Мартон
После окончания в 1958 году Киевского театрального института имени Карпенко-Карого Николай Мартон работал в Крымском русском драматическом театре им. М. Горького, где за 4 сезона сыграл более 20 ролей. Среди его работ того периода можно назвать Германа («Таня» А. Арбузова, 1958 г.), Ромео («Ромео и Джульетта» В. Шекспира, 1959 г.), Дон Жуана («Каменный властелин» Л. Украинки, 1961 г.), Акосту («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1962 г.).
Именно после того, как Леонид Сергеевич Вивьен увидел Уриэля Акосту в исполнении Мартона (Крымский театр приезжал на гастроли в Ленинград), артист в 1962 году получил приглашение поступить в труппу Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. За годы работы в Александринском театре Николай Мартон сыграл более 90 ролей.
Яркая эмоциональность, музыкальность, выразительность пластики и голоса — вот те черты, благодаря которым Николай Мартон сразу же стал одним из ведущих артистов труппы. Не случайным был успех его первых же работ — Альбер в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1963) и Фабиано Фабиани в драме Виктора Гюго «Мария Тюдор» (1964). Настоящее признание принесла Николаю Сергеевичу Мартону роль Антуана де Сент-Экзюпери в спектакле по пьесе Л. Малюгина «Жизнь Сент-Экзюпери» (1966). В репертуаре актёра было немало очень разных, несхожих меж собой персонажей. Его Вагин в «Детях солнца» М. Горького (1976) — преуспевающий художник, щёголь и фат, для которого искусство — лишь средство выразить себя, возвысится над другими; граф Шабельский в «Иванове» А. П. Чехова (1978) — умный, образованный человек, превратившийся в жалкого нахлебника; стрелочник Эльберт в «Маленьком вокзальчике» Б. Фелона (1984) — маленький человек, выброшенный за борт жизни, но сохранивший романтизм, умеющий находить в такой жестокой жизни поэзию.
О Николае Мартоне, как ни о ком другом можно сказать, что он актёр школы представления. Николай Мартон всегда очень чётко держит рисунок филигранно проработанной роли, акцентируя внимание зрителей на деталях, подробностях, которые другому могли показаться незначительными, но в его исполнении придают решению образа полноту и объём. Любая из его ролей тщательно пластически выстроена, а отточенному жесту сопутствует выверенность интонации, тембра голоса. Не зря именно его голосом говорят герои большинства радиоспектаклей, Николай Мартон — классик радиотеатра. Но строгость и лаконичность, а вместе с тем и «сделанность» не исключают силы эмоционального воздействия его исполнения.
Среди интереснейших его ролей — Сысой Псоич Рисположенский («Свои люди — сочтёмся!» А. Н. Островского, 1990), Чампа («Колпак с бубенчиками» Л. Пиранделло, 1993), Анучкин («Женитьба» Н. В. Гоголя, 1998), Фирс («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 2001), Земляника («Ревизор» Н.В. Гоголя, 2002). Спектакль Валерия Фокина «Ревизор» был удостоен Государственной премии России. В этом «Ревизоре» зрители не нашли традиционно решённых гоголевских персонажей. Так и герой Николая Мартона предстал в совершенно иной трактовке. Вместо добродушного, смешного и нелепого Земляники на сцене возник жестокий и страшный в своём желании услужить начальству, выслужиться, человек.
В спектакле Марины Гавриловой «Неизвестный» (2004), музыкально-литературной композиции по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» Николай Сергеевич сыграл все мужские роли, в том числе Арбенина, Звездича, Неизвестного. По мысли режиссёра, главными героями этого спектакля становились ОН и ОНА, Мужчина и Женщина, Судьба и Человек, бросивший вызов судьбе.
