* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2018-2019 года в номинации «Драма/ Мужская роль» — Иван Волков за роль Сирано де Бержерака
Обращаясь к одной из самых популярных пьес мирового репертуара, Николай Рощин поставил спектакль на основе новой, созданной по современному подстрочному переводу сценической версии текста.
«Стихов почти нет, большинства самых известных сцен нет, историзма нет. Есть романтика протеста, переходящая в утопию протеста и усталость природы протеста. Но суть, как нам кажется, не ушла и даже заострилась, — говорит режиссёр, — это не спектакль-иллюстрация. Возможен ли этот Сирано, нужен ли со своей бескомпромиссностью? Как бы это могло происходить здесь и сейчас?.. Именно это нам интересно в работе над героической комедией Ростана».
Премьера — 14 сентября 2018 года
Пресса о спектакле
Рощин охотно пользуется в своих спектаклях старинной театральной машинерией. Можно вспомнить, например, замечательно остроумные конструкции, которые он соорудил для "Ворона". Но в этой постановке эффекты театральности художник отдает на откуп антигероям, а главному герою оставляет аскетизм пустого пространства и сдержанность строгого стиля.
Евгения Тропп
Режиссер Николай Рощин умеет использовать все возможности театра-зрелища как мало кто. Знает как пользоваться всеми механизмами и всеми игрушками, театру свойственными. Любит ими пользоваться – до злоупотребления. Но от любви до ненависти – шаг.
В спектакле «Ворон» Гоцци он объяснялся в любви к этому миру театральных конструкций и чудес. В «Сирано» объясняется в ненависти. Сколько яда в изображении театральной Вселенной, где Ад такой же картонный, как и Иллирия. Пространству картонных облаков и фальшивых пастушков. Миру, чьим олицетворением становится гротескный Амур в груде накладных телес.
Ольга Егошина
Театр@л 07.12.2018
...парадокс «Сирано» в том, что в разнородной, интересно сочиненной ткани спектакля слышится нерв времени и коллапса, всеми переживаемого. Потому и благодаришь режиссера за честный, оголтелый финал, в котором уже не рассмотреть вечно протестующего Сирано.
Кристина Матвиенко
Театр 10.12.2018
Напряжение между физическим существованием актера ("феноменальным телом") и изображаемым им персонажем делает спектакль важным с точки зрения антропологии. Работа артиста Ивана Волкова в спектакле Николая Рощина - пример, когда перед нами одновременно разворачивается процесс воплощения и возникает феномен присутствия. Играя меланхоличного и злого поэта, Волков в какой-то момент снимает свой экстравагантный нос и, побывав в кровавой переделке, обнаруживает себя как личность. То есть перед нами не только и столько Сирано, хорошо сыгранный артистом N, не блеск мастерства, а естественное проявление персональной природы.
Кристина Матвиенко
Режиссер Николай Рощин пошел на радикальный шаг относительно самой знаменитой пьесы из наследия неоромантического корпуса французской драматургии — он убирает поэтический перевод пьесы Ростана, создает свою, прозаическую, сценическую редакцию на основе подстрочного перевода М. Зониной. <...> все в этом спектакле делается для того, чтобы лишить образ главного героя романтических подпорок, всей той традиции, которую мы связываем с носатым героем Ростана; чтобы вылепить современного, сложного (простого — в этой простоте и есть подлинная сложность) драматического Сирано — Сирано нашего времени в невероятном исполнении Ивана Волкова.
Елена Строгалева
Петербургский театральный журнал. Блог 22.09.2018г.
«Сирано» можно разбирать на составляющие, чтобы разгадать секрет: выпарить, просеять, вычленить рецепт, в коем есть и горчинка, и перчинка, и изюминка, и вообще масса специй и приправ. Может показаться, что они по вкусу и на глазок вбуханы в тесто чуть ли не горстями. Но нет: рецептура тщательна и сложна. Таков пасхальный кулич, но не тот, что гуглится на раз-два в поисковике: здесь все тщательно и грамотно продумано. Так колдуют над куличом старинным, бабушкиным, вменяющим хозяйке месить опару «пока не устанет рука и тесто не будет отлипать от пальцев».
