Ближайшие
* Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание на то, что впуск в театр происходит за 20 минут до начала спектакля!
Спектакль создан при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России
Александринский театр благодарит за помощь в работе над постановкой Ксению Бодрову
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
«Вертинский. Русский Пьеро» создан по музыкальным новеллам, «песенкам» великого русского актёра, поэта и шансонье Александра Николаевича Вертинского (1889-1957). «… поэт, странно поющий свои стихи, весь в словах и образах горькой любви, ни на кого не похожий, небывалый, вызывающий зависть… Он был для меня явлением искусства, характер которого я не могу определить, но которое для меня милее других, — искусства странного, фантастического», — писал о Вертинском Юрий Олеша. Приблизиться к тайне «Русского Пьеро», исполнить песни и стихотворения Вертинского и вместе со зрителями понять, как они отзываются в сердце сегодня — давняя творческая мечта корифея александринской сцены Николая Сергеевича Мартона. «Вертинский. Русский Пьеро» — больше, чем ретроспектива комических ариеток и печальных песен Вертинского. Это и размышление о судьбе артиста, в котором сквозь иронию и тайну таланта звучит подлинная трагедия ушедшего века.
Премьера — 15 сентября 2019 года
Пресса о спектакле
То сочетание иронической отстраненности и порывистого лиризма, что характерно для Вертинского, становится естественной нормой и для сценического существования Николая Мартона в этом спектакле. Ничего не имитируя, современный актер ведет свою тему: о драматической судьбе не только артиста, но и человека вообще. Через Мартона Вертинский обращается к зрителям, чтобы вновь промелькнуть незабываемой «беззаконной кометой». Но это сам Николай Мартон, это его голос, его интонации, его мысли, волнующие каждого.
Надежда Таршис
Петербургский театральный журнал. Блог 23.01.2020
Ловишь себя на том, что этот спектакль – о самом искусстве. Личность и биография Николая Мартона, пространство Царского фойе со всей его резьбой, росписями и анфиладой, которая образуется за счет того, что два высоких зеркала стоят друг против друга… Все это действует не менее содержательно, чем наследие Вертинского. Режиссер Антон Оконешников почувствовал сам формат бенефиса, предусмотрев такие зоны, когда зрители волей-неволей аплодируют юбиляру. В этом спектакле есть что-то от торжественной церемонии. Поэтому участвует и своего рода прелестный церемониймейстер – миниатюрная исполнительница Дарья Клименко, которая и помогает артисту переодеться, и порой выступает в качестве суфлера.
Евгений Авраменко
Вечерний Санкт-Петербург 07.10.2019
Артист не подражает Вертинскому, разве что пару раз застынет в картинной позе, памятной по старым афишам. Поет своим голосом, сильным, глубоким, бархатным баритоном, не искушаясь характерным тремоло и грассированием. Над «вычурными позами» Мартон посмеивается, он и сам по этой части мастак. Но за позами, за масками в театре прячутся, испытывая неловкость от излишней откровенности или сентиментальности. А в новом спектакле артист не столько преодолевает репутацию романтического героя, сколько пользуется и опытом «музычно-драматичной» закваски, и виртуозностью мастера художественного слова, и дистанцированием, необходимым для новой драмы и авангардной режиссуры. Игра интонациями, отточенный жест, тончайшие переходы от пьяно к форте, смена настроений - все это умещается на пятачке вроде бы незатейливой ариетки или короткого стихотворения. И тут же перебивается трагическим «Я не знаю, зачем и кому это нужно...» - отзвуком Первой мировой войны, не утратившим актуальности по сей день.
Елена Алексеева
Санкт-Петербургские ведомости 19.09.2019
1. Юбилей на сцене Александринки. Как народный артист России Николай Мартон отметил 85-летие// Телеканал Санкт-Петербург. 10.09.2019
2. Николай Мартон отметил юбилей на сцене Александринского театра // Россия - Культура. Новости культуры. Эфир от 11.09.2019
3. Аристократ сцены // НТВ. 16.09.2019 (с 8.25)
4. Светлана Мазурова. В Петербурге появится моноспектакль "Вертинский. Русский Пьеро" // Российская газета. 17.09.2019
5. Елена Алексеева. Секреты Русского Пьеро. Николай Мартон показал Вертинского в новом моноспектакле // Санкт-Петербургские ведомости. 19.09.2019
6. Евгений Авраменко. Вертинский в преломлении Мартона // Вечерний Санкт-Петербург. 07.10.2019
7. Татьяна Забозлаева. Николай Мартон. Монолог о Вертинском // Русский архив. 14.10.2019
8. Надежда Таршис. Русский Пьеро 2020: Николай Мартон вновь солирует в Царском фойе // ПТЖ. Блог. 23.01.2020
9. Елена Никитина. В бананово-лимонном Пскове // ПЛН. 24.09.2020
10. В Доме-музее Марии Ермоловой прошел показ спектакля "Вертинский. Русский Пьеро" // Телеканал Россия К. Новости культуры. 13.05.2021
11. Екатерина Дмитриевская. Сеанс театральной магии // Экран и сцена. 28.05.2021
12. Ольга Штраус. Николай Мартон отметит 85-летие моноспектаклем по Вертинскому // Российская газета. 11.09.2019.
13. Катерина Картузова. Николай Мартон. Премьера моноспектакля "Вертинский. Русский Пьеро" // Санкт-Петербург.18 сентября 2019
14. Режиссёр Антон Оконешников: «Если бы Вертинский писал пьесы, он был бы великим драматургом» (беседу ведёт Анастасия Локтева) // Казанские ведомости. 02.04.2022
15. Анна Тарлецкая. Дни Александринского театра в Казани: новое звучание «Маузера» и великий Вертинский // Реальное время. 06.04.2022