
Закончив в 1983 году Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии, поступила в Ленинградский Академический театр драмы им. А.С. Пушкина.
Училась на курсе у прославленного мастера александринской сцены Игоря Олеговича Горбачёва, еще студенткой принимала участие в спектаклях театра. За годы работы в Александринском театре сыграла около шестидесяти ролей.
Елену Липец можно с полным основанием назвать яркой, характерной, комедийной актрисой. Она безупречно владеет актерским мастерством, наполняя свои работы как острыми, отточенными гротескными деталями, так и глубоким драматизмом, если того требует драматургический материал. Природу ее комедийного дарования иногда сопоставляют с игрой Фаины Раневской.
Одной из лучших работ Елены Липец стала роль Липочки в спектакле «Свои люди – сочтемся!» А.Н. Островского (реж. В. Голуб, 1990). «Ее Липочка в комедии «Свои люди – сочтемся!» по-современному эмансипирована и самонадеянна. Несмотря на отсутствие всяких данных, она обладает неистребимым желанием властвовать и покорять всех. Ее ум и предприимчивость идет куда дальше Подхалюзина, и образ, созданный актрисой, вырастает в мощный символ жестокой агрессивности и эгоизма молодого поколения хозяев жизни». (А. Чепуров. Театр мастеров // Театральная жизнь. 2000. № 7.) Спектакль «Свои люди – сочтемся!» удостоен множества наград на различных всероссийских конкурсах и фестивалях, в числе которых и приз имени Любови Орловой за лучшую женскую роль, полученный Еленой Липец на Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» (1999).
Именно умение существовать в бытовой классической комедии помогало актрисе в работе над такими образами, как Пассажирка в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского (1980), Матрена в спектакле «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского (1984), Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н. В. Гоголя (реж. А. Галибин, 2002). Елена Липец была введена на роль Агафи Тихоновны после блистательной Ирины Соколовой. Но, даже входя в чужой рисунок роли, где все выстроено режиссером в расчете на другую актерскую индивидуальность, артистка избежала копирования, предложив свою трактовку образа.
Комедийное дарование Елены Липец многогранно и зачастую тяготеет к внутреннему драматизму. Так ее Шарлотта («Вишневый сад» А. П. Чехова, 2001, реж. Р. Смирнов), запомнилась и зрителям, и критике именно тонким, филигранным сочетанием смешного, тяготеющего к гротеску и трагизма несостоявшейся судьбы, жизни, прошедшей мимо.
Не осталась без внимания и роль Елены Липец в трилогии по Августу Стриндбергу «Кто сильнее?» (1997). Актрисе блестяще удалось сыграть свою героиню – Мари – соперницу и ярую оппонентку Августа Стриндберга. Как писала критик Татьяна Шах-Азизова: «Елене Липец выпала нелегкая участь: сыграть алкоголичку, «трибаду», не потеряв масштаба сильной, справедливой, трагической личности. Она справилась с этим благодаря такту и точности исполнения». (Т. Шах-Азизова. Русский Стриндберг. Петербургские впечатления // Экран и сцена. 1999. № 15).
Заразительный актерский темперамент Елены Липец, ее умение предельно верно подавать, казалось бы, незначительные детали, укрупняя их, тем самым добавляя яркие краски в свою роль, способность к саморежиссуре были востребованы и в работе над пьесой «Ротвейлер» Т. Йонигка, которая была представлена петербургской публике на фестивале «Современная немецкая драма в Александринке» (1999). Герои «Ротвейлера» – властная мать, робкая дочь и ее жених – представали как персонажи комедии масок, составляющие извечный любовный треугольник. Актеры разыграли остроумную пародию на тему Золушки и ее ревнивой злодейки-мачехи, заставив вспомнить знаменитых персонажей Янины Жеймо и Фаины Раневской из старого доброго фильма Надежды Кошеверовой. Самовлюбленная мамаша в исполнении Елены Липец, взяв в руки хлыст и вальяжно перекинув через плечо видавший виды лисий мех, с упоением рассказывала о своих женских победах, всякий раз демонстративно вздыхая по поводу убожества родного дитя. И даже соблазнение своего будущего зятя она норовила превратить в знойную мелодраму, где отводила себе роль уставшей от всеобщего преклонения роковой дивы, чьи чары доводят мужчин до неистовства.
