Лисецкий
Окончив в 1967 году Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии, Владимир Лисецкий поступил в Ленинградский Академический театр драмы им. А. С. Пушкина. С самых первых шагов на сцене он зарекомендовал себя как одарённый актёр, способный справиться со сложными разноплановыми ролями, обладающий яркой сценической внешностью и широким творческим диапазоном. За годы работы в Александринском театре Владимир Алексеевич Лисецкий сыграл более 120 ролей.
О Владимире Лисецком с полным основанием можно сказать, что каждый его выход на сцену, даже в самой, казалось бы, незначительной, эпизодической роли никогда не оставался незамеченным зрителями. Благодаря незаурядному мастерству артиста, его эмоциональности, подвижному сценическому темпераменту и обаянию его герои всегда запоминались, обращали на себя внимание продуманностью характера и филигранностью исполнения. Именно поэтому молодого артиста охотно приглашали на роли и другие театры. Так в 1970 году Владимир Лисецкий блистательно исполнил серьезную драматическую роль Ивана Ильича Телегина в замечательном спектакле Игоря Владимирова и Геннадия Опоркова «Хождение по мукам» по мотивам романа А. Н. Толстого (Театр имени Ленсовета). Но Александринский театр всегда оставался главным в судьбе артиста.
За время работы на Александринской сцене Владимир Лисецкий сыграл множество разноплановых ролей — от эпизодических (в начале творческого пути) до главных, как в современной, так и в классической драматургии. Среди героев современного репертуара можно выделить такие роли, как: Морис Дор («Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина, 1967), Вагаршак («Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, 1968), Максимович («Человек и глобус» В. Лаврентьева, 1969), Шапкин («Справедливость — моё ремесло» Л. Жуховицкого, 1969), Авдонин («Мария» А. Салынского, 1970), Михаил («Совет да любовь» В. Тендрякова, 1974), Шпич («Ивушка неплакучая» М. Алексеева, 1978), Черваков («Унтиловск» Л. Леонова, 1979), Якубов («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, 1980), Зубан, а затем и Шевляков («Высшая мера» В. Арро, 1980 и 1989), Гийоме («Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина, 1983), Пересветов («Пока бьётся сердце» Д. Храбровицкого, 1986), Езепов («Торможение в небесах» Р. Солнцева, 1989), Серж («Обманы» М. Гавриловой, 1997), Дядя Ваня («Три сестры и дядя Ваня» М. Гавриловой, 2001).
Играя же роли классического репертуара, Владимир Лисецкий безупречно совмещал современное прочтение, свойственное в большинстве случаев режиссёрской концепции, с бережным подходом к драматургическому материалу. Среди его ролей классического репертуара: Мыкин («Доходное место» А. Островского, 1968), Дергачёв («Последняя жертва» А. Островского, 1971), Хлынов («Горячее сердце» А. Островского, 1973), Чарли («Потоп» Х. Бергера, 1974), Бригелла («Зелёная птичка» К. Гоцци, 1976), Косых («Иванов» А. Чехова, 1978), Кузьма («На большой дороге» А. Чехова, 1981), Господин Гондюро («Отец Горио» О. де Бальзака, 1982), Иван Иванович («Капитанская дочка» А. Пушкина, 1984), Монфлери («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1989), Стримодор («Лисистрата» Аристофана, 1989), Кутейкин («Недоросль» Д. Фонвизина, 1990), Могильщик («Гамлет» В. Шекспира, 1992), Захар («Романсы с Обломовым» И. Гончарова, 1992), Щербук («Платонов» А. Чехова, 1994), Турин («Дурочка» Лопе де Вега, 1994), Кулыгин («Три сестры» А. Чехова, 1996), Африкан Саввич («Бедность не порок» А. Островского, 1996), Пуговичник («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1997), Лорд Огастус («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 1998), Афанасий Пушкин («Борис Годунов» А. Пушкина, 1999), Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, 1999), Лисичкин («Пара гнедых» А. Белинского по мотивам старинных русских водевилей, 2000) и другие.
Владимир Лисецкий играл в спектаклях самых разных, несхожих между собой режиссёров: у Владимира Голуба в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касона (2001) играл трепетного заботливого супруга сеньора Бальбоа; в спектакле-фантазии Александра Галибина «Ангажемент» на темы пьес Ю. Князева «Динамо» и «Чайки» А. Чехова актёр исполнил роль доктора Дорна (2004), а в комедии Б. Шоу «Пигмалион» (1998), поставленной Александром Белинским, он выходит в роли старого плута мусорщика Дулитла. Об этой роли в одной из рецензий было сказано: «Актёр Владимир Лисецкий легко срывает зрительские аплодисменты, преподнося чуть ли не каждую фразу текста как удачную репризу». (В. Полушко. Уроки фонетики // Санкт-Петербургские ведомости. 20.03.1998).
