Зал XVIII века

С конца девятнадцатого века все активнее на александринской сцене появляются постановки, посвященные событиям века восемнадцатого. Большое значение здесь имели спектакли, посвященные памяти Екатерины Великой, столетие со дня смерти которой отмечалось в 1896 году. В начале ХХ века Александринский театр поставил пьесу П.П. Гнедича «Ассамблея», посвященную эпохе Петра Первого, а затем пьесу Ю.Д. Беляева «Красный кабачок», отсылающую зрителя ко временам императрицы Анны Иоанновны. Все эти постановки подвигли художников создать коллекцию костюмов восемнадцатого века, многие из которых (правда, в частично переделанном виде) сохранились до сих пор.
Уже в советское время восемнадцатый век неизменно привлекал внимание драматургов и режиссеров. Так в 1930-е годы было создано две редакции пьесы А.Н. Толстого «Петр Первый», где помимо первого российского императора предстали многие исторические личности – его сподвижники и современники. Роль Петра Великого в двух редакциях постановки исполняли соответственно Я.О. Малютин и Н.К. Черкасов. В 1939 году на сцене Академического театра драмы им. А.С.Пушкина появилась пьеса И.В. Бахтерева и А.В.Разумовского «Суворов» с К.В.Скоробогатовым в заглавной роли. Рядом с великим полководцем зрители увидели вельмож екатерининского времени, выдающихся военачальников. После войны в 1940-е годы полюбившийся зрителям спектакль был возобновлен под названием «Полководец Суворов». Коллекция костюмов восемнадцатого века, в которую входили богато расшитые камзолы вельмож, платья придворных дам, а также военные мундиры петровского и екатерининского времени, составляют обширную часть мужского и женского гардероба. Эта коллекция была дополнена в 1980-90-е годы, когда на сцене театра были поставлены такие спектакли, как «Капитанская дочка» по А.С. Пушкину и «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна.
Это касается также мебели и аксессуаров. Коллекция предметов восемнадцатого века постоянно пополнялась на протяжении минувшего столетия. Особую роль играет здесь и оружие (шпаги, сабли), без которых дворянин, а тем более военный, не мыслил свою жизнь. Собирая подлинные образцы оружия, театральные мастерские изготавливали и чисто бутафорские их аналоги. В экспозиции представлены, как те, так и другие.