Зимина
В 1990 году окончила актёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (класс доцента Ефима Падве). С 1991 по 1993 годы работала в труппе «Контраст – 91» — МП ленинградского отделения кинофонда СССР. С 1992 года — артистка Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина.
Первый же сезон работы Елены Зиминой в театре показал, сколь широк диапазон молодой актрисы: она обладает редким для сегодняшней сцены амплуа лирической героини и в то же время способна играть комедийные, острохарактерные роли. Почти одновременно она дебютировала в двух спектаклях — шекспировской трагедии «Гамлет», где сыграла Офелию (реж. Ростислав Горяев, 1992), и комедии Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы» (реж. Владимир Воробьев, 1992), где исполнила роль Деяниры. Её Офелия выглядела нежным наивным ребёнком, впервые сталкивающимся с неумолимым законом выживания среди людей. Среди шумной пёстрой толпы бродячих комедиантов, разыгрывающих площадное театральное действо о Принце Датском, она единственная не играла по установленным жёстким правилам. Её открытость, хрупкость, незащищенность противостояли миру жестокого грубого балагана. Напротив, роль авантюристки Деяниры, выдающей себя за знатную даму, позволила Елене Зиминой с головой окунуться в стихию праздничной театральности и лицедейства. Актриса строила роль на контрасте неизбывного простодушия и озорного лукавства своей уморительно смешной и очаровательно женственной героини.
Елене Зиминой присуще особое сценическое изящество, грация, лёгкость, внутренняя подвижность и изменчивость в оттенках чувств и переживаний. Её роли отличаются остротой и тонкостью сценического рисунка. Эти качества проявляются как в крупных работах, так и в эпизодических ролях, где актрисе удаётся несколькими точными штрихами создать яркий объёмный запоминающийся сценический образ. За годы работы в Александринском театре Елена Зимина сыграла более тридцати ролей, среди которых: Дездемона («Отелло» У. Шекспира, 1993), Софья («Недоросль» Д. Фонвизина, 1995), Мэри («Сверчок на печи» Ч. Диккенса, 1994), Леди Уиндермир («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 1998), Сонюшка («Пара гнедых» А. Белинского, 2000), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 2002), Эмилия Седли («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, 2002), Глэдис («Тринадцатый номер» Р. Куни, 2003), а также эпизодические: Паж и Марианна («Первый бал Золушки» Е. Шварца, 1995 и 2003), Цинка («Чёрт» Ф. Мольнара, 1995), Гремила Шумиловна («Горебогатырь Косометович», 1998), Царица («Борис Годунов» А. Пушкина, 1999), Шарлотта («Дон Жуан» Мольера, 2000), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, 2005), Клара Олсуфьевна («Двойник» Ф. Достоевского, 2005), служанка («Нора» Г. Ибсена, 2005) и др. Особое место среди театральных персонажей Елены Зиминой занимает роль Натальи Ивановны в спектакле «Три сестры» А. Чехова. В подробной психологической постановке Ростислава Горяева актриса счастливо избежала бытовых мотивировок поведения своей героини, создав гротескный образ. В Наташе парадоксальным образом сочетались уязвлённость и женское самоупоение, тщедушность и властность, житейский прагматизм, точный расчёт и фантастический идиотизм. Острая гротескная манера игры, владение приёмами масочного театра проявились в работе над пьесой «Ротвейлер» Томаса Йонигка во время Фестиваля «Современная немецкая драма в Александринке» (1999).
Яркая творческая индивидуальность Елены Зиминой органично вписалась в сложный сценический ансамбль Александринского театра, а высокий профессионализм и редкое сценическое обаяние позволили сыграть самые разнообразные роли как в современных пьесах, так и в пьесах мирового классического репертуара. В 2009 году Елена Зимина сыграла роль Незнакомки в спектакле Олега Ерёмина «Вампилов. Пьесы». В 2010 году была занята в массовых сценах спектакля «Гамлет» В. Шекспира (реж. В. Фокин) и введена на роль Девицы спектакль «Живой труп» Л. Н. Толстого (реж. В. Фокин). В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграла роль Мамы Тильтиля и Митиль (режиссёр А. Могучий, 2011). В сентябре 2011 года ввелась на роль Алисы Кинниан в спектакль «Цветы для Чарли» Д. Киза (реж. И. Сакаев). В 2012 году была занята в спектакле «Сон смешного человека» (реж. И. Керученко, 2012). В 2013 году принимала участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом».
В 2014 году приняла участие в хороводе масок в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года. В ноябре 2014 года репертуар актрисы пополнился документальной, публицистической и вместе с тем чрезвычайно яркой работой в спектакле молодого режиссёра Михаила Патласова «Шум», где Елена Зимина исполнила роль матери убитого мальчика. В сентябре 2016 года сыграла роль Лизаветы в спектакле Аттилы Виднянского «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского.