Владимир Лисецкий тяготеет к острохарактерным ролям, наполняя свои работы как острыми, отточенными, зачастую гротескными деталями, так и глубоким драматизмом, если того требует драматургический материал и замысел режиссёра. В числе наиболее интересных работ можно назвать роли в спектаклях Валерия Фокина – Добчинский («Ревизор» Н. Гоголя, 2002), Антон Антонович Сеточкин («Двойник» по Ф. Достоевскому, 2005). В спектакле «Гамлет» В. Шекспира (реж. В. Фокин, 2010) сыграл роль Первого актёра, вожака труппы бродячих комедиантов, разыгрывающих сцену «Мышеловки». В 2010 году введён на роль Афремова в спектакль «Живой труп» Л.Н. Толстого (реж. В. Фокин) и на роль Доктора Штрауса в спектакль «Цветы для Чарли» по Д. Кизу (реж. И. Сакаев). В спектакле «Укрощение строптивой» В. Шекспира (реж. О. Коршуновас, 2010) сыграл Учителя, выдающего себя за богатого дворянина Винченцио. В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова исполнил роль участника оркестра, состоящего из Душ забытых вещей (реж. А. Могучий, 2011). В 2013 году принимал участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». Принимал участие в спектакле Новой сцены 2014 года — «Теллурия» по роману Владимира Сорокина (реж. М. Гацалов). В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграл роль Афремова.
В 2016 году выпустил моноспектакль «Как я был актёром» по рассказу А. И. Куприна в цикле спектаклей выдающихся мастеров Александринской сцены «Монологи в царском фойе». В 2017 году исполнил роль Маркиза де Сада в спектакле Андрея Калинина «Убийство Жан-Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы под руководством господина де Сада» (2017); роль Дольче в спектакле французского режиссёра Жана Беллорини «Крум».
В 2019 году в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина» исполнил роль отца Ольги.
В 2020 году принял участие в аудоспектакле Антона Оконешникова "Театр у аппарата" в рамках мультижанровой программы Александринского театра "Другая сцена".
В 2021 году исполнил роль Директора канцелярии в спектакле «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. А. Виднянский).
В феврале 2024 года исполнил роль Петра Старковского в спектакле «Мейерхольд. Чужой театр» (режиссёр В. Фокин).
Владимир Лисецкий снимается в кино: «Тихая Одесса», «Ижорский батальон», «Бандитский Петербург», «Русский ковчег», «Никаких других желаний» и др.
Награды и премии
- 1993 — Заслуженный артист РФ (Указ Президента РФ № 876 от 10.06.1993)
- 2006 — Народный артист России (Указ Президента РФ № 310 от 03.04.2006)
- 2016 — Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (Указ Президента РФ N 302 от 28.06. 2016)
- 2020 — Благодарность Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (Распоряжение Президента РФ №210-рп от 15.08.2020)
ПОДРОБНЕЕ
Выборгская панорама ТV. 1.09.2006
Роли в Александринском театре:
- Пётр Старковский («Мейерхольд. Чужой театр», режиссёр Валерий Фокин, 2024)
- Министр в сюртуке («Один восемь восемь один», режиссёр Валерий Фокин, 2022)
- Директор канцелярии («Процесс», режиссёр Аттила Виднянский, 2021)
- Участник аудиоспектакля "Театр у аппарата" в рамках проекта "Другая сцена" (режиссёр Антон Оконешников, 2020
- Отец Ольги («Рождение Сталина», режиссёр Валерий Фокин, 2019)
- Дольче («Крум», режиссёр Жан Беллорини, 2017)
- Маркиз де Сад («Убийство Жан-Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы под руководством господина де Сада», режиссёр Андрей Калинин, 2017)
- Моноспектакль Владимира Лисецкого «Как я был актёром», 2016
- Афремов, приятель Феди Протасова («Третий выбор», режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Участник спектакля «Теллурия», режиссёр Марат Гацалов, 2014
- Участник проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Души забытых вещей («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Учитель, Второй егерь (2011) («Укрощение строптивой», режиссёр Оскарас Коршуновас, 2010)
- Актёр («Гамлет», режиссёр Валерий Фокин, 2010)
- Стариков, гостинодворец («Женитьба», режиссёр Валерий Фокин, 2008)