В спектакле по роману А. Белого «Петербург» (реж. А. Могучий, 2005) Николай Мартон сыграл сенатора Аполлона Аполлоновича Аблеухова. В его игре виртуозно соединились академическая манера подачи текста с приёмами площадного балаганного представления. Мгновенная смена масок — и из вершителя судеб царской России его Аблеухов превращался в нежного, сентиментального отца, беспомощного перед предательством сына. «Роль Аполлона Аполлоновича Аблеухова отдана последнему из могикан Александринской сцены Николаю Мартону. Он образцово держит дворянскую вертикаль и сам кажется частью имперского стиля» (Елена Герусова. Двойной агент // Коммерсантъ. 2.06.2005).
«Кстати, о сенаторе. В исполнении артиста Николая Мартона он грандиозен. Это совершенно гоголевский демонический тип, одновременно напоминающий и об имперском большом стиле театральной игры. Сенатор Аблеухов словно корнями врос в колоссальную вековую чиновничью систему: на его фоне революционеры кажутся лилипутами». (Жанна Зарецкая. Всё сходится в точке семейного стола // Вечерний Петербург. 20.05.2005).
В репертуаре артиста также: роль князя Абрезкова в спектакле «Живой труп» Л. Н. Толстого (реж. В. Фокин, 2006), роль Ивана Ивановича Перерепенко в спектакле «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н. В. Гоголя» (реж. А. Могучий, 2007), роль Семёна в спектакле «Садоводы» М. Исаева (совместный проект Александринского театра, Формального театра и Русского инженерного театра «АХЕ», 2008), Смерть («Ксения. История любви» В. Леванова, реж. В. Фокин, 2009), роль Ангела-фокусника («Изотов» М. Дурненкова, реж. А. Могучий, 2009), роль царя Миноса («Цари» Х. Кортасара, реж. Е. Сафонова, 2010). В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграл роль Деда Тильтиля и Митиль (реж. А. Могучий, 2011).
В 2012 году вместе с режиссёром Полиной Неведомской представили публике моноспектакль «Монологи» (с января 2016 года спектакль шёл под названием «Лица и роли»), в котором соединили десять монологов известнейших персонажей: от Хлесткова до Светловидова, от Шейлока и мольеровского Гарпагона до Барона в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина, от Сальери до Арбенина и Бориса Годунова, от гоголевской Агафьи Тихоновны до чеховской Мировой души — образы, которые Николаю Мартону не довелось сыграть на большой сцене.
В 2013 году принимал участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». В 2014 году сыграл роль Нагга в спектакле греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса по пьесе С. Беккета «Конец игры», в этом же году исполнил роль Неизвестного в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.
В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграл роль Сергея Дмитриевича Абрезкова. В 2015 году принимал участие в театрализованном представлении на официальном открытии Года литературы в Санкт-Петербурге («Выхожу один я на дорогу», М. Ю. Лермонтов; «Лебединая песня (Калхас)» (фрагмент), А. П. Чехов). В декабре 2015 года исполнил роль Философа в спектакле Марата Гацалова «Новое время» по пьесе Татьяны Рахмановой на Новой сцене Александринского театра. В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и её дети» (2017) исполнил роль Рассказчика. В 2018 году сыграл Смерть в спектакле Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» (вторая редакция).
В 2019 году представил свою новую работу в цикле выдающихся мастеров Александринской сцены «Монологи в Царском фойе» — "Вертинский. Русский Пьеро", созданную по музыкальным новеллам, «песенкам» великого русского актёра, поэта и шансонье Александра Николаевича Вертинского (1889-1957).
В 2020 году на Основной сцене исполнил роль Первой жертвы в спектакле Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Х. Мюллера. В августе 2020 года принял участие в аудоспектакле Антона Оконешникова «Театр у аппарата» в рамках мультижанровой программы Александринского театра «Другая сцена».
В феврале 2021 года в спектакле Валерия Фокина «Честная женщина» сыграл роль телеведущего Чарли Янга.