В сентябре 2019 года в спектакле Николая Рощина и Андрея Калинина «Дети у власти» сыграла роль Эмилии Помель, матери Виктора. В декабре 2019 года исполнила роль Поли, жены Главначпупса Товарища Победоносикова в спектакле Николая Рощина «Маяковский. Баня» по пьесе В. Маяковского. В феврале 2021 года в спектакле Валерия Фокина «Честная женщина» сыграла роль Ирины, помощницы Мадам. В марте исполнила роль Старухи-Процентщицы в интерактивном онлайн-спектакле «Суд над Раскольниковым» (проект «Другая сцена», режиссёр Антон Оконешников, 2021)
В 2023 году в спектакле "Руслан и Людмила" (режиссёр Антон Оконешников) по одноимённой поэме А. С. Пушкина сыграла роль Бабушки. Театральный критик охарактеризовали эту работу: "Бабушка в безукоризненном исполнении Елены Зиминой, забавно сочетающей классический внешний вид с игривой резвостью, впадением в транс на вертящемся стуле и хичкоковскими гримасами, видать, еще та книгочея". (Евгений Хакназаров. Пушкинская резня бензопилой: «Руслан и Людмила» в Александринском театре // Культура. 23.05.2023).
В декабре 2023 года введена на роль Фрау Грубах в спектакль Аттилы Виднянского «Процесс» по мотивам романа Франца Кафки.
В феврале 2024 года исполнила роль Анны Кулябко-Корецкой в спектакле «Мейерхольд. Чужой театр» (режиссёр В. Фокин). В июне того же года в спектакле Андрея Калинина «Человек из Дублина» сыграла Адепта Ниери, Клерка, Пациентку клиники.
Награды и премии
- 2006 — Заслуженная артистка России (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17.04.2006)
- 2021 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (Указ президента РФ «О награждении государственными наградами Российской Федерации» от 06.02.2021)
ПОДРОБНЕЕ
Театральный Петербург, декабрь 2002
Роли в Александринском театре:
- Адепт Ниери, Клерк, Пациентка клиники («Человек из Дублина», режиссёр Андрей Калинин, 2024)
- Анна Кулябко-Корецкая («Мейерхольд. Чужой театр», режиссёр Валерий Фокин, 2024)
- Фрау Грубах (с 2023) («Процесс», режиссёр Аттила Виднянский, 2021)
- Бабушка («Руслан и Людмила», режиссёр Антон Оконешников, 2023)
- Старуха-Процентщица («Суд над Раскольниковым», проект «Другая сцена», режиссёр Антон Оконешников, 2021)
- Ирина, помощница Мадам («Честная женщина», режиссёр Валерий Фокин, 2021)
- Поля, жена Товарища Победоносикова («Маяковский. Баня», режиссёр Николай Рощин, 2019)
- Эмилия Помель, мать Виктора («Дети у власти», спектакль Николая Рощина и Андрея Калинина, 2019)
- Лизавета («Преступление и наказание», режиссёр Аттила Виднянский, 2016)
- Мать Серёжи («Шум», режиссёр Михаил Патласов, 2014)
- Маска («Маскарад. Воспоминания будущего», режиссёр Валерий Фокин, 2014)
- Участница проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Социум («Сон смешного человека», режиссёр Ирина Керученко, 2012)
- Мама Тильтиля и Митиль («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Занята в массовых сценах спектакля «Гамлет», режиссёр Валерий Фокин, 2010
- Незнакомка («Вампилов. Пьесы», режиссёр Олег Ерёмин, 2009)
- Алиса Кинниан (с 2011) («Цветы для Чарли», режиссёр Искандер Сакаев, 2007)
- Девица (с 2010) («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Служанка («Нора», режиссёр Александр Галибин, 2005)
- Клара Олсуфьевна («Двойник», режиссёр Валерий Фокин, 2005)
- Служанка в доме Хельмера («Ярмарка тщеславия», режиссёр Александр Галибин, 2005)
- Глэдис («Тринадцатый номер», режиссёр Владимир Голуб, 2003)
- Эмилия Седли («Ярмарка тщеславия», режиссёр Александр Белинский, 2002)
- Марья Антоновна («Ревизор», режиссёр Валерий Фокин, 2002)
- Машенька (2005) («На всякого мудреца довольно простоты», режиссёр Владимир Голуб, 2002)
- Сонюшка, дочь Чукотского («Пара гнедых», режиссёр Александр Белинский, 2000)
- Шарлотта, невеста Пьеро («Дон Жуан», режиссёр Геннадий Тростянецкий, 2000)
- Царица («Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Сказка о царе Салтане», режиссёр Владимир Голуб, 1999
- Леди Уиндермир («Веер леди Уиндермир», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Гремила Шумиловна («Горебогатырь Косометович», режиссёр Светлана Миляева, 1998)
- Офелия («Гамлет», вторая редакция, режиссёр Ростислав Горяев, 1997)
- Княжна Тугоуховская («Горе от ума», режиссёр Анатолий Праудин, 1996)
- Цинка («Чёрт», режиссёр Владимир Петров, 1995)
- Наташа («Три сестры», режиссёр Ростислав Горяев, 1995)
- Гостья («Платонов», режиссёр Светлана Миляева, 1994)
- Дездемона («Отелло» режиссёр Ростислав Горяев, 1993)
- Офелия («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1992)
- Деянира «Хозяйка гостиницы» (режиссёр Владимир Воробьев, 1992)
- Софья (с 1995) («Недоросль», режиссёр Нора Райхштейн, 1990)
- Паж (с 1995), Марианна (2003) («Первый бал Золушки», режиссёр Нора Райхштейн, 1988)