
Липец
Закончив в 1983 году Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии, поступила в Ленинградский Академический театр драмы им. А. С. Пушкина.
Училась на курсе у прославленного мастера александринской сцены Игоря Олеговича Горбачёва, ещё студенткой принимала участие в спектаклях театра. За годы работы в Александринском театре сыграла около шестидесяти ролей.
Елену Липец можно с полным основанием назвать яркой, характерной, комедийной актрисой. Она безупречно владеет актёрским мастерством, наполняя свои работы как острыми, отточенными гротескными деталями, так и глубоким драматизмом, если того требует драматургический материал. Природу её комедийного дарования иногда сопоставляли с игрой Фаины Раневской.
Одной из лучших работ Елены Липец стала роль Липочки в спектакле «Свои люди — сочтёмся!» А. Н. Островского (реж. В. Голуб, 1990). «Её Липочка в комедии «Свои люди — сочтёмся!» по-современному эмансипирована и самонадеянна. Несмотря на отсутствие всяких данных, она обладает неистребимым желанием властвовать и покорять всех. Её ум и предприимчивость идёт куда дальше Подхалюзина, и образ, созданный актрисой, вырастает в мощный символ жестокой агрессивности и эгоизма молодого поколения хозяев жизни». (А. Чепуров. Театр мастеров // Театральная жизнь. 2000. № 7.) Спектакль «Свои люди — сочтёмся!» удостоен множества наград на различных всероссийских конкурсах и фестивалях, в числе которых и приз имени Любови Орловой за лучшую женскую роль, полученный Еленой Липец на Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» (1999).
Именно умение существовать в бытовой классической комедии помогало актрисе в работе над такими образами, как Пассажирка в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского (1980), Матрёна в спектакле «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского (1984), Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н. В. Гоголя (реж. А. Галибин, 2002). Елена Липец была введена на роль Агафьи Тихоновны после блистательной Ирины Соколовой. Но, даже входя в чужой рисунок роли, где всё выстроено режиссёром в расчёте на другую актёрскую индивидуальность, артистка избежала копирования, предложив свою трактовку образа.
Комедийное дарование Елены Липец многогранно и зачастую тяготеет к внутреннему драматизму. Так её Шарлотта («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 2001, реж. Р. Смирнов), запомнилась и зрителям, и критике именно тонким, филигранным сочетанием смешного, тяготеющего к гротеску и трагизма несостоявшейся судьбы, жизни, прошедшей мимо.
Не осталась без внимания и роль Елены Липец в трилогии по Августу Стриндбергу «Кто сильнее?» (1997). Актрисе блестяще удалось сыграть свою героиню — Мари — соперницу и ярую оппонентку Августа Стриндберга. Как писала критик Татьяна Шах-Азизова: «Елене Липец выпала нелёгкая участь: сыграть алкоголичку, «трибаду», не потеряв масштаба сильной, справедливой, трагической личности. Она справилась с этим благодаря такту и точности исполнения». (Т. Шах-Азизова. Русский Стриндберг. Петербургские впечатления // Экран и сцена. 1999. № 15).
Заразительный актёрский темперамент Елены Липец, её умение предельно верно подавать, казалось бы, незначительные детали, укрупняя их, тем самым добавляя яркие краски в свою роль, способность к саморежиссуре были востребованы и в работе над пьесой «Ротвейлер» Т. Йонигка, которая была представлена петербургской публике на фестивале «Современная немецкая драма в Александринке» (1999). Герои «Ротвейлера» — властная мать, робкая дочь и её жених — представали как персонажи комедии масок, составляющие извечный любовный треугольник. Актёры разыграли остроумную пародию на тему Золушки и её ревнивой злодейки-мачехи, заставив вспомнить знаменитых персонажей Янины Жеймо и Фаины Раневской из старого доброго фильма Надежды Кошеверовой. Самовлюблённая мамаша в исполнении Елены Липец, взяв в руки хлыст и вальяжно перекинув через плечо видавший виды лисий мех, с упоением рассказывала о своих женских победах, всякий раз демонстративно вздыхая по поводу убожества родного дитя. И даже соблазнение своего будущего зятя она норовила превратить в знойную мелодраму, где отводила себе роль уставшей от всеобщего преклонения роковой дивы, чьи чары доводят мужчин до неистовства.