В декабре 2022 года вышел новый моноспектакль Николая Мартона «А. С. Пушкин. Стихи и мысли», приуроченный к 60-летию творческой деятельности в Александринском театре. Спектакль является продолжением цикла «Монологи в Царском фойе», создан по драматическим и поэтическим произведениям А. С. Пушкина и включает в себя музыкальный дивертисмент.
Помимо работы в театре Николай Сергеевич Мартон занят на радио, снимается в кино, на телевидении. Зрителям наверняка запомнились его кинороли в «Интервенции», «Жене, Женечке и Катюше», «Звезде пленительного счастья», «Маленьких трагедиях», его работы в таких телевизионных спектаклях, как «Дети Ванюшина», «Третья верста», «Кюхля».
В 2007 году принимал участие в спектакле-концерте на музыку А. И. Глазунова по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, посвящённом 90-летию легендарного спектакля В. Э. Мейерхольда. Николай Мартон исполнил роль Неизвестного. Творческое сотрудничество с Капеллой продолжилось спектаклем «Пер Гюнт». Николай Сергеевич Мартон стал художественным руководителем постановки — оригинальной музыкально-литературной композиции по драме Генрика Ибсена и сюите Эдварда Грига. Николай Мартон также выступил в роли Пера Гюнта.
Награды и премии
- 1960 — Медаль «За трудовую доблесть» (24 ноября 1960 года) — отмечая выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и искусства и в связи с декадой украинской литературы и искусства в Москве
- 1978 — Заслуженный артист РСФСР (16 ноября 1978 года)
- 1986 — Народный артист РСФСР (18 ноября 1986 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства
- 2006 — Орден Почёта (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17.04.2006 года)
- 2009 — Специальная премия номинационного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» — «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга»
- 2011 — Благодарность Президента Российской Федерации (14.07.2011) — за большие заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную деятельность
- 2015 — Лауреат ежегодной художественной премии «Петрополь» за многолетнее служение театру и искренность творческого почерка
- 2015 — Орден Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, СМИ и многолетнюю плодотворную деятельность (Указ Президента РФ от 22.10.2015)
- 2016 — Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» за роль Неизвестного в спектакле «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года
- 2017 — Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
- 2017 — Международная премия имени Андрея Толубеева
- 2019 — Заслуженный артист Республики Крым
- 2019 — Премия Правительства Санкт-Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры»
- 2020 — Орден Александра Невского (21.09.2020 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- 2022 — Почётный знак «Шереметевский орден»
- 2022 — На символической Аллее Звёзд на Пионерской площади, перед Театром юных зрителей им. А. А. Брянцева, заложена именная звезда Николая Мартона
- 2024 — Премия Правительства Санкт-Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры»
- 2024 — Благодарность Президента Российской Федерации (№ 248-рп от 19.08.2024) — за заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю творческую деятельность
ПОДРОБНЕЕ
Империя драмы, апрель 2009
Роли в Александринском театре:
- Моноспектакль «А. С. Пушкин. Стихи и мысли» (режиссёр Юрий Васильев, 2022)
- Чарли Янг, телеведущий («Честная женщина», режиссёр Валерий Фокин, 2021)
- Участник аудиоспектакля "Театр у аппарата" в рамках проекта "Другая сцена" (режиссёр Антон Оконешников, 2020)
- Первая жертва («Маузер», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2020)
- Вертинский («Вертинский. Русский Пьеро», режиссёр Антон Оконешников, 2019)
- Смерть («Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Рассказчик («Мамаша Кураж и её дети», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2017)
- Философ («Новое время», режиссёр Марат Гацалов, 2016)
- «Выхожу один я на дорогу…», «Лебединая песня (Калхас)» (фрагмент) («Дороги», режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Сергей Дмитриевич Абрезков («Третий выбор», режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Неизвестный («Маскарад. Воспоминания будущего», режиссёр Валерий Фокин, 2014)
- Нагг («Конец игры», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2014)
- Участник проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Моноспектакль «Лица и роли» (Первый вечер из цикла «Монологи в Царском фойе», режиссёр Полина Неведомская, 2012)
- Дед Фёдор («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Царь Минос («Цари», режиссёр Евгения Сафонова, 2010)
- Ангел-фокусник («Изотов», режиссёр Андрей Могучий, 2009)
- Смерть («Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009)
- Семен («Садоводы», режиссёр Андрей Могучий, 2007-2008)
- Иван Иванович Перерепенко («Иваны», режиссёр Андрей Могучий, 2007)
- Сергей Дмитриевич Абрезков («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Аполлон Аполлонович Аблеухов, сенатор («Петербург», режиссёр Андрей Могучий, 2005)
- Сорин («Ангажемент», режиссёр Александр Галибин, 2004)
- Арбенин, Неизвестный, Звездич и все мужские роли («Неизвестный», режиссёр Марина Гаврилова, 2004)
- Отрывки из «Маскарада» (Торжественный вечер, посвящённый юбилеям М. Ю. Лермонтова и Вс.Э. Мейерхольда, режиссёр Николай Шейко, 2004)
- Неизвестный («Маскарад», режиссёр Игорь Селин, 2003)
- Земляника («Ревизор», режиссёр Валерий Фокин, 2002).
