Ближайшие
Спектакль — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссёра в России»
В спектакле звучат фрагменты из песен:
«Смело товарищи в ногу» (сл. Л. Радин), «Туруханский марш» (сл. Ю. Мартов), «Мы жертвою пали в борьбе роковой» (сл. А. Архангельский), «То не ветер ветку клонит» (А. Варламов, С. Стромилов), а также фрагменты духовных гимнов
Александринский театр благодарит Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, театр "Аттис" и Йоханну Вебер за предоставленные материалы
Спектакль знаменитого греческого мастера, одного из лидеров европейского театра Теодороса Терзопулоса — первая полная сценическая версия пьесы Хайнера Мюллера «Маузер» в России. Хайнер Мюллер (1929-1995) — немецкий драматург, режиссёр, поэт, эссеист, крупнейшая фигура немецкого театра после Бертольта Брехта, чья драматургия не имела должной сценической судьбы на российской сцене, большая часть творческого наследия Хайнера Мюллера так и не переведена, и не опубликована в нашей стране.
Первая редакция этого спектакля вышла в марте 2020 года, впервые за всю историю Александринского театра, в силу только что объявленных противоковидных ограничений премьеру сыграли без зрителей в зале, но с показом спектакля на многомиллионную аудиторию в режиме реального времени на платформе Триколор. Затем спектакль имел замечательную судьбу как в Александринском театре, так и на гастролях.
В декабре 2023 года, с учетом изменившегося исторического времени во второй, авторской редакции Теодороса Терзопулоса «Маузер» перенесён из торжественного, парадного зала исторической сцены в строгое, интеллектуальное пространство Новой сцены имени Вс. Мейерхольда.
Особую художественную и историческую ценность спектаклю «Маузер» сообщает важный факт творческой биографии Теодороса Терзопулоса. В 1970-х годах режиссёр пять лет стажировался в Берлинер ансамбль, где его наставником был сам Хайнер Мюллер. В 1990-х именно Теодорос Терзопулос впервые открыл драматургию Хайнера Мюллера для российского зрителя, поставив в Театре на Таганке спектакль по его пьесе «Квартет» (1993) с артистами Аллой Демидовой и Дмитрием Певцовым.
«Маузер» был написан в 1970 году как третья часть экспериментального триптиха, первая пьеса из этого ряда — «Филоктет», вторая — «Гораций». Триптих опирается на теорию и практику дидактической драмы Брехта, но и полемизирует с ней. Предтечей «Маузера» стала «дидактическая песня», созданная Бертольтом Брехтом и композитором Хансом Эйслером «Высшая мера» (Die Massnahme, 1930).
«Маузер» описывает и представляет собой особый судебный процесс, где, подобно античной драме и, как и в дидактической песне Брехта, действуют Герои и Хор.
Во многих из своих 30-ти пьес Хайнер Мюллер обращается к сюжетам мировой литературы. «Маузер» — радикальная вариация на тему романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», эпизод из Второй книги романа, описывающий службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. В пьесе слышны также и мотивы «Конармии» Исаака Бабеля.
«В пьесе раскрыта естественная динамика насилия, которая может проявиться в ходе какой бы то ни было революции, отдаляя её от изначальных целей и делая их достижение, пусть даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В рамках такой перспективы революция как социальный феномен приобретает, помимо своих политических черт, и глубоко гуманистическую или, точнее, онтологическую сторону.
В последние годы по всему миру интерес к «Маузеру» возобновился, подтверждая тем самым актуальность его проблематики во время, когда гражданские войны и столкновения вернулись, а война, кажется, вновь становится средством решения конфликтов между мировыми державами.
Спектакль я посвящаю памяти моего учителя Хайнера Мюллера и артиста Янниса Кунеллиса, друга и соратника Хайнера Мюллера, а также и моего». Теодорос Терзопулос
В Александринском сцене «Маузер» составляет театральную дилогию со спектаклем «Мамаша Кураж и её дети», созданным Теодоросом Терзопулосом в 2017 году.