В числе ролей в Александринском театре: Тереза, а затем и Сильвия («Отец Горио» О. де Бальзака, 1982), Курдюкова («Ивушка неплакучая» М. Алексеева, 1985), Фелисата («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, 1987), Сваха («Женитьба Бальзаминова» А. Островского, 1988), Дорис («В будущем году в то же время» Б. Слэйда, 1988), Светлана («Ночь в купе» В. Зверовщикова, 1990), Актриса-Королева («Гамлет» В. Шекспира, реж. Р. Горяев, 1992), Раиса («Картины московской жизни» А. Островского, реж. В. Голуб, 1993), Венера («Такая странная ночь», 1993), Клара («Дурочка» Лопе де Вега, 1994), Присцилла («Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган, реж. Н. Райхштейн, 1995), Мопса («Зимняя сказка» В. Шекспира, 1995), Дина («Комедия из нашей жизни» Н. Птушкиной, реж. В. Голуб, 1997), Миссис Пирс («Пигмалион» Б.Шоу, реж. А. Белинский, 1998), Герцогиня Бервик («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, реж. А. Белинский, 1998), Мамка («Борис Годунов» А. Пушкина, реж. А. Сагальчик, 1999), Лебединская («Пара гнедых» А. Белинского, 2000), Мачеха («Первый бал Золушки» Е. Шварца, реж. Н. Райхштейн, 2002), Атаманша («Горя бояться – счастья не видать!» С. Маршака, реж. Н. Райхштейн, 2002), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор» Н. Гоголя, реж. В. Фокин, 2003), Ортензия («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, реж. В. Воробьев, 2003), Памела («Out of order или Тринадцатый номер» Рэя Куни, реж. В. Голуб, 2003). В репертуаре актрисы также роль Жены Баохина в ранней пьесе Александра Вампилова «Воронья роща» («Вампилов. Пьесы», реж. О. Ерёмин, 2009) и роль Второго Деда Мороза в спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова (реж. А. Могучий, 2011). В спектакле «Гедда Габлер» Г. Ибсена (реж. К. Гинкас, 2011) сыграла роль Берты, служанки в доме Йоргена Тесмана. В сезоне 2011/2012 гг. ввелась на роль Арины Пантелеймоновны в спектакль «Женитьба» Н. В. Гоголя (реж. В. Фокин). В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграла роль Марии Васильевны Крюковой. В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и ее дети» (2017) играет роль Крестьянки.
В 2004 году Елена Липец удостоена почетного звания «Заслуженная артистка России» (Указ Президента РФ Владимира Путина № 340 о присуждении почетных званий работникам культуры и искусства от 10.03.2004).
ПОДРОБНЕЕ
Я уверена, что все надо пробовать. Как такового амплуа у актера нет! Посмотрите, насколько клоун Юрий Никулин гениально играл драматические роли, как он был трагичен. Так что амплуа – это выдумки. Просто есть хорошие артисты, а есть не очень... Артист должен уметь сыграть абсолютно все, иначе он не артист! Просто надо давать ему эту возможность, и тогда, совершенно неожиданно, актер может раскрыться в таком качестве, о котором не подозревал и он сам.
