Ближайшие
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2016-2017 года в номинации «Мужская роль второго плана» — Дмитрий Лысенков
«Для меня предложение поставить в Александринском театре спектакль по Достоевскому очень почётно. И я очень рад, что это происходит. Для венгров до сих пор «Преступление и наказание» — главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы. Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно даёт Достоевский. Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашёл утешающих ответов на самые существенные вопросы. У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе. Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре. Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают. Правильный ответ». Аттила Виднянский
Спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссёров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского.
Аттила Виднянский в 1992 году окончил режиссёрский курс Театрального института им. Карпенко-Карого (Киев). В 1993-м стал основателем и художественным руководителем Венгерского театра имени Дьюлы Ийеша на Западной Украине, в закарпатском Берегове, созданного на базе венгерского курса киевского театрального института. В Венгрии его творческая биография развивается с начала нового века. В 2004 году Виднянский был назначен арт-директором Венгерской оперы в Будапеште; в 2006 — художественным руководителем Театра им. Михая Чоконаи в Дебрецене, где серьёзно реформировал репертуар и организовал фестиваль, одной из главных задач которого являлось развитие современной драматургии. В июле 2013 года возглавил Национальный театр Венгрии. Петербургскому зрителю работы режиссёра знакомы по Международному театральному фестивалю «Александринский», в 2014 году Национальный театр представлял в его программе спектакли «Человек летающий» и «Йоханна на костре», в 2015 году в офф-программе фестиваля был показан фильм Аттилы Виднянского «Сын, ставший оленем. Крики из врат таинств».
Премьера — 10 сентября 2016 года
Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем Анастасию Фёдорову и Андраша Козму
Пресса о спектакле
Аттила Виднянский поставил образцовый спектакль психологического театра виртуозного актерского мастерства (сценическая традиция, начавшаяся «Братьями Карамазовыми» Немировича-Данченко). Центральной темой александринского спектакля стал вызов маленького человека, решившего исправить мир при помощи топора.
Ольга Егошина. «Я себя убил»
Театрал 27.04.2017
Виднянский вернулся к роману во всем его объеме. Классический текст бережно сохранен. На сцене звучит подчеркнуто многоголосый и многотембровый ансамбль, состоящий из сложных, ярких партий исполнителей.
Елена Омеличкина. «Преступление и наказание». Полная версия
Театральный город №14. Октябрь-ноябрь
«Преступление и наказание» Виднянский находит созвучным сегодняшнему дню: проклятые или последние вопросы не только остались, но приобрели еще большую остроту и еще большую беспощадность. Не случайно топор, которым в романе зарубил Раскольников процентщицу и ее безропотную сестру Лизавету, в спектакле обретает гомерический масштаб и зависает в пространстве над всеми без исключения действующими лицами.
Ольга Галахова. Уроки топора
Независимая газета 26.09.2016
…вообще в работе этого ансамбля нет ни на грош мелодрамы, герои «умозрительны» в самом благородном смысле этого слова. Холодный «умственный» Достоевский наконец-то появился на петербургских подмостках.
Наталья Скороход. Евангелие от топора
Петербургский театральный журнал 2016.№ 4 (86)
1. Петербуржцам представят "Преступление и наказание" в стиле авангард // НТВ. 8.09.2016
2. На фестивале "Александринский" представили 5-часовой спектакль "Преступление и наказание" // ТК Санкт-Петербург. 11.09.2016
3. В афише фестиваля "Александринский" - постановки из Европы и Азии // ТК Культура. 12.09.2016
4. Анна Ветлинская. Преступление и... не наказание, или Раскольников по-венгерски // Interessant. 13.09.2016
5. Лилия Шитенбург. Бал у Капернаумовых // COLTA. 15 .09.2016
6. Елена Вольгуст. Марина Дмитревская. Полифонический гул. Диалог о премьере // Петербургский театральный журнал. Блог. 16.09.2016
7. Ольга Комок. Песнь Раскольникова. "Преступление и наказание" в Александринском театре // Деловой Петербург. 23.09.2016
8. Ольга Галахова. Уроки топора. В спектакле "Преступление и наказание" вскрываются проблемы молодого поколения // Независимая газета. 26.09.2016
9. Владимир Кантор. Сон с живыми мертвецами // Санкт-Петербургские ведомости. 3.10.2016
10. Татьяна Троянская. В Александринку Аттила Виднянский пришел с Достоевским. Преступление без раскаяния // Театрал.
11. Елена Омеличкина. "Преступление и наказание". Полная версия // Театральный город. №14. октябрь-ноябрь
12. Наталья Скороход. Евангелие от топора // Петербургский театральный журнал. 2016.№ 4 (86). С .16-20
13. Ольга Егошина. "Я себя убил" // Театрал. 27.04.2017
14. Дмитрий Лысенков: «Сейчас время такое – не время артиста Смоктуновского» // Бизнес Online. 11.06.2017
15. Валерий Фокин: "Наша национальная черта - мы очень любим делать из людей мучеников" (беседу ведет Айрат Нигматуллин) // Бизнес Online. 12.06.2017
16. Евгений Авраменко. Фокусы из рукавов // Вечерний Санкт-Петербург. 05.07.2017
17. Андрей Юрьев. Евангелие против топора // Вопросы театра.2017. 1-2. С. 44-51.
18. На фестивале "Золотая Маска" – "Преступление и наказание"// Телеканал Культура. 19.03.2018
19. Ирина Корнеева. Замахнулся - руби! "Преступление и наказание" Александринского театра на "Золотой маске" // Российская газета. 23.03.2018
20. Виталий Коваленко: "Меня сейчас привлекает высокая трагедия" (беседу вела Елена Коновалова) // Экран и сцена. №6. Март 2018
21.Татьяна Ткач. Помутнение сердец // Дом актёра. Спецвыпуск. Сент.-окт. 2018