Карелина
В 1956 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского. И была приглашена в труппу Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. За 60 лет на сцене Александринского театра Галина Карелина сыграла более 60 ролей современного и классического репертуара, явившихся заметными вехами театральной истории.
Среди ролей в Александринском театре: Ольга («Годы странствий» А. Арбузова, 1959), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского, 1959), Донна Анна в пушкинских «Маленьких трагедиях» (1962), Инкен Петерс в «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1963), Тетушка («Обыкновенная история» по И. А. Гончарову, 1965), Анна («Бидерман и поджигатели» М. Фриша, 1966), Госпожа Н. («Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина, 1966 — спектакль прошёл более 800 раз), Ольга в «Нахлебнике» И. С. Тургенева (1967), Елизавета («Обыкновенная история» И. Гончарова, 1967), Зося («Час пик» Е. Ставинского, 1970), Юлия Тугина в «Последней жертве» А. Островского (1971), Ирина («Иней на стогах» Л. Моисеева, 1973), Ксения («Из записок Лопатина» К. Симонова, 1975), Елена Николаевна («Дети солнца» М. Горького, 1