Премьера — 21 марта 2020 года
Премьера второй редакции – 6 декабря 2023 года
ПРОГРАММА К ПРЕМЬЕРЕ:
21 марта 17.00, Черный зал: Круглый стол «Хайнер Мюллер – Греция – Россия». Участвуют: режиссёр Теодорос Терзопулос (Греция). Модератор – доктор искусствоведения Александр Чепуров (Россия)
Пресса о спектакле
Жуткая сцена суда и расстрела Бунчука из Донского ревкома, который убивал по приказу партии, пока не почувствовал угрызения совести, в версии Терзопулоса превращается в настоящую греческую трагедию. А крест с одеждой и выставленная в ряд обувь невинно убиенных – «документальное подтверждение» преступлений революционной власти, которая расстреливала людей во имя мифической «великой идеи».
Владимир Сабадаш. Александринка привезла в Москву «Маузер» Теодороса Терзопулоса
Московская правда 29.03.2022
«Маузер» – зомбирующий судебный процесс над вчерашними героями революции, которых из-за сомнения в ее истинности объявляют врагами. Со сцены то и дело провозглашают: «Убил за революцию? Умри за неё!». Из многократно повторяющихся на протяжении полутора часов реплик и движений героев складывается единый образ Системы, которая наводит откровенный ужас на зрителя и вводит в транс. В свете нынешних событий «Маузер» выглядит особенно страшно.
Гастроли Александринского театра в Москве
Яндекс Дзен 05.04.2022
2. Премьера «Маузера» в Александринском театре пройдет онлайн // НТВ. 20.03.2020
3. Александринский театр покажет премьеру «Маузера» онлайн // Телеканал "МИР". 21.03.2020
4. Елена Герусова. Ваше слово, товарищ "Маузер" // Российская газета. 23.03.2020
5. Спектакль "Маузер" на сцене Александринки // Телеканал Санкт-Петербург. Культурная эволюция. 24.03.2020
6. Геннадий Дорошев. Чем выстрелила Александринка в коронавирусную эпоху // Санкт-Петербургские ведомости. 25.03.2020
7. Евгений Авраменко. Плач, палач // ПТЖ. Блог. 25.03.2020
8. Наталия Эфендиева. Каким получился "Маузер" - первый в России спектакль, премьера которого из-за коронавируса прошла без зрителей // Собака.RU. 27.03.2020
9. Ольга Комок. Агония как арт-объект // Деловой Петербург. 27.03.2020
10. "Маузер" в Александринском театре // Телеканал 78. Неспящие. 27.03.2020. (Сюжет с 26:30)
11. Ольга Федянина. Ритуал и трибунал // Коммерсантъ. 28.03.2020
12. Лилия Шитенбург. Оружие массового поражения: онлайн-трансляция "Маузера" Теодороса Терзопулоса из Александринки // mastersjournal. 28.03.2020
13. Теодорос Терзопулос: «Я ехал в ГДР за Брехтом, а обрел друга и учителя Хайнера Мюллера» (беседу ведёт Евгений Авраменко) // Сеанс. 30.03.2020
14. Наталия Эфендиева. Когда ужас "пустых кресел" - на пользу. Александринка открыла двери и достала "Маузер" // Фонтанка.ру. 03.09.2020
15. В Москве завершаются Дни Александринского театра // Россия Культура. 30.03.2022
16. Завершились гастроли в Москве Петербургского Александринского театра // Россия Культура. Новости культуры с Владиславом Флярковским. 03.04.2022. С 12 минуты
17. Лиля Шайхутдинова. Революционным "Маузером" Терзопулоса завершились гастроли Александринского театра // Татар-информ. 04.04.2022
18. Владимир Сабадаш. Александринка привезла в Москву «Маузер» Теодороса Терзопулоса // Московская правда. 29.03.2022
19. Гастроли Александринского театра в Москве // Яндекс Дзен. 05.04.2022
20. Анна Тарлецкая. Дни Александринского театра в Казани: новое звучание «Маузера» и великий Вертинский // Реальное время. 06.04.2022
21. Ирина Корнеева. Девять дней Александринского театра в Москве и "Золотая маска" для Валерия Фокина // Российская газета. 06.04.2022