Неудержимо тянет на пересказ с обращением пристального внимания на детали. Об этом спектакле хочется читать обстоятельные лекции.
Мария Кингисепп
Вечерний Санкт-Петербург 8.10.2018г.
1. Николай Рощин: «Иногда проехавший по сцене стул дает больше содержания, чем академическая болтовня» (беседу ведет Ольга Ковлакова) // Театр. 20.08.2018
2. Иван Волков и Оксана Обухович о Сирано, Роксане, биомеханике и поэтическом терроризме (беседу ведет Ольга Ковлакова) // Петербургский театрал. 2018. №6 (14). Сент.
3. Алексей Стефанов. Премьера в Александринском театре: в главной роли - рижанка // SPUTNIK. 13.09.2018
4. Сирано де Бержерак получил от главрежа Александринки автомат Калашникова // Телеканал НТВ. 13.09.2018
5. Пьесу «Сирано де Бержерак» представят в Александринском театре в прозе // Телеканал МИР. 13.09.2018
6. "Сирано де Бержерак" на новый лад // Телеканал Санкт-Петербург. Время суток. 13.09.2018 (с 5й минуты)
7. «Сирано де Бержерак» открыл фестиваль «Александринский» в старейшем театре России // Телеканал Санкт-Петербург. 14.09.2018
8. "Сирано де Бержерак в Александринском театре // Телеканал 78. Неспящие. 15.09.2018
9. Постановка "Сирано де Бержерак" открыла фестиваль "Александринский" // Телеканал Россия К. Новости культуры. 17.09.2018
10. Алёна Карась. Фестиваль "Александринский" открылся премьерой "Сирано" // Российская газета. 18.09.2018
11. Елена Алексеева. «Сирано де Бержерак» обманул зрителей Александринского театра // Санкт-Петербургские ведомости. 20.09.2018
12. Елена Строгалева. Конь и трепетная лань // ПТЖ. Блог. 22.09.2018
13. Ирина Кириллова. Внутренний голос и "Сирано де Бержерак" в Александринском театре // Театральный город. 24.09.2018
14. Алёна Мороз. Нескоро рассвет, выхода нет: «Сирано де Бержерак» в Александринском театре // Porusski.me. 03.10.2018
15. Мария Кингисепп. «Сирано де Бержерак: версия 2.0 // Вечерний Санкт-Петербург. 08.10.2018
16. Анна Ветлинская. "Сирано да Бержерак" в Александринске: без стихов, но с мясорубкой // Interessant. 23.10.2018
17. Ольга Комок. Мясорубка для грешников и патриотов: "Сирано де Бержерак" Николая Рощина в Александринском театре // Деловой Петербург. 6.11.2018
18. Евгений Соколинский. Французские штучки: Ростан и Мольер на Петербургской сцене // Чайка: Seagull magazine. 2.12.2018
19. Ольга Егошина. "На кухне вымыты тарелки, никто не помнит ничего" // Театр@л. 7.12.2018
20. Кристина Матвиенко. Как нас нагибали // Театр. 10.12.2018
21. Евгения Тропп. Последнее слово Сирано // Петербургский театральный журнал. 2018. № 4 (94)
22. Евгений Авраменко. Монолог о времени и о себе // Вечерний Санкт-Петербург. 26.12.2018
23. Кристина Матвиенко. Быть, не исполнять. Актёр в современном театре // Петербургский театральный журнал. 2019. № 1 (95).
24. Другой Сирано: лауреат «Золотой маски» за лучшую мужскую роль сам написал музыку для спектакля // Телеканал Санкт-Петербург. 11.11.2020
Программа к премьере спектакля «Сирано де Бержерак»
12 сентября. Лекция Дмитрия Быкова «Сирано и Чацкий: две русские драмы»
13 сентября. Лекция Евгении Тропп «Русская судьба пьесы Ростана "Сирано де Бержерак"»
16 сентября. Лекция Алёны Карась «Старинные маски в театре Николая Рощина»