Большакова
В 2007 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Г. И. Дитятковского). В этом же году приглашена в труппу Александринского театра.
Роли в дипломных спектаклях: Женя («Яма» А. И. Куприна, реж. Г. Дитятковский), Мэйре («Нужен перевод» Б. Фрила, реж. Г. Дитятковский).
Первой ролью в Александринском театре стала роль Сестры Чарли в спектакле «Цветы для Чарли» по мотивам романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» (реж. И. Сакаев, 2007). Дебютная работа молодой актрисы сразу же была отмечена критикой: «Ученица Григория Дитятковского ловко справляется с двумя полярными ролями — разбитной богемной хулиганки и иссохшей, несчастной старой девы» (А. Пронин. Цветы для Чарли// Афиша. 2.12.2007). В 2008 году была введена на роль Иокасты в спектакль «Эдип-царь» Софокла (реж. Т. Терзопулос).
Но первой крупной работой стала роль Леокадии Бегбик в спектакле «Человек=Человек» Б. Брехта (реж. Ю. Бутусов, 2008). Критика, резко расходящаяся в оценке спектакля, была единодушна в отзывах об игре молодой актрисы.
«Превосходна недавняя дебютантка Александра Большакова в роли маркитантки, владелицы солдатского трактира вдовы Бегбик, — молодая актриса, с лёгкостью превращаясь из старухи в тропическую обольстительницу, играет некое подобие загадочной восточной «лисы-оборотня» (Шитенбург Л. Идентификация грузчика// Город(812). 29.09.2008).
«Александра Большакова — талант очевидный, удивительный. Практически дебют, а играет так мощно и уверенно, что руками разводишь от изумления» (Зайонц М. Не то, что кажется// Итоги. 22.09.2008). «Мир потерял разницу между добром и злом», — говорит вдова Бегбик, владелица походного трактира, сыгранная Александрой Большаковой так, что эта роль позволяет разглядеть в ней будущую Алису Фрейндлих — столь ловко она лавирует между маской немощной старухи-нимфоманки и распутной девки полка» (Павлюченко К. Человечеству поставлен неутешительный диагноз// Невское время. 17.09.2008). «Похоже, что брехтовская «отстраненность» удалась только Александре Большаковой (вдова Бегбик), которая, не меняя бледного, похожего на маску грима, лихо превращалась то в дряхлую мегеру, то в юную соблазнительницу». (Джурова Т. Без лица // Коммерсантъ. 15.09.2008).
В 2008 году была введена на роль Маши («Живой труп» Л. Н. Толстого, реж. В. Фокин, 2008). В спектакле «Ксения. История любви» В. Леванова (реж. В. Фокин, 2009) сыграла роль Кати. В 2009 году удостоена Независимой актёрской премии им. Владислава Стржельчика — за лучший дебют (роль Леокадии Бегбик в спектакле «Человек=Человек» Б. Брехта (реж. Ю. Бутусов).
В спектакле «Укрощение строптивой» В. Шекспира (реж. О. Коршуновас, 2010) сыграла строптивую красавицу Катарину, дочь Баптисты. За эту работу в 2011 году Александра Большакова была выдвинута на соискание Санкт-Петербургской молодёжной театральной премии «Прорыв». В спектакле «Литургия ZERO» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок» исполнила роль Полины (реж. В. Фокин, 2012). В 2013 году принимала участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и её дети» (2017) исполнила роль Иветты.
В 2018 году сыграла роль Кати в спектакле Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» (вторая редакция).
В 2020 году ввелась на роль Матери в спектакль Андрия Жолдака «По ту сторону занавеса».
В 2021 году сыграла роль Судьи в онлайн-спектакле «Крайм» (проект «Другая сцена» / «Сцена суда», режиссёр Кирилл Люкевич); роль Женщины в спектакле «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. А. Виднянский).
В 2022 году введена на роль Атласки в спектакль Андрия Жолдака «Нана».
В 2023 году в саундраме «Чайка» (режиссёр Елена Павлова) сыграла Полину Андреевну.
В январе 2024 года в спектакле Никиты Кобелева «Воскресение» сыграла несколько ролей: Хмурая судья, Аннет, Рыжая заключённая, Маковкина. «И между женой Масленникова Александры Большаковой, «пушистым хорьком», норовящим укусить собственного мужа за любую провинность, и её же униженной и оскорбленной Рыжей из камеры, сыгранной совсем по-достоевски, с надрывом, — тоже пропасть. Психологическая. Но одни и те же лица, встречающиеся по ту и эту сторону вагона, снова и снова напоминают про взаимопроникаемость параллельных вроде бы миров, про «от сумы и от тюрьмы» — и от этого не лобового, но такого внятного послания становится не по себе». (Жанна Зарецкая. Новая жизнь никому не дается даром: Александринский театр выпустил «Воскресение» с Жизневским // Фонтанка.ру. 29.01.2024)
В августе 2024 года сыграла Мать I в спектакле Константина Богомолова «Мать. Горькая пьеса», открывшем 269 сезон и XV Международный театральный фестиваль «Александринский».
Снималась в кино и телесериалах: «Глухарь», «Эра стрельца-3», «Слово женщине», «Морские дьяволы-4», «Дорогой мой человек», «Шаман», «Разведчицы», «Чужой», «Инквизитор», «Охотники за головами» и др.
Награды и премии
- 2009 — Независимая актёрская премия им. Владислава Стржельчика — за лучший дебют (роль Леокадии Бегбик в спектакле «Человек=Человек» Б. Брехта (реж. Ю. Бутусов).
- 2016 — Благодарность Министра культуры за многолетнюю творческую деятельность и большой вклад в сохранение и развитие российской культуры
ПОДРОБНЕЕ
«Лучшее в Санкт-Петербурге», ноябрь 2010 года
Роли в Александринском театре:
- Мать I («Мать. Горькая пьеса», режиссёр Константин Богомолов, 2024)
- Хмурая судья, Аннет, Рыжая заключённая, Маковкина («Воскресение», режиссёр Никита Кобелев, 2024)
- Полина Андреевна («Чайка», режиссёр Елена Павлова, 2023)
- Атласка (с 2022) («Нана», режиссёр Андрий Жолдак, 2020)
- Женщина («Процесс», режиссёр Аттила Виднянский, 2021)
- Судья (Онлайн-спектакль «Крайм», проект «Другая сцена», режиссёр Кирилл Люкевич, 2021)
- Мать (с 2020) («По ту сторону занавеса», режиссёр Андрий Жолдак, 2016)
- Катя («Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Иветта («Мамаша Кураж и её дети», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2017)
- Участница проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Полина («Литургия ZERO», режиссёр Валерий Фокин, 2012)
- Катарина, дочь Баптисты («Укрощение строптивой», режиссёр Оскарас Коршуновас, 2010)
- Катя («Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009)
- Леокадия Бегбик («Человек=Человек», режиссёр Юрий Бутусов, 2008)
- Сестра Чарли («Цветы для Чарли», режиссёр Искандер Сакаев, 2007)
- Маша (с 2008) («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Иокаста, жена Эдипа (с 2008) («Эдип-царь», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2006)