Театральный Петербург, май 2004
Роли в Александринском театре:
- Крестьянка («Мамаша Кураж и ее дети», режиссер Теодорос Терзопулос, 2017)
- Мария Васильевна Крюкова («Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп»), режиссер Валерий Фокин, 2015)
- Второй Дед Мороз («Счастье», режиссер Андрей Могучий, 2011)
- Берта («Гедда Габлер», режиссер Кама Гинкас, 2011)
- Жена Баохина («Вампилов. Пьесы», режиссер Олег Ерёмин, 2009)
- Арина Пантелеймоновна, тетка («Женитьба», режиссер Валерий Фокин, 2008)
- Мария Васильевна Крюкова («Живой труп», режиссер Валерий Фокин, 2006)
- Памела («Out of order или Тринадцатый номер», режиссер Владимир Голуб, 2003)
- Ляпкина-Тяпкина («Ревизор», режиссер Валерий Фокин, 2003)
- Шарлотта Ивановна («Вишневый сад», режиссер Роман Смирнов, 2001)
- Прасковья Васильевна Лебедь-Лебединская («Пара гнедых», режиссер Александр Белинский, 2000)
- Мамка («Борис Годунов», режиссер Арсений Сагальчик, 1999)
- Герцогиня Бервик («Веер леди Уиндермир», режиссер Александр Белинский, 1998)
- Агафья Тихоновна («Женитьба», режиссер Александр Галибин, 1998)
- Торговка (она же мачеха) (2003), Миссис Пирс («Пигмалион», режиссер Александр Белинский, 1998)
- Старик безрукий («Горебогатырь Косометович», режиссер Светлана Миляева, 1998)
- Мари Каролин Давид («Ночь трибад»), Фрекен «У» («Сильнейшая»), Амели («Игра в дартс») («Кто сильнее?», режиссер Александр Нордштрем, 1997)
- Дама, Актриса-Королева («Гамлет», режиссер Ростислав Горяев, 1997)
- Дина («Комедия из нашей жизни», режиссер Владимир Голуб, 1997)
- Княгиня Тугоуховская («Горе от ума», режиссер Анатолий Праудин, 1996)
- Жена («Лодка (Игра в жмурки)», режиссер Павел Платонов, 1996)
- Мопса («Зимняя сказка», режиссер Александр Смеляков, 1995)
- Присцилла Честерфилл («Когда лошадь теряет сознание», режиссер Нора Райхштейн, 1995)
- Гостья («Платонов», режиссер Светлана Миляева, 1994)
- Клара, служанка Финеи («Дурочка», режиссер Александр Товстоногов, 1994)
- Венера («Такая странная ночь», режиссер Семён Верхградский, 1993)
- Занята в массовых сценах, Лицедей в спектакле «Отелло», режиссер Ростислав Горяев, 1993
- Пеженова Раиса Панфиловна («Картины московской жизни», режиссер Владимир Голуб, 1993)
- Ортензия (2003) («Хозяйка гостиницы», режиссер Владимир Воробьев, 1992)
- Актриса-Королева, Дама («Гамлет», режиссер Ростислав Горяев, 1992)
- Светлана («Ночь в купе», режиссер Светлана Миляева, 1990)
- Аграфена Кондратьевна (2005), Олимпиада Самсоновна (Липочка) («Свои люди – сочтемся!», режиссер Владимир Голуб, 1990)
- Занята в эпизодах и народных сценах в спектакле («Вожди», режиссеры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989)
- Дорис («В будущем году, в то же время», режиссер Светлана Кудрявцева-Сагаловская, 1988)
- Шут, Мачеха (с 2001) («Первый бал Золушки», режиссер Нора Райхштейн, 1988)
- Фелисата Михайловна («Дядюшкин сон», режиссер Владимир Эренберг, 1987)
- Женщина из кафе («Мораль пани Дульской», режиссер Владимир Далин, 1987)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Машенька», режиссеры Бруно Фрейндлих, Олег Матвеев, 1986
- Врач (1988) («Требую суда!...», режиссер Игорь Горбачёв, 1986)
- Занята в массовых сценах (1985) в спектакле «Капитанская дочка», режиссер Ростислав Горяев, 1984
- Матрена, Акулина Гавриловна Красавина, сваха («Женитьба Бальзаминова», режиссер Игорь Горбачёв, 1984)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Монолог на городской площади», режиссер Станислав Илюхин, 1983
- Почтальон («Лукия», режиссер Владимир Эренберг, 1982)
- Тереза, Сильвия (с 1985) («Отец Горио», режиссер Бруно Фрейндлих, 1982)
- Пассажирка (с 1983) («Аэропорт», режиссер Александр Музиль, 1977)
- Курдюкова («Ивушка неплакучая», режиссер Илья Ольшвангер, 1977)
- Врач (с 1983) («Пока бьётся сердце», режиссер Игорь Горбачёв, 1977)
- Занята в массовых сценах (1984) в спектакле «Дети солнца», режиссер Арсений Сагальчик, 1976
- Маргарита, камеристка Геро («Много шуму из ничего», режиссеры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1975)