- Фирс («Вишнёвый сад», режиссёр Роман Смирнов, 2001)
- Куртизанов, всевластный руководитель («Пара гнедых», режиссёр Александр Белинский, 2000)
- Падре («Дон Жуан», режиссёр Геннадий Тростянецкий, 2000)
- Мнишек («Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999)
- Анучкин, отставной пехотный офицер («Женитьба», режиссёр Александр Галибин, 1998)
- Пер Гюнт («Пер Гюнт», режиссёр, художественный руководитель постановки Николай Мартон, 1997)
- Доктор Ковач («Чёрт», режиссёр Владимир Петров, 1995)
- Леонт, король Сицилии («Зимняя сказка», режиссёр Александр Смеляков, 1995)
- Порфирий Семёнович Глагольев, помещик («Платонов», режиссёр Светлана Миляева, 1994)
- Чампа, писатель («Колпак с бубенчиками» Владимир Воробьев, 1993)
- Месье Карлье («Блэз», режиссёр Владимир Голуб, 1992)
- Маркиз ди Форлипопопли («Хозяйка гостиницы», режиссёр Владимир Воробьев, 1992)
- Кирсанов Станислав Александрович («Жиды города Питера...или Невесёлые беседы при свечах», режиссёр Натан Басин, 1991)
- Сысой Псоич Рисположенский («Свои люди – сочтёмся!», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Советник («Лисистрата», режиссёр Владимир Голуб, 1989)
- Фарисей («Мать Иисуса», режиссёр Игорь Горбачёв, 1989)
- Ордожоникидзе («Вожди», режиссёр Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989)
- Бареев («Торможение в небесах», режиссёр Владимир Голуб, 1988)
- Граф де Гиш, герцог де Граммон, вельможа («Сирано де Бержерак», режиссёр Игорь Горбачёв, 1987)
- Энсон Херрис, 1-ый пилот («Аэропорт», возобновление, режиссёр Александр Музиль, 1985)
- Наполеон I, император французский («Фельдмаршал Кутузов», режиссёр Игорь Горбачёв, 1985)
- Эльберт («Маленький вокзальчик, весь в цветах», режиссёр Виктор Хоркин, 1984)
- Андрей Карлович, генерал («Капитанская дочка», режиссёр Ростислав Горяев, 1984)
- Коттон, Отец Сольвейг («Пер Гюнт», возобновление, режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1983)
- Виталий Николаевич Мчиславский («Молва», режиссёр Арсений Сагальчик, 1983)
- Министр («Трубач на площади», режиссёр Станислав Илюхин, 1982)
- Занят в Эпилоге, Другой (Пролог. «Театральный разъезд через 225 лет после основания театра»), отрывок из пьесы П.И. Григорьева «Праздник артистов 30 августа 1856 года», отрывок из воспоминаний о «Чудаке» («Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра», режиссёр Николай Шейко, 1981)
- Семён Сергеевич Борцов (с 1981) («На большой дороге», «Лебединая песня», режиссёры Александр Борисов, Николай Шейко, 1980)
- Баимов («Тринадцатый председатель», режиссер Феликс Григорьян, 1980)
- Мигаев («Таланты и поклонники», режиссёр Арсений Сагальчик, 1980)
- Пер Гюнт («Пер Гюнт», режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1979)
- Эгист («Моя любовь Электра», режиссёр Владимир Рубанов, 1979)
