В сценарии спектакля использованы тексты переводов Б. Пастернака и М. Морозова трагедии У. Шекспира
В спектакле показан фрагмент фильма «Отелло», реж. Сергей Юткевич, «Мосфильм», 1955 г.
Николай Рощин в своём спектакле, сохраняя сюжет одной из самых известных пьес мирового репертуара, значительно её переосмысливает. Основой этого спектакля оказывается не незыблемый литературный памятник, но шекспировская история, прочитанная человеком XXI века и рассказанная языком современного театра.
Подчёркнуто театральные, игровые, часто на грани гротеска формы театрального языка в сочетании с эмоционально точным чувством нерва времени стали отличительными чертами спектаклей Николая Рощина последних лет, созданных по пьесам классического репертуара на сцене Александринского театра.
Современное звучание классики в этих спектаклях рождается из поиска чистоты восприятия текста, из освобождения хрестоматийных произведений от последующих наслоений привычных трактовок. Сценическая традиция здесь способна умножать смыслы, но никак не ограничивает их кругом памяти легендарных постановок прошлых лет.
К наследию Уильяма Шекспира режиссёр обращается впервые. Сюжет «Отелло» разворачивается на фоне венецианско-турецкой войны конца XVI века. В спектакле Николая Рощина каждый из главных героев истории получает право представить свою правду. В спектакле прозвучат версия самого Отелло, версия Яго, версия Дездемоны …
В Александринском театре эта пьеса шекспировского репертуара не ставилась почти три десятилетия, после спектакля 1993 года, где роли Отелло и Яго сыграли народный артист России Виктор Смирнов и народный артист России Игорь Волков, роль Дездемоны — заслуженная артистка России Елена Зимина, режиссёр — Ростислав Горяев.
В XX веке в историю театра вошли два легендарных спектакля александринской сцены: «Отелло», созданный Сергеем Радловым в 1927 году, и «Отелло» Григория Козинцева — спектакль 1944 года. В спектакле Сергея Радлова роль Отелло исполнил Юрий Юрьев, Яго — Леонид Вивьен. В спектакле Григория Козинцева Отелло играли Юрий Юрьев и Ваграм Папазян, Яго — Леонид Вивьен и Константин Скоробогатов. Роль Дездемоны исполняли Евгения Вольф-Израэль (1927) и Ольга Лебзак (1944).
Премьера — 24, 25 декабря 2022 года.
Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем:
Кирилла Сбитнева, Александру Спирину, Ольгу Горячеву, Викторию Оцвера, Виталия Сазонова
Александринский театр благодарит авторов фотографий: Анастасию Брюханову, Оксану Ивлеву
Пресса о спектакле:
1. «Отелло» в Александринке // Первый канал. 23.12.2023
2. На сцену Александринки выходит переосмысленный Отелло // НТВ. 23.12.2022
3. «Отелло» в Александринском театре превратили в детектив // МИР24. 24.12.2022
4. Премьера. «Отелло» Николая Рощина в Александринском театре // Телеканал Санкт-Петербург. 27.12.2022
5. Необычный взгляд на «Отелло» представил в Александринском театре Николай Рощин // Smotrim.ru. 27.12.2022
6. Вадим Максимов. Отелло: жизнь без смысла, сюжет без конца // Театрология.
7. Мария Чернова. Наступит хаос // Экран и сцена. 19.01.2023
8. Татьяна Троянская. Жажда обладания: кому стоит посмотреть премьеру «Отелло» в Александринском театре // Ведомости. 28.01.2023
9. Алексей Исаев. В чаще человеческих страстей // ПТЖ. Блог. 01.02.2023
10. Жанна Зарецкая. Изображая жертву: о чем спектакль «Отелло» Николая Рощина в Александринке // Фонтанка.ру. 15.03.2023
11. Гастроли Александринского театра в Москве откроются премьерой спектакля «Отелло» // НТВ. 01.04.2023
12. Юрий Юдин. Гастроли Александринки открылись шекспировской трагедией на сцене МХТ // Российская газета. №71(9016). 03.04.2023
13. Елизавета Авдошина. В Москве завершились Дни Александринского театра // Независимая газета. 11.04.2023
14. Лидия Тильга. Чёрным по чёрному // Петербургский театральный журнал. №1(111). 2023. С. 80
15. Елена Строгалева. Козлиная песнь // Петербургский театральный журнал. №1(111). 2023. С. 84