В числе ролей в Александринском театре: Тереза, а затем и Сильвия («Отец Горио» О. де Бальзака, 1982), Курдюкова («Ивушка неплакучая» М. Алексеева, 1985), Фелисата («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, 1987), Сваха («Женитьба Бальзаминова» А. Островского, 1988), Дорис («В будущем году в то же время» Б. Слэйда, 1988), Светлана («Ночь в купе» В. Зверовщикова, 1990), Актриса-Королева («Гамлет» В. Шекспира, реж. Р. Горяев, 1992), Раиса («Картины московской жизни» А. Островского, реж. В. Голуб, 1993), Венера («Такая странная ночь», 1993), Клара («Дурочка» Лопе де Вега, 1994), Присцилла («Когда лошадь теряет сознание» Ф. Саган, реж. Н. Райхштейн, 1995), Мопса («Зимняя сказка» В. Шекспира, 1995), Дина («Комедия из нашей жизни» Н. Птушкиной, реж. В. Голуб, 1997), Миссис Пирс («Пигмалион» Б. Шоу, реж. А. Белинский, 1998), Герцогиня Бервик («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, реж. А. Белинский, 1998), Мамка («Борис Годунов» А. Пушкина, реж. А. Сагальчик, 1999), Лебединская («Пара гнедых» А. Белинского, 2000), Мачеха («Первый бал Золушки» Е. Шварца, реж. Н. Райхштейн, 2002), Атаманша («Горя бояться — счастья не видать!» С. Маршака, реж. Н. Райхштейн, 2002), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор» Н. Гоголя, реж. В. Фокин, 2003), Ортензия («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, реж. В. Воробьёв, 2003), Памела («Out of order или Тринадцатый номер» Рэя Куни, реж. В. Голуб, 2003). В репертуаре актрисы также роль Жены Баохина в ранней пьесе Александра Вампилова «Воронья роща» («Вампилов. Пьесы», реж. О. Ерёмин, 2009) и роль Второго Деда Мороза в спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова (реж. А. Могучий, 2011). В спектакле «Гедда Габлер» Г. Ибсена (реж. К. Гинкас, 2011) сыграла роль Берты, служанки в доме Йоргена Тесмана. В сезоне 2011/2012 гг. ввелась на роль Арины Пантелеймоновны в спектакль «Женитьба» Н. В. Гоголя (реж. В. Фокин). В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграла роль Марии Васильевны Крюковой. В спектакле Теодороса Терзопулоса «Мамаша Кураж и её дети» (2017) исполнила роль Крестьянки.