- Доктор Штраус («Цветы для Чарли», режиссёр Искандэр Сакаев, 2007)
- Афремов (с 2010) («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Антон Антонович Сеточкин («Двойник», режиссёр Валерий Фокин, 2005)
- Дорн («Ангажемент», режиссёр Александр Галибин, 2004)
- Добчинский («Ревизор», режиссёр Валерий Фокин, 2002)
- Бальбоа («Деревья умирают стоя», режиссёр Владимир Голуб, 2001)
- Дядя Ваня («Три сестры и дядя Ваня», режиссёр Марина Гаврилова, 2001)
- Михаил Васильевич Лисичкин («Пара гнедых», режиссёр Александр Белинский, 2000)
- Царь Салтан («Сказка о царе Салтане», режиссёр Владимир Голуб, 1999)
- Афанасий Пушкин («Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999)
- Дулитл («Пигмалион», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Лорд Огастус («Веер леди Уиндермир», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Серж («Обманы», режиссёр Марина Гаврилова, 1997)
- Могильщик (Гамлет», вторая редакция, режиссёр Ростислав Горяев, 1997)
- Пуговичник («Пер Гюнт», режиссёр Николай Мартон, 1997)
- Африкан Савич Коршунов («Бедность не порок», режиссёр Владимир Голуб, 1996)
- Кулыгин (с 1996) («Три сестры», режиссёр Ростислав Горяев, 1995)
- Слуга («Чёрт», режиссёр Владимир Петров, 1995)
- Турин, слуга Лисео («Дурочка», режиссёр Александр Товстоногов, 1994)
- Павел Петрович Щербук («Платонов», режиссёр Светлана Миляева, 1994)
- Оркестрант («Картины московской жизни», режиссёр Владимир Голуб, 1993)
- Занят в массовых сценах в спектакле «Отелло», режиссёр Ростислав Горяев, 1993
- Могильщик («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1992)
- Захар («Романсы с Обломовом», режиссёр Марк Розовский, 1992)
- Отец Юлюса («Любовь, джаз и чёрт», режиссёр Светлана Миляева, 1992)
- Дед («Ищи ветра в поле», режиссёр Владимир Голуб, 1991)
- Егорыч («Жиды города Питера..., или Невесёлые беседы при свечах», режиссёр Натан Басин, 1991)
- Посадник новгородский («Александр Невский», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Кутейкин («Недоросль», режиссёр Нора Райхштейн, 1990)
- Столяр Энгстран («Привидения», режиссёр Виктор Хоркин, 1990)
- Зявкин («Вожди», режиссёры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989)
- Стридомор («Лисистрата», режиссёр Владимир Голуб, 1989)
- Езепов («Торможение в небесах», режиссёр Владимир Голуб, 1989)
- Монфлери («Сирано де Бержерак», режиссёр Игорь Горбачёв, 1989)
- Оператор («Торможение в небесах», режиссёр Владимир Голуб, 1988)
- Егорушка (Егор Тимофеевич) («Самоубийца», режиссёр Виктор Хоркин, 1988)
- Лесничий («Первый бал Золушки», режиссёр Нора Райхштейн, 1988)
- Содержатель кокотки («Мораль пани Дульской», режиссёр Владимир Далин, 1988)
- Занят в массовых сценах спектакля «Вечер», режиссёр Игорь Горбачёв, 1988.
- Купец («Женитьба Бальзаминова» (За чем пойдёшь, то и найдёшь), режиссёр Игорь Горбачёв, 1988)
- Тюремщик («Беседы с Сократом», возобновление, режиссёр Николай Шейко, 1986)
- Граф Лористон («Фельдмаршал Кутузов», режиссёр Игорь Горбачёв, 1985)
- 1-й пилот, механик Игрем («Аэропорт», возобновление, режиссёр Александр Музиль, 1985)
- Иван Игнатьевич («Капитанская дочка», режиссёр Ростислав Горяев, 1984)
- Кузнец и укрыватель («Пер Гюнт», возобновление, режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1983)
- Павел Николаевич Фрязин («Молва», режиссёр Арсений Сагальчик, 1983)
- Анри Гийоме («Жизнь Сент-Экзюпери», режиссёр Владимир Эренберг, 1983)
- Петр Головакин («Лукия», режиссёр Владимир Эренберг, 1982)
- Господин Гондюро («Отец Горио», режиссёр Бруно Фрейндлих, 1982)
- Немой («Моя любовь Электра», режиссёры Владимир Рубанов, Александр Музиль, 1982)
- Тоже светский человек, поплотнее («Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра», режиссёр Николай Шейко, 1981)
- Секретарь Сталина («Предел возможного», режиссёр Игорь Горбачев, 1981)
- Летчик («Песня жизни», режиссёр Виктор Хоркин, 1981)
- Якубов («Тринадцатый председатель», режиссёр Феликс Григорьян, 1980)
- текст от автора («Живи и помни», режиссёр Станислав Илюхин, 1980)
- Кузьма (c 1981) («На большой дороге»), режиссёр Александр Борисов, 1980)
