаний: в Александринке плюнули на русскую литературу и всех нас // Газета "Культура". 15.02.2022
5. Дни Александринского театра в Москве завершились спектаклем "Тварь" // Россия К. 08.04.2023Елизавета Авдошина. В Москве завершились Дни Александринского театра // Независимая газета. 11.04.2023
6. Елизавета Авдошина. В Москве завершились Дни Александринского театра // Независимая газета. 11.04.2023
7. Ольга Егошина. Недотыкомка и её аберрации // Театрал. 12.04.2023