Музей
В пространстве третьего яруса Александринского театра находится уникальная экспозиция, посвященная истории старейшей драматической труппы России - Музей русской драмы.
В восьми залах представлены сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников — Головина, Билибина, Альтмана и других.
Экспозиция открыта для посещения перед началом вечернего спектакля и в антракте.
Экспозиция открылась в 2006 году в пространстве третьего яруса Александринского театра. Автор концепции — советник художественного руководителя театра, д.иск., профессор А.А. Чепуров. Дизайн-проект М.В. Дынай.
В восьми залах представлены уникальные сценические костюмы, декорации, мебель, реквизит из спектаклей XIX-ХХ вв., созданные по эскизам выдающихся театральных художников: А.Я. Головина, И.Я. Билибина, Н.И. Альтмана, Н.П. Акимова, В.В. Дмитриева, Г.П. Руди, М.Ф. Китаева и др. В числе спектаклей: «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1934) и «Петр Первый» А.Н.Толстого (1935) в постановке Б.М.Сушкевича, «Суворов» И.В.Бахтерева и А.В.Разумовского (режиссер А.А.Музиль, 1939), «Гамлет» У.Шекспира (режиссёр Г.М.Козинцев, 1954), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1836, 1897, 1936), «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (режиссер Н.М. Шейко, 1974), «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева (режиссер А.А.Музиль, 1941), «Великий государь» В.А. Соловьева (режиссер Л.С.Вивьен, 1945), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (реж. Г.А.Товстоногов, 1955), «Бег» М.А. Булгакова (режиссер Л.С. Вивьен, 1958), «Дон Жуан» Мольера (1910) и «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) в постановке Вс.Э. Мейерхольда; спектакли о жизни русских писателей: («Болдинская осень» Ю.М. Свирина, режиссер Р.А. Горяев, 1969), «Лермонтов» Б.А. Лавренёва, режиссер Б.М. Дмоховский, 1953); «Элегия» П. Павловского — по письмам И.С. Тургенева к Савиной, режиссер И.С. Ольшвангер, 1975).
Русский театр с самого начала своего существования стремился отобразить на своей сцене яркие страницы отечественной истории. Первые русские актеры выходили на подмостки в ролях легендарных киевских князей и варяжских прародителей русской монархической династии. Кий, Хорев, Рюрик, Синав и Трувор... Их воплощали в восемнадцатом веке Федор Волков и Иван Дмитревский, позже Петр Плавильщиков. Затем под пером первого русского драматурга А.П. Сумарокова на сцену пришел Димитрий Самозванец со своими сатрапами и гонителями. Вступившая в полемику с политическими и эстетическими оппонентами Екатерина Вторая, исполняя роль драматурга и режиссера русской императорской сцены, сотворила образ первого правителя-самодержца Олега.
В начале девятнадцатого века пламенный драматический поэт В.А. Озеров своим «Димитрием Донским» в эпоху наполеоновских войн всколыхнул патриотические чувства всех слоев российского общества. В этой трагедии блистали такие актеры петербургской труппы, как Алексей Яковлев (Димитрий Донской) и Екатерина Семенова (Ксения). Но подлинными историческим трагедиями стали несколько позже «Борис Годунов» А.С. Пушкина, а затем «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» А.К. Толстого.
Постепенно не только легендарная и боярская Русь становились объектом театральных представлений. На сцену проникает и век восемнадцатый. Первые русские актеры, сподвижники Великого Петра, блистательный двор Екатерины, суворовские походы, пугачевский бунт вызывают к жизни новых театральных героев. Вскоре александринская сцена переходит к воплощению недавнего исторического прошлого, почти смыкающегося с современностью.
Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать и соответствующую эпоху с ее укладом, бытовыми деталями и подробностями, с характерными для этой эпохи костюмами и аксессуарами. За два с половиной века существования петербургской драматической сцены Александринский театр накопил огромный багаж, ценнейшую коллекцию предметов материальной культуры различных эпох, которая позволяет сегодня смоделировать на сцене различные исторические времена. Коллекции костюмов, мебели, реквизита и бутафории в Александринском театре огромны. Они насчитывают сотни и тысячи предметов. Среди них вещи из различных, порой знаменитых и даже легендарных спектаклей, созданные по эскизам знаменитых театральных художников, именные костюмы, в которых выступали на сцене такие корифеи театра как М.Г. Савина и К.А. Варламов, Ю.М. Юрьев и В.Н. Давыдов, Н.К. Симонов и Н.К. Черкасов...
Все это хранилось в фондах костюмерного и мебельно-реквизиторского цехов, а ныне стало музейной коллекцией театра. Показать зрителям эти уникальные предметы — задача представленной вашему вниманию экспозиции. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Нам хотелось представить, как Александринские актеры «играли» русскую историю. Как они воссоздавали боярскую Русь, как выглядели они в костюмах восемнадцатого века, как смотрелась в зеркале сцены зрительская толпа, запечатленная Н.В. Гоголем в его знаменитом «Театральном разъезде после представления новой комедии». С помощью предметов и костюмов мы стремимся показать, как воплотилась на сцене николаевская эпоха, вступившая в непримиримый конфликт с такими яркими творческими личностями, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Посетители экспозиции смогут увидеть, как театр отображал мир гоголевских персонажей, как тургеневские художественные и жизненные сюжеты воплотились благодаря актерам Александринки. Перед вами предстанет бесценная коллекция костюмов и мебели, созданной по эскизам А.Я. Головина к бессмертным спектаклям Вс. Мейерхольда «Дон Жуан» и «Маскарад», поставленным в 1910-е годы. И, наконец, на двух великих спектаклях советской эпохи — «Беге» М. Булгакова и «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского сосредоточим мы ваше внимание.
Мир русской драмы предстанет в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.
Экскурсии:
1. «Блистательный Александринский театр» – 1 ч. 30 минут. Заявки принимаются по телефонам: +7 (812) 710-41-76, +7-911-142-01-09 и e-mail: vmezenceva@alexandrinsky.ru
А также на экскурсию выходного дня билеты можно приобрести на сайте театра.
2. «Театральный пролог» - перед началом спектакля в историческом здании Александринского театра. Для зрителей вечерних спектаклей на исторической сцене. Продолжительность - 45 минут. Билеты можно приобрести на сайте и в кассе театра.
3. «Новая сцена Александринского театра, или Театр ХХI века». Экскурсия по Новой сцене им. Вс. Мейерхольда. Продолжительность – 1 ч. 15 минут. Заявки принимаются по телефонам: +7(812)710-41-76, +7-911-142-01-09 и e-mail: vmezenceva@alexandrinsky.ru. Билеты можно приобрести на сайтеи в кассе театра.
4. «Театральный квартал», пешеходная экскурсия по площади Островского, улице Зодчего Росси и набережной реки Фонтанки. Продолжительность – 1 ч. 15 минут. Заявки принимаются по телефонам: +7(812)710-41-76, +7-911-142-01-09 и e-mail: vmezenceva@alexandrinsky.ru. Билеты можно приобрести на сайте и в кассе театра.
5. «Театр как империя» – Экскурсия по Александринскому театру, экспозиции «Музей русской драмы» и Музею театрального и музыкального искусства. Продолжительность – 2 ч. 30 минут. Заявки принимаются по телефонам: +7 (812) 710-41-76, +7-911-142-01-09 и e-mail: vmezenceva@alexandrinsky.ru. Билеты можно приобрести на сайте и в кассе театра.