- Шевляков (с 1989), Лагунов (с 1986), Зубан («Высшая мера», режиссёр Николай Шейко, 1980)
- Притан («Беседы с Сократом», возобновление, режиссёр Николай Шейко, 1980)
- Пересветов («Пока бьётся сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1986)
- 1-й пилот «Аэрео-Мехикан» («Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1981)
- Павел Сергеевич Черваков («Унтиловск», режиссёр Николай Шейко, 1979)
- Кузнец и укрыватель («Пер Гюнт», режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1979)
- Ингрем («Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1979)
- Косых («Иванов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1978)
- Шпич («Ивушка неплакучая», режиссёр Илья Ольшвангер, 1978)
- Занят в массовых сценах спектакля «Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977
- Занят в массовых сценах спектакля «Пока бьется сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977
- Бюргер («Рембрандт», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1977)
- Эпизодическая роль («Ивушка неплакучая», режиссёр Илья Ольшвангер, 1977)
- Доктор («Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1977)
- Майор («Приглашение к жизни», режиссёр Илья Ольшвангер, 1976)
- Занят в массовых сценах спектакля «Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1976
- Бригелла («Зелёная птичка», режиссёр Николай Шейко, 1976)
- Занят в массовых сценах спектакля «Из записок Лопатина», режиссёр Арсений Сагальчик, 1975
- Дудко Захар Ефимович («Ураган», режиссёр Игорь Горбачёв, 1975)
- Гонец («Много шуму из ничего», режиссёр Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1975)
- Занят в массовых сценах спектакля «Элегия», режиссёр Илья Ольшвангер, 1975
- Крестьянин, Губернаторский родственник («Похождения Чичикова или Мёртвые души», режиссёр Николай Шейко, 1974)
- Михаил («Совет да любовь», режиссёр Арсений Сагальчик, 1974)
- Чарли, бармен («Потоп», режиссёр Владимир Головин, 1974)
- Немолодышев; Ильин Захар; Пшеничных Денис («Иней на стогах», режиссёр Владимир Эренберг, 1973)
- Евсей («Обыкновенная история», режиссёр Владимир Эренберг, 1973)
- Хлынов («Горячее сердце», режиссёр Олег Овечкин, 1973)
- Пристав (с 1974) («На дне», возобновление, режиссёры Леонид Вивьен, Владимир Эренберг, 1973)
- Аркадий Николаевич; Жених («Из жизни деловой женщины», режиссёр Сергей Микаэлян, 1973)
- Шофёр («Птицы нашей молодости», режиссёр Игорь Петровский, 1972)
- Капельмейстер («Вишнёвый сад», режиссёр Ростислав Горяев, 1972)
- Лука Герасимович Дергачев («Последняя жертва», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1971)
- Толстячок («Сказки Старого Арбата», режиссёр Александр Музиль, 1971)
- Солдат, массовые сцены («Легенда об Уленшпигеле», режиссёры Илья Ольшвангер, Иосиф Ционский, 1971)
- 2-й городовой («Артем» («Пепел Клааса»), режиссёр Владимир Эренберг, 1970)
- Константин Авдонин («Мария», режиссёр Владимир Суцепин, 1970)
- Шапкин, врач («Справедливость - моё ремесло» («Возраст расплаты»), режиссёр Александр Музиль, 1969)
- Кавалер на балу («Болдинская осень», режиссёр Ростислав Горяев, 1969)
- Леонтий Максимович («Человек и глобус», режиссёр Илья Ольшвангер, 1969)
- Гонец («Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1969)
- Страж; Мужской хор («Антигона», режиссёр Дмитрий Алексидзе, 1968)
- Громила («Душной ночью», режиссёр Илья Ольшвангер, 1968)
- Мыкин («Доходное место», режиссёры Александр Музиль, Владимир Суцепин, 1968)
- Дворовый («Нахлебник», режиссёр Олег Соловьёв, 1968)
- Шофер («На диком бреге», режиссёр Александр Музиль, 1968)
- Матрос («Второе дыхание», режиссёр Рубен Агамирзян, 1968)
- Занят в массовых сценах спектакля «Семья Журбиных», режиссёры Леонид Вивьен, Антонин Даусон, 1968.
- Занят в массовых сценах спектакля «Перед заходом солнца», режиссёр Александр Музиль, 1968.
- Военный («Кремлёвские куранты», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1967)
- Морис Дора («Жизнь Сент-Экзюпери», режиссёр Владимир Эренберг, 1967)
- Вагаршак Саинян (с 1968), Врач («Дело, которому ты служишь», режиссёр Александр Музиль, 1967)