- Коттон («Пер Гюнт», режиссеры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1979)
- Гросман («Плоды просвещения», режиссёр Вадим Голиков, 1978)
- Шабельский («Иванов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1978)
- Сумароков («Пока бьётся сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977)
- Чигирев («Ивушка неплакучая», режиссёр Илья Ольшвангер, 1977)
- Энсон Херрис, 1-ый пилот («Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977)
- Вагин («Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1976)
- Дито, сын Агабо Богверадзе и Кесарии («Пока арба не перевернулась», режиссёр Владимир Суцепин, 1975)
- Лопатин («Из записок Лопатина», режиссёр Арсений Сагальчик, 1975)
- Князь Чипхайхилидзев («Похождения Чичикова, или Мёртвые души», режиссёр Николай Шейко, 1974)
- Граф Новинский («Обыкновенная история», возобновление, режиссёр Владимир Эренберг, 1973)
- Барин (с 1975) («Горячее сердце», режиссёр Олег Овечкин, 1973)
- Муров Григорий Львович («Без вины виноватые», режиссёр Галина Инютина, 1972)
- Вадим Григорьевич Дульчин («Последняя жертва», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1971)
- Толстячок («Сказки Старого Арбата», режиссёр Александр Музиль, 1971)
- Граф Эгмонт («Легенда об Уленшпигеле», режиссёры Илья Ольшвангер, Иосиф Ционский, 1971)
- Капитан («Артём», режиссёр Владимир Эренберг, 1970)
- Малахов, зам. редактора газеты («Справедливость – моё ремесло» («Возраст расплаты»), режиссёр Александр Музиль, 1969)
- Николай I («Болдинская осень», режиссёр Ростислав Горяев, 1969)
- Бенедикт, молодой знатный падуанец (с 1969), Клавдио, молодой знатный флорентиец (c 1973) («Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1968)
- Ф. Э. Дзержинский (с 1968), Английский писатель (c 1969) («Кремлевские куранты», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1967)
- Павел Николаич Елецкий («Нахлебник», режиссёр Олег Соловьев, 1967)
- Адъютант («Каждому своё», режиссёр Владимир Суцепин, 1966)
- Антуан де Сент-Экзюпери (c 1967), Жан Мермоз, летчик («Жизнь Сент-Экзюпери», режиссёр Владимир Эренберг, 1966)
- Красный набат, журналист (1967) («Между ливнями», режиссёр Рафаил Суслович, 1965)
- Джордж Кэттл («Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун», режиссёр Антонин Даусон, 1965)
- Поспелов (с 1967), Граф Новинский («Обыкновенная история», режиссёр Владимир Эренберг, 1965)
- Фабиано Фабиани («Мария Тюдор», режиссёр Игорь Горбачёв, 1964)
- Ружие («Встреча», режиссёр Меер Гершт, 1964)
- Вениамин Семёнович (c 1971) («Семья Журбиных», режиссёры Леонид Вивьен, Антонин Даусон, 1963)
- Оуэн Мертон («Чудеса в гостиной», режиссёры Бруно Фрейндлих, Алексей Ян, 1963)
- Альбер (с 1963) («Маленькие трагедии», режиссёр Леонид Вивьен, 1962)
- Костя Галушкин (с 1970) («День отдыха», режиссёр Николай Вальяно, 1954)