Награды и премии
- 1999 — Приз имени Любови Орловой на Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» за «Лучшую женскую роль» — Липочка в спектакле «Свои люди — сочтёмся!» (реж. В. Голуб)
- 2004 — Заслуженная артистка РФ (Указ Президента РФ № 340 от 10.03.2004)
ПОДРОБНЕЕ
Театральный Петербург, май 2004
Роли в Александринском театре:
- Крестьянка («Мамаша Кураж и её дети», режиссёр Теодорос Терзопулос, 2017)
- Мария Васильевна Крюкова («Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп»), режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Второй Дед Мороз («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Берта («Гедда Габлер», режиссёр Кама Гинкас, 2011)
- Жена Баохина («Вампилов. Пьесы», режиссёр Олег Ерёмин, 2009)
- Арина Пантелеймоновна, тётка («Женитьба», режиссёр Валерий Фокин, 2008)
- Мария Васильевна Крюкова («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Памела («Out of order или Тринадцатый номер», режиссёр Владимир Голуб, 2003)
- Ляпкина-Тяпкина («Ревизор», режиссёр Валерий Фокин, 2003)
- Шарлотта Ивановна («Вишнёвый сад», режиссёр Роман Смирнов, 2001)
- Прасковья Васильевна Лебедь-Лебединская («Пара гнедых», режиссёр Александр Белинский, 2000)
- Мамка («Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999)
- Герцогиня Бервик («Веер леди Уиндермир», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Агафья Тихоновна («Женитьба», режиссёр Александр Галибин, 1998)
- Торговка (она же мачеха) (2003), Миссис Пирс («Пигмалион», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Старик безрукий («Горебогатырь Косометович», режиссёр Светлана Миляева, 1998)
- Мари Каролин Давид («Ночь трибад»), Фрекен «У» («Сильнейшая»), Амели («Игра в дартс») («Кто сильнее?», режиссёр Александр Нордштрем, 1997)
- Дама, Актриса-Королева («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1997)
- Дина («Комедия из нашей жизни», режиссёр Владимир Голуб, 1997)
- Княгиня Тугоуховская («Горе от ума», режиссёр Анатолий Праудин, 1996)
- Жена («Лодка (Игра в жмурки)», режиссёр Павел Платонов, 1996)
- Мопса («Зимняя сказка», режиссёр Александр Смеляков, 1995)
- Присцилла Честерфилл («Когда лошадь теряет сознание», режиссёр Нора Райхштейн, 1995)
- Гостья («Платонов», режиссёр Светлана Миляева, 1994)
- Клара, служанка Финеи («Дурочка», режиссёр Александр Товстоногов, 1994)
- Венера («Такая странная ночь», режиссёр Семён Верхградский, 1993)
- Занята в массовых сценах, Лицедей в спектакле «Отелло», режиссёр Ростислав Горяев, 1993
- Пеженова Раиса Панфиловна («Картины московской жизни», режиссёр Владимир Голуб, 1993)
- Ортензия (2003) («Хозяйка гостиницы», режиссёр Владимир Воробьев, 1992)
- Актриса-Королева, Дама («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1992)
- Светлана («Ночь в купе», режиссёр Светлана Миляева, 1990)
- Аграфена Кондратьевна (2005), Олимпиада Самсоновна (Липочка) («Свои люди — сочтёмся!», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Занята в эпизодах и народных сценах в спектакле («Вожди», режиссёры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989)
- Дорис («В будущем году, в то же время», режиссёр Светлана Кудрявцева-Сагаловская, 1988)
- Шут, Мачеха (с 2001) («Первый бал Золушки», режиссёр Нора Райхштейн, 1988)
- Фелисата Михайловна («Дядюшкин сон», режиссёр Владимир Эренберг, 1987)
- Женщина из кафе («Мораль пани Дульской», режиссёр Владимир Далин, 1987)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Машенька», режиссёры Бруно Фрейндлих, Олег Матвеев, 1986
- Врач (1988) («Требую суда!...», режиссёр Игорь Горбачёв, 1986)
- Занята в массовых сценах (1985) в спектакле «Капитанская дочка», режиссёр Ростислав Горяев, 1984
- Матрёна, Акулина Гавриловна Красавина, сваха («Женитьба Бальзаминова», режиссёр Игорь Горбачёв, 1984)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Монолог на городской площади», режиссёр Станислав Илюхин, 1983
- Почтальон («Лукия», режиссёр Владимир Эренберг, 1982)
- Тереза, Сильвия (с 1985) («Отец Горио», режиссёр Бруно Фрейндлих, 1982)
- Пассажирка (с 1983) («Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977)
- Курдюкова («Ивушка неплакучая», режиссёр Илья Ольшвангер, 1977)
- Врач (с 1983) («Пока бьётся сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977)
- Занята в массовых сценах (1984) в спектакле «Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1976
- Маргарита, камеристка Геро («Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1975)