Ближайшие
Как известно, «Баня» писалась Маяковским для ГосТИМа и по заказу Мейерхольда. Выступая в 1929 году на обсуждении «Бани» Мейерхольд дал пьесе очень высокую оценку, сравнив ее с произведениями Мольера, Пушкина, Гоголя: «эта пьеса – крупнейшее событие в истории русского театра, это величайшее событие, и нужно прежде всего приветствовать поэта Маяковского, который ухитрился дать нам образец прозы, сделанный с таким же мастерством, как и стихи... Конечно, Маяковский начинает собой новую эпоху». На вопрос, почему пьеса называется «Баня», сам Маяковский отвечал двояко. Первый вариант: «Баня моет (просто стирает) бюрократов» – остался определением простодушного и прямолинейного «обличительного» восприятия пьесы. Второй – «Потому что это единственное, что там не попадается».
Маяковский определил жанр «Бани» как «сатирическая пьеса с цирком и фейерверком». Сатирический посыл спектакля Николая Рощина лишен конкретики, определенных и легко считываемых социальных или бытовых деталей. Он едва ли привязан к какому-то времени и имеет очевидный макабрический оттенок. Однако, совершенно не случайно режиссер начинает спектакль с хода, который максимально приближает пьесу, написанную в конце 20-х к нашему времени – с художественной приемки спектакля, интермедии с худсоветом и непонятным и непринятым художником.
Премьера – 25 января 2017 года
Пресса о спектакле
Пустое черное пространство Новой сцены с ее феноменальной способностью к трансформации заполняется постепенно образами мейерхольдовского театра с его прозодеждой, цирком, трагическим карнавалом, канцелярскими столами, братскими могилами и черными дырами будущего. Сцена то и дело грозит обрушиться вниз, открывает под собой все новые и новые провалы, из которых поднимаются будущие жертвы революционных экспериментов и триумфальных побед.
Алёна Карась. Начальство не опаздывает
Российская газета, 05.03.2017
Рощин «расчеловечивает» положительных персонажей, но взамен возвращает тексту Маяковского жар заклинания, чудовищного предвидения, заставляя вдруг расслышать в знакомом тексте сюрреалистические пассажи
Лилия Шитенбург. Сумерки футуризма
Город 812, 13.02.2017
"Баня" 2017 года построена капитально. Музыка Ивана Волкова — хромающий джазец с тубой и похоронным привкусом — изумительно вплетается в действие, а то и дирижирует им. Исторические костюмы Екатерины Коптяевой — словно ожившие музейные экспонаты. Технические фокусы — все к месту: кресло начальника катается само собой, телефонный провод растягивается на неправдоподобную длину, фрагменты Новой сцены лихо уезжают то в подвал, то в потолок.
Ольга Комок. Назад в будущее
Деловой Петербург, 10.02.2017
От всего, что позволяет сделать из "Бани" выигрышное сценическое зрелище — с аттракционами, остроумными стилизациями, яркими монтажными склейками и прочими радостями "праздничной театральности" в духе 1920-х годов прошлого века,— Рощин сознательно и мужественно отказывается. Настроение спектакля мрачное и безысходное, оформление — серо-черное и пугающее.
Роман Должанский. С нелегким паром.
Коммерсант, 31.01.2017
Баня» Рощина внутренне связана с театром Мейерхольда, хотя и не впрямую, и, может быть, даже не со спектаклями по Маяковскому. А, например, с «Одной жизнью», за которую «чужой» театр был немедленно закрыт: там обессиленные комсомольцы поднимались на стройку лучезарного мира из мрачной казармы в жутком шаманском танце, это выглядело беспросветно страшно. Пафос будущего — это проблематичный шаблон сознания, может быть, его катастрофа, которая редко становится предметом нашего искусства, особенно «за государственные деньги».
Николай Песочинский. Траурный марш энтузиастов
Петербургский театральный журнал. Блог. , 28.01.2017
1. Александринка готовит премьеру по пьесе "Баня" Маяковского // Телеканал Культура. 16.01.2017
2. Александринский театр отправляет зрителей в "Баню" // НТВ. 18.01.2017
3. Премьера спектакля "Баня" пройдет на Новой сцене Александринки 25 января // Телеканал Санкт-Петербург. 18.01.2017
4. Людмила Безрукова. В Александринке поставили сатирическую пьесу Маяковского // Российская газета. 19.01.2017
5. Александринский театр ставит "Баню" Владимира Маяковского // Телеканал Россия. Вести СПб. 19.01.2017
6. На Новой сцене Александринского театра Николай Рощин поставил "Баню" // Телеканал Санкт-Петербург. Артефакты. 20.01.2017 (С 9 минуты)
7. Обзор культурных событий Петербурга // 1 канал. 20.01.2017 (С 3.45)
8. Александринка приглашает посетить "Баню" с дымком // Телеканал Мир. 25.01.2017
9. В Александринском театре поставили последнюю пьесу Маяковского // Телеканал Культура. 26.01.2017
10.Светлана Мазурова. Революция начинается с "Бани" // Культура. 25.01.2017
11. Николай Песочинский. Траурный марш энтузиастов // Петербургский театральный журнал. Блог. 28.01.2017
12. Роман Должанский. С нелегким паром. "Баня" Маяковского в Александринском театре // Коммерсантъ. 31.01.2017
13.Тамара Ларина. Машина времени Маяковского // REGNUM. 7.02.2017
14. Переступить черту (беседу с Николаем Рощиным ведет Евгений Авраменко) // Санкт-Петербургские ведомости. 09.02.2017
15. Ольга Комок. Назад в будущее // Деловой Петербург. 10.02.2017
16. Лилия Шитенбург. Сумерки футуризма // Город 812. 13.02.2017
17. Анна Ветлинская. «Баня» в Александринке: читая Маяковского 90 лет спустя // Interessant. 20.02.2017
18. Алёна Карась. Начальство не опаздывает // Российская газета. 05.03.2017
19. Вадим Рутковский. Александринский в революции и на войне // Cool Connections. 15.03.2017
20. Марина Токарева. Цвет времени - черный// Новая газета. № 28. 20.03.2017
21. Ольга Егошина. "Мир огромив мощью голоса" // Театрал. 23.03.2017
22. Сергей Бондаренко. Без цирка и фейерверка // Петербургский театральный журнал. №1-2 [87-88] 2017. С.39-42