Знаменитую пьесу Бертольта Брехта поставил на Основной сцене один из лидеров европейского театра, создатель собственного метода актерского мастерства, знаменитый греческий режиссер Теодорос Терзопулос. «Мамаша Кураж и её дети» - его третья работа на Александринской сцене. Премьера «Эдипа-царя» по Софоклу открыла в 2006 году Первый международный театральный фестиваль «Александринский»; в репертуаре Новой сцены идет спектакль «Конец игры» по одноименной пьесе C.Беккета.
Теодорос Терзопулос является ведущим специалистом мирового театра по древнегреческой трагедии, но обращение к театру Брехта для него более чем не случайно. В начале 1970-ых годов Теодорос Терзопулос пять лет стажировался в основанном Брехтом театре «Берлинер ансамбль», где в числе его учителей был крупнейший немецкий драматург, режиссер, последователь Брехта - Хайнер Мюллер. Конец 1970-ых годов ознаменовался для Терзопулоса целой серией брехтовских постановок, среди которых «Булочная» в Театральной лаборатории Фессалоников (1977), «Красно-коричневые» в Театре Фессалоников (1977). Также режиссер руководил постановками: «Знакомство с Брехтом» (1976), «Мария Фарандури поет Брехта» (1979), «Эккехарт Шаль и Мария Фарандури поют Брехта» (Димитриа Фессалоники и Берлинский Ансамбль, 1980) .
Пьесу «Мамаша Кураж и ее дети », написанную Брехтом накануне Второй мировой войны, режиссер также ставит не впервые, его спектакль по ней шел в Государственном театре Северной Греции (1983).
Новое обращение состоялось более тридцати лет спустя и выглядит весьма актуально. «Невероятная и неизменная особенность человеческой природы такова, что катастрофы ничему людей не учат», - сказал режиссер, накануне репетиций своего нового спектакля.
Премьера - 24 февраля 2017 года
Пресса о спектакле
Война — кормилица, смерть — обольстительница — Теодорос Терзопулос ставит «Мамашу Кураж» как послание сегодняшнему миру. В том числе русскому. Здесь плотно, без швов, пригнаны друг к другу античная трагедия и знаменитое брехтовское остранение. Высокая степень конкретности и столь же высокая — условности. Посыл спектакля совпадает с вибрациями нынешней российской жизни, прихваченной по краям войной.
Марина Токарева. Цвет времени - черный
Новая газета. № 28 20.03.2017
Теодорос Терзопулос принес в эту работу над самой известной пьесой Брехта не только память о стажировке в «Берлинер ансамбле», но и многолетний опыт работы с древнегреческими авторами. «Мамаша Кураж» в его постановке обрела эпическое дыхание античной трагедии рока.
Ольга Егошина. Спят мертвецы в могильной мгле
Театрал 06.03.2017
Жизнь интересует режиссера не в ее потоке, непредсказуемости, изменчивости, но в константных свойствах, представленных формульно. Не случайно Терзопулос тяготеет к супрематизму, и сценография напоминает о картинах Малевича, только в 3D.
Евгений Авраменко. Она в объятиях любви и смерти
ПТЖ. Блог 02.02.2017
Теодор Терзопулос сделал, кажется, простой выбор. Вне всякой актуализации (да и вправду, зачем: современней этой пьесы Брехта трудно что-либо отыскать в мировой драме) он вместе с автором экспрессивных костюмов Анастасией Нефедовой двинул на нас мощные и лаконичные войска своего метафизического театра. Не Тридцатилетняя война (о которой, вроде бы, писал Брехт) и не нынешняя, которую уже прозвали "гибридной", а сам Тонатос, то есть - воля к смерти - определяет логику этого спектакля.
Алёна Карась. По ком бьёт барабан
Российская газета 28.02.2017
Почерк Терзопулоса в «Мамаше Кураж» узнаваем: выразительное актерское существование с ощутимыми физическими затратами, форсированная голосовая подача с заданным ритмом дыхания, выверенный пластический рисунок.
Андрей Пронин. Большие маневры
Ведомости 27.02.2017
1. Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» покажут на сцене Александринского театра 24 февраля// ТК Санкт-Петербург. 15.02.2017
2. В Александринке готовятся к премьере спектакля "Мамаша Кураж и ее дети" // ТК Культура. 15.02.2017
3. Светлана Мазурова. Теодорос Терзопулос поставил пьесу Брехта в Петербурге // Российская газета. 21.02.2017
4. Юрий Образцов. Политика и метафизика // Вечерний Петербург. 22.02.2017
5.На сцене петербургской Александринки покажут антиутопию по пьесе Брехта // ТК НТВ. 22.02.2017
6. Грек Теодорос Терзополус покажет спектакль «Мамаша Кураж и её дети» в Александринском театре // ТК Санкт-Петербург. 22.02.2017
7. "Мамаша Кураж и ее дети" в постановке Теодороса Терзопулоса // Первый канал. 22.02.2017 С 01.16
8. «Отрицать отрицательное»: грек поставил в Питере «Мамашу Кураж» // ТК "МИР". 23.02.2017
9. На сцене Александринки состоялась премьера спектакля "Мамаша Кураж и ее дети" // ТК Культура. 25.02.2017
10. Андрей Пронин.Большие маневры // Ведомости. 27.02.2017
11. Анна Ветлинская. «Мамаша Кураж» в Александринке: древнегреческий театр с элементами Станиславского // INTERESSANT. 28.02.2017
12. Алёна Карась. По ком бьёт барабан // Российская газета. 28.02.2017
13. Дмитрий Ренанский. Постановка, приближенная к боевой // КоммерсантЪ. 01.03.2017.
14. Евгений Авраменко. Она в объятиях любви и смерти // ПТЖ. Блог. 02.02.2017
15. Ольга Комок. Смерть на котурнах // Деловой Петербург. 03.02.2017
16. Тамара Ларина. Универсальные солдаты Брехта // REGNUM. 04.03.2017
17. Ольга Егошина. "Спят мертвецы в могильной мгле" // Театрал. 06.03.2017
18. Теодорос Терзопулос: «У русских сохранилась византийская ДНК»(беседу ведет Евгений Авраменко) // Известия. 09.03.2017
19. Вадим Рутковский. Александринский в революции и на войне // Cool Connections. 15.03.2017
20. Марина Токарева. Цвет времени - черный// Новая газета. № 28. 20.03.2017
21. Владимир Кантор. Брехт. Антиутопия. Теодорос Терзопулос накануне премьеры "Мамаши Кураж" // Петербургский театрал. 2017. №1. март. С.14-15.
22. Николай Сергеевич Мартон. "Воспоминания о будущем" (беседу ведет Елена Боброва) // Санкт-Петербургские ведомости. 09.06.2017
23. Irena Kristo. Гранитная плита Тридцатилетней войны // Культурная столица. 3.08.2017