Сытник
В 1969 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (класс профессора В. В. Меркурьева) и сразу был принят в Ленинградский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина. За годы работы в Александринском театре сыграл более 100 ролей.
В первые годы работы в театре сыграл множество эпизодических и несколько крупных ролей, в числе которых: Дон Гуан («Маленькие трагедии» А. Пушкина, 1969), Клавдио («Много шуму из ничего» У. Шекспира, 1971), Морис Дора («Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина, 1971), Лёвушка («Сказки старого Арбата» А. Арбузова, 1971), Дульчин («Последняя жертва» А. Островского, 1971), Игорь («Одни, без ангелов» Л. Жуховицкого, 1971), Яша («Вишнёвый сад» А. Чехова, 1972). Уже в ранних работах артиста критики отмечали удивительную лёгкость, пластичность, склонность к импровизации и яркой театральности. В спектакле по сказке К. Гоцци «Зелёная птичка», решённому в традициях итальянской комедии дель арте, Сытник блистательно сыграл Тарталью (1976). В этом смешном, чудаковатом персонаже удивительно сочетались детская непосредственность, наивность и лукавство, восторженность и озорство, робость и бравада. Сытник всегда стремился построить роль на парадоксальном сочетании, казалось бы, взаимоисключающих черт персонажа. Его Дульчин в «Последней жертве» был скорее не циничным, расчётливым негодяем, а слабым, сломленным человеком, не способным противостоять натиску жизни, переживающим собственную драму несбывшихся надежд. В спектакле «Беседы с Сократом» Э. Радзинского (1976) актёр сыграл Первого ученика Сократа, верного последователя и одновременно отступника. Актёр сумел показать, как максимализм и фанатичная приверженность догме, не желание мыслить самостоятельно и соотносить свои идеи с реальностью приводит к страшным последствиям: жертвенность оборачивается жесткостью, преданность — предательством. Эта тема получила развитие в роли Ореста («Моя любовь Электра» Л. Дюрко, 1979). Его любовь к Электре оборачивалась убийством, пусть вынужденным, совершённым во избежание больших жертв. Тема нравственного компромисса, так или иначе, варьировалась во многих ролях Семёна Сытника: Иден («Аэропорт» А. Хейли, 1977), Растиньяк («Отец Горио» О. де Бальзака, 1984), Говорухо-Отрок («Поющие пески» А. Штейна, 1982), Кристиан («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1987), Тригорин («Чайка» А. Чехова, 1990), Александр («Жиды города Питера» бр. Стругацкие, 1991), Розенкранц («Гамлет» У. Шекспира, 1992), Ласло («Черт» Ф. Мольнара, 1995).
Принимал участие в сценических читках современных пьес, которые устраивались в рамках фестиваля «Островский на площади Островского» (1998). Его актёрская работа в показе пьесы А. Строганова «Орнитология» стала одним из самых ярких впечатлений фестиваля. Его герой — Савва Любезный был уморительно смешон и трогателен: галантный обольститель, охотник до женских сердец, сам становился жертвой, попав в искусные сети семейства «орнитологов».
В числе лучших работ актёра можно выделить комедийные и острохарактерные роли: Ричард Уилли в комедии Р. Куни «Тринадцатый номер» (реж. В. Голуб, 2004), Пит Кроули в «Ярмарке тщеславия» У. Теккерея (реж. А. Белинский, 2002). Об этой роли театральный критик Л. Шитенбург писала: «Характер получился острый, любопытный, в лучших английских комических традициях: гротескный подагрический старикан, циничный и расчётливый, однако не совсем лишённый романтических иллюзий (его манера становиться на колени, объясняясь в высоких чувствах, незабываема). В известном телесериале ВВС не сыграли бы лучше». (Смена. 20.01.2003)
В 2005 году артист сыграл Его превосходительство, сиятельного вельможу в спектакле по петербургской поэме Ф. М. Достоевского «Двойник» (реж. В. Фокин).
Необычным сценическим экспериментом стала работа в спектакле известного греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса «Эдип-царь» (2006) по трагедии Софокла. Семён Сытник сыграл роль слепого прорицателя Тиресия, предсказавшего Эдипу его трагическую участь. Работа в спектакле Терзопулоса стала для него серьёзным опытом постижения другой театральной традиции. Высказывание Терзопулоса: «Артист должен быть выносливым», — близко и Семёну Сытнику. Эта удивительная сосредоточенность на процессе, предельная концентрация духовных и физических сил, присущая репетициям Терзопулоса, по словам самого артиста, обогатила его профессионально и личностно. Многочасовой тренинг, в котором использованы элементы йоги, приёмы японского театра «но», восточные дыхательные практики, позволил артисту органично вести свою партию в сложной партитуре спектакля Терзопулоса.
Стоит отметить такие роли актёра, как роль князя Сергея Дмитриевича Абрезкова в спектакле Валерия Фокина по пьесе Л. Н. Толстого «Живой труп» (2006), роль профессора Немура в спектакле «Цветы для Чарли» по роману Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» (реж. И. Сакаев, 2007). Об этой работе актёра критика писала: «Мастер-класс перевоплощения показывает Семён Сытник: поворот головы — перед нами самовлюблённое научное светило; еле заметное движение — отец Чарли, одинокий старик-парикмахер с неспокойной совестью». (А. Пронин. Цветы для Чарли// АФИША. 02.12.2007).
В 2009 году сыграл три роли: профессора Серебрякова («Дядя Ваня» А. П. Чехова, реж. А. Щербан), астронома Сергея Сергеевича Заратустрова («Изотов» М. Дурненкова, реж. А. Могучий) и учителя географии Третьякова из одноактной пьесы Александра Вампилова «Дом окнами в поле» («Вампилов. Пьесы», реж. О. Ерёмин). В спектакле «Гедда Габлер» Г. Ибсена (реж. К. Гинкас, 2011) Семён Сытник сыграл роль асессора Бракка.
В спектакле Оскараса Коршуноваса «Укрощение строптивой» В. Шекспира (2010) исполнил роль Лорда, по прихоти которого актёры и разыгрывают перед бродягой Слаем потешное действо об укрощении строптивой Катарины. Он же, по мысли режиссёра, маститый актёр, старый лицедей, решивший «встряхнуть» свою труппу неожиданной творческой задачей, не дать ей погрязнуть в рутинерстве и утратить смысл и остроту игры. В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграл роль Времени (реж. А. Могучий, 2011). Осенью 2013 года ввёлся на роль Баптисты, богатого падуанского дворянина, в спектакль «Укрощение строптивой» У. Шекспира. В 2014 году сыграл роль Нелла в спектакле греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса по пьесе С. Беккета «Конец игры». Задействован в спектакле «Теллурия» по роману Владимира Сорокина (реж. М. Гацалов, 2014).
В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграл роль Сергея Дмитриевича Абрезкова. В 2015 году принимал участие в театрализованном представлении на официальном открытии Года литературы в Санкт-Петербурге («Воробей», И. С. Тургенев). В ноябре 2015 сыграл роль Сказочника в детском спектакле «День рождения сказки» (реж. И. Куркин), поставленном в жанре квеста и мультимедийных чтений. В декабре 2015 года исполнил роль Учёного в спектакле Марата Гацалова «Новое время» по пьесе Татьяны Рахмановой. В феврале 2016 года сыграл Чебутыкина в спектакле Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса». В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и её дети» (2017) исполнил роль Вербовщика.
В сентябре 2017 года состоялась премьера проекта «Учителя», в рамках которого Семён Сытник выступил в роли автора-исполнителя творческого вечера-воспоминания о И. В. Мейерхольд и В. В. Меркурьеве.
В 2018 году в спектакле режиссёра Хуго Эрикссена «Демагог», поставленного в рамках программы Александринского театра «Премьеры молодых режиссёров на Новой сцене», исполнил роль Перикла.
В 2020 году в спектакле Андрия Жолдака «Нана» на Новой сцене Александринского театра сыграл роль Графа Мюффа (а также исполнил роль одного из рассказчиков). За исполнение этой роли номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» (Драма/ Мужская роль второго плана).
В феврале 2021 года в спектакле Валерия Фокина «Честная женщина» сыграл роль Мужа Мадам.
В 2022 году исполнил роль Константина Николаевича, великого князя, брата Александра II в спектакле Валерия Фокина «Один восемь восемь один».
В 2023 году состоялась премьера моноспектакля Семёна Сытника в Актёрском фойе Александринского театра «Блокадный дневник Александринки» (реж. Игорь Волков), основанного на документальных материалах.
Многие годы артист Семён Сытник занимается театральной педагогикой. Свою педагогическую деятельность он начал в 1973 году в ЛГИТМиКе на курсе своих учителей В. В. Меркурьева и И. В. Мейерхольд (Чечено-Ингушская национальная студия). С 1987 по 2003 годы преподавал актёрское мастерство на курсе И. О. Горбачёва — сначала в ЛГИТМиКе, а затем в Школе Русской драмы. В должности профессора выпустил два курса в Школе русской драмы. В числе его учеников известные петербургские артисты: Сергей Бызгу, Александр Баргман, Дмитрий Воробьёв, Юлия Соколова, Андрей Шимко, Антон Шварц и др. В 1982-1983 годах преподавал актёрское мастерство в театральной школе г. Лахти (Финляндия). В 2004 году на сцене Полтавского музыкально-драматического театра им. Н. В. Гоголя поставил спектакль «Две изящные французские штучки» по водевилям Э. Лабиша. С 2004 года преподаёт актёрское мастерство на кафедре музыкальной режиссуры Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. На протяжении долгих лет является ведущим популярного музыкального абонемента «Музыка от А до Я» на сцене БКЗ «Октябрьский».
В 2007 году исполнил роль Казарина в спектакле-концерте «Маскарад» по драме М. Ю. Лермонтова на музыку А. К. Глазунова (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, реж. И. Селин, музыкальный руководитель и дирижёр В. Чернушенко).
На счету Семёна Сытника более 20 ролей в кино, среди которых: «Маленькие трагедии» (телеспектакль) (реж. Л. Пчелкин, 1972), «Я — актриса» (реж. В. Соколов, 1974), «Письма мёртвого человека» (реж. К. Лопушанский,1986), «Винтовая лестница» (сериал), (реж. Д. Парменов, 2005), «Хроники убойного отдела» (2005), «Дон» (сериал), (реж. Д. Парменов, 2006) и др.
Награды и премии
- 1982 — Заслуженный артист РСФСР
- 2006 — Медаль Пушкина (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17.04.2006)
- 2010 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» за лучшую драматическую мужскую роль профессора Серебрякова в постановке «Дядя Ваня» (реж. Андрей Щербан, Александринский театр)
- 2013 — Орден Дружбы «за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность» (Указ Президента Российской Федерации № 595 от 29.06.2013)
- 2022 — Орден Почёта (Указ Президента Российской Федерации № 572 от 25.08.2022)
- 2024 — Диплом XIV Фестиваля моноспектаклей «Монокль» за сохранение памяти о подвиге ленинградских артистов в спектакле «Блокадный дневник Александринки»
ПОДРОБНЕЕ
Театральные вести, декабрь 2009
Роли в Александринском театре:
- Моноспектакль «Блокадный дневник Александринки» (Режиссёр Игорь Волков, 2023)
- Константин Николаевич, великий князь, брат Александра II («Один восемь восемь один», режиссёр Валерий Фокин, 2022)
- Муж Мадам («Честная женщина», режиссёр Валерий Фокин, 2021)
- Граф Мюффа, Рассказчик («Нана», режиссёр Андрий Жолдак, 2020)
- Перикл («Демагог», режиссёр Хуго Эрикссен, 2018)
- Вербовщик («Мамаша Кураж и её дети», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2017)
- Чебутыкин («По ту сторону занавеса», режиссёр Андрий Жолдак, 2016)
- Учёный («Новое время», режиссёр Марат Гацалов, 2015)
- Сказочник («День рождения сказки», режиссёр Иван Куркин, 2015)
- «Воробей», И. С. Тургенев («Дороги», режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Сергей Дмитриевич Абрезков («Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп»), режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Нелл («Конец игры», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2014)
- Участник спектакля «Теллурия» (режиссёр Марат Гацалов, 2014)
- Время («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Асессор Бракк («Гедда Габлер», режиссёр Кама Гинкас, 2011)
- Лорд, Баптиста, богатый дворянин из Падуи, первый егерь («Укрощение строптивой», режиссёр Оскарас Коршуновас, 2010)
- Серебряков Александр Владимирович («Дядя Ваня», режиссёр Андрей Щербан, 2009)
- Сергей Сергеевич, астроном («Изотов», режиссёр Андрей Могучий, 2009)
- Третьяков («Вампилов. Пьесы», режиссёр Олег Ерёмин, 2009)
- Петр Николаевич Сорин («Чайка», режиссёр Кристиан Люпа, 2007)
- Профессор Немур («Цветы для Чарли», режиссёр Искандэр Сакаев, 2007)
- Князь Сергей Дмитриевич Абрезков («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Тиресий («Эдип-царь», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2006)
- Его превосходительство («Двойник», режиссёр Валерий Фокин, 2005)
- Ричард Уилли («Тринадцатый номер», режиссёр Владимир Голуб, 2003)
- Игрок («Маскарад», режиссёр Игорь Селин, 2003)
- Пит Кроули («Ярмарка тщеславия», режиссёр Александр Белинский, 2002)
- Ибн Гарпагон («Дон Жуан», режиссёр Геннадий Тростянецкий, 2000)
- Розенкранц, придворный («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1997)
- Ласло («Чёрт», режиссёр Владимир Петров, 1995)
- Дуардо («Дурочка», режиссёр Александр Товстоногов, 1994)
- Розенкранц («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1992)
- Александр, старший сын Кирсановых («Жиды города Питера...или Невесёлые беседы при свечах», режиссёр Натан Басин, 1991)
- Князь Тверской Ярослав («Александр Невский», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист («Чайка», режиссёр Игорь Горбачёв, 1990)
- Старший брат («Мать Иисуса», режиссёр Игорь Горбачёв, 1989)
- Уполномоченный ставки, Зиновьев («Вожди», режиссёры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989)
- Король («Первый бал Золушки», режиссёр Нора Райхштейн, 1988)
- Кристиан де Невильет, гвардеец («Сирано де Бержерак», режиссёр Игорь Горбачёв, 1987)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Чужая ноша», режиссёр Игорь Горбачёв, 1987)
- Леонид Борисович («Машенька», режиссёры Бруно Фрейндлих, Олег Матвеев, 1986)
- Бантышев («Требую суда!...», режиссёр Игорь Горбачёв, 1986)
- Дерик Иден, журналист, Томлинсон, репортёр телевидения («Аэропорт», возобновление, режиссёр Александр Музиль, 1985)
- Мюрат («Фельдмаршал Кутузов», режиссёр Игорь Горбачёв, 1985)
- Хозяин умета, Трофим, генерал следственной комиссии (с 1985), Юродивый («Капитанская дочка», режиссёр Ростислав Горяев, 1984)
- Старший тролль («Пер Гюнт», возобновление, режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1983)
- Игорь, заместитель Евгения Степановича, Алексей (1987), сын Лукии («Лукия», режиссёр Владимир Эренберг, 1982)
- Поручик («Поющие пески», режиссёр Георгий Просаловский, 1982)
- Эжен де Растиньяк (1984) («Отец Горио», режиссёр Бруно Фрейндлих, 1982)
- Молодой чиновник уклончивого свойства (Пролог. «Театральный разъезд через 225 лет после основания театра»), занят в Эпилоге, («Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра», режиссёр Николай Шейко, 1981)
- 1-й конструктор «Предел возможного», режиссёр Игорь Горбачёв, 1981)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Таланты и поклонники», режиссёр Арсений Сагальчик, 1980
- Прокурор (1984), Солдат (с 1981) («Высшая мера», режиссёр Николай Шейко, 1980)
- Первый ученик Сократа («Беседы с Сократом», возобновление, режиссёр Николай Шейко, 1979
- Занят в массовых сценах (с 1981) в спектакле «Пер Гюнт», режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1979
- Орест («Моя любовь Электра», режиссёр Владимир Рубанов, 1979)
- Василий Леонидович («Плоды просвещения», режиссёр Вадим Голиков, 1978)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Иванов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1978
- Занят в массовых сценах в спектакле «Пока бьётся сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977
- Занят в массовых сценах (1980), Дерик Иден («Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977)
- Эпизодическая роль («Ивушка неплакучая», режиссёр Илья Ольшвангер, 1977)
- Игорь («Одни, без ангелов», режиссёр Владимир Эренберг, 1977)
- Стражник (1977), Лейтенант (1978), Баннинг Кук (с 1978), Людвик Дирк (с 1983) («Рембрандт», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1977)
- Тарталья («Зелёная птичка», режиссёр Николай Шейко, 1976)
- Первый ученик Сократа («Беседы с Сократом», режиссёр Николай Шейко, 1976)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1976)
- Клавдио («Много шуму из ничего», возобновление, режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1975)
- Топоров (с 1984), занят в массовых сценах в спектакле «Элегия», режиссёр Илья Ольшвангер, 1975
- Галецкий («Вечерний свет», режиссёр Николай Шейко, 1975)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Из записок Лопатина», режиссёр Арсений Сагальчик, 1975
- Спиря («Совет да любовь», режиссёр Арсений Сагальчик, 1974)
- Блестящий гусар («Похождения Чичикова, или Мёртвые души», режиссёр Николай Шейко, 1974)
- Занят в эпизоде (с 1977) в спектакле «Иней на стогах», режиссёр Владимир Эренберг, 1973
- Пристав («На дне», режиссёры Леонид Вивьен, Владимир Эренберг, 1973)
- Павлик (с 1974), Жених («Из жизни деловой женщины», режиссёр Сергей Микаэлян, 1973)
- Китобой из Одессы («Ночью без звезд», режиссёр Александр Музиль, 1973)
- Яша («Вишнёвый сад», режиссёр Ростислав Горяев, 1972)
- Вадим Григорьевич Дульчин («Последняя жертва», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1971)
- Кузьма (с 1977), Лёвушка («Сказки старого Арбата», режиссёр Александр Музиль, 1971)
- Игорь («Одни, без ангелов», режиссёр Владимир Эренберг, 1971)
- Парень Эвы (с 1971), Гость Забельских (с 1971) («Час пик», режиссёр Александр Музиль, 1970)
- Занят в эпизоде в спектакле «Артем», режиссёр Владимир Эренберг, 1970
- Участник интермедии, Константин Авдонин (с 1971) («Мария», режиссёр Владимир Суцепин, 1970)
- Минский (c 1971), Офицер, Кавалер на балу («Болдинская осень», режиссёр Ростислав Горяев, 1969)
- Месье Рене («Обыкновенная история», режиссёр Владимир Эренберг, 1969)
- Поэт (с 1970), Генка (с 1970), Матрос (c 1971) («Справедливость — моё ремесло», режиссёр Александр Музиль, 1969)
- Мужской хор (с 1969) («Антигона», режиссёр Дмитрий Алексидзе, 1968)
- Клавдио (с 1971) («Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1968)
- Ролф, служащий в закусочной (с 1970) («Душной ночью», режиссёр Илья Ольшвангер, 1968)
- Первый беспризорник (c 1970), Прохожий (с 1969) («Кремлёвские куранты», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1967)
- Пётр, лакей (с 1970) («Нахлебник», режиссёр Олег Соловьев, 1967)
- Саша, сын Золотухиных (с 1970) («Дело, которому ты служишь», режиссёр Александр Музиль, 1967)
- Морис Дора (с 1971) («Жизнь Сент-Экзюпери», режиссёр Владимир Эренберг, 1966)
- Парень в кепке (с 1970) («Тяжкое обвинение», режиссёр Владимир Эренберг, 1966)
- Максим Трофимович, Всеволод (с 1970) («Чти отца своего», режиссёр Владимир Эренберг, 1965)
- Занят в массовых сценах (с 1969) в спектакле «Перед заходом солнца», режиссёр Александр Музиль, 1963
- Гость Лауры (с 1970), Дон Гуан (с 1969) («Маленькие трагедии», режиссёр Леонид Вивьен, 1962)