Ближайшие
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
В сценарии спектакля использованы тексты переводов Б. Пастернака и М. Морозова трагедии У. Шекспира
В спектакле показан фрагмент фильма «Отелло», реж. Сергей Юткевич, «Мосфильм», 1955 г.
Николай Рощин в своём спектакле, сохраняя сюжет одной из самых известных пьес мирового репертуара, значительно её переосмысливает. Основой этого спектакля оказывается не незыблемый литературный памятник, но шекспировская история, прочитанная человеком XXI века и рассказанная языком современного театра.
Подчёркнуто театральные, игровые, часто на грани гротеска формы театрального языка в сочетании с эмоционально точным чувством нерва времени стали отличительными чертами спектаклей Николая Рощина последних лет, созданных по пьесам классического репертуара на сцене Александринского театра.
Современное звучание классики в этих спектаклях рождается из поиска чистоты восприятия текста, из освобождения хрестоматийных произведений от последующих наслоений привычных трактовок. Сценическая традиция здесь способна умножать смыслы, но никак не ограничивает их кругом памяти легендарных постановок прошлых лет.
К наследию Уильяма Шекспира режиссёр обращается впервые. Сюжет «Отелло» разворачивается на фоне венецианско-турецкой войны конца XVI века. В спектакле Николая Рощина каждый из главных героев истории получает право представить свою правду. В спектакле прозвучат версия самого Отелло, версия Яго, версия Дездемоны …
В Александринском театре эта пьеса шекспировского репертуара не ставилась почти три десятилетия, после спектакля 1993 года, где роли Отелло и Яго сыграли народный артист России Виктор Смирнов и народный артист России Игорь Волков, роль Дездемоны — заслуженная артистка России Елена Зимина, режиссёр — Ростислав Горяев.
В XX веке в историю театра вошли два легендарных спектакля александринской сцены: «Отелло», созданный Сергеем Радловым в 1927 году, и «Отелло» Григория Козинцева — спектакль 1944 года. В спектакле Сергея Радлова роль Отелло исполнил Юрий Юрьев, Яго — Леонид Вивьен. В спектакле Григория Козинцева Отелло играли Юрий Юрьев и Ваграм Папазян, Яго — Леонид Вивьен и Константин Скоробогатов. Роль Дездемоны исполняли Евгения Вольф-Израэль (1927) и Ольга Лебзак (1944).
Премьера — 24 декабря 2022 года
Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем:
Кирилла Сбитнева, Александру Спирину, Ольгу Горячеву, Викторию Оцвера, Виталия Сазонова
Александринский театр благодарит авторов фотографий: Анастасию Брюханову, Оксану Ивлеву
Пресса о спектакле:
Щедро одаренный политическими талантами Яго - на самом деле жалкий неудачник. И гора трупов в финале это доказывает. Впрочем, третье действие вскоре вырождается в откровенный фарс, с буффонными пистолетами и мясохладобойней. Вот и весь смысл вывороченных декораций: фарс — это изнанка трагедии. Николай Рощин снова продемонстрировал свое умение обновить классику своими излюбленными средствами, бережно сохранив ее дух. Так было и с Гольдони в "Вороне", и с Ростаном в "Сирано", так получилось и с Шекспиром.
Юрий Юдин. Гастроли Александринки открылись шекспировской трагедией на сцене МХТ
Но спрямляя шекспировскую фабулу и во многом делая её комичной, Рощин всё же завязывает действие в плотный узел перекрестных ссылок и ассоциаций. Три взгляда на одну и ту же историю — три истории одного события. При этом, пока одна любит, второй ревнует, а третий сводит со всеми счёты, четвёртый безнадежно резюмирует, констатируя отсутствие в человеке души.
Алексей Исаев. В чаще человеческих страстей
ПТЖ. Блог. 01.02.2023
Элегантное и выразительное художественное оформление сцены (как всегда, у Рощина): мобильные телефоны расположены на стенах в виде экранов. И каждый персонаж, периодически используя эти поверхности, включает свою музыкальную тему. Основной смысл, который дарит нам неожиданный взгляд на происходящее и контрастирует с предыдущими действиями, кроется в завершающей версии.
Татьяна Троянская. Жажда обладания: кому стоит посмотреть премьеру «Отелло» в Александринском театре
Ведомости. 28.01.2023
Шекспира Рощин ставит впервые, но от формы, найденной им для работы с классическими текстами на сцене Александринки от Гоцци до Горького, он не отказывается и здесь. Его “Отелло” местами гротескно театрален, щедро машинизирован и остро актуален.
Мария Чернова. Наступит хаос
Экран и сцена. 19.01.2023
1. «Отелло» в Александринке // Первый канал. 23.12.2023
2. На сцену Александринки выходит переосмысленный Отелло // НТВ. 23.12.2022
3. «Отелло» в Александринском театре превратили в детектив // МИР24. 24.12.2022
4. Премьера. «Отелло» Николая Рощина в Александринском театре // Телеканал Санкт-Петербург. 27.12.2022
5. Необычный взгляд на «Отелло» представил в Александринском театре Николай Рощин // Smotrim.ru. 27.12.2022
6. Вадим Максимов. Отелло: жизнь без смысла, сюжет без конца // Театрология.
7. Ксения Сластен. Отелло // Бес Культуры
8. Мария Чернова. Наступит хаос // Экран и сцена. 19.01.2023
9. Татьяна Троянская. Жажда обладания: кому стоит посмотреть премьеру «Отелло» в Александринском театре // Ведомости. 28.01.2023
10. Алексей Исаев. В чаще человеческих страстей // ПТЖ. Блог. 01.02.2023
11. Жанна Зарецкая. Изображая жертву: о чем спектакль «Отелло» Николая Рощина в Александринке // Фонтанка.ру. 15.03.2023
12. Гастроли Александринского театра в Москве откроются премьерой спектакля «Отелло» // НТВ. 01.04.2023
13. Юрий Юдин. Гастроли Александринки открылись шекспировской трагедией на сцене МХТ // Российская газета. №71(9016). 03.04.2023
14. Людмила Шерова. «Отелло» в трех версиях в одном спектакле в Александринском театре // Inteatr.ru. 7.04.2023
15. Елизавета Авдошина. В Москве завершились Дни Александринского театра // Независимая газета. 11.04.2023
16. Лидия Тильга. Чёрным по чёрному // Петербургский театральный журнал. №1(111). 2023. С. 80-84
17. Елена Строгалева. Козлиная песнь // Петербургский театральный журнал. №1(111). 2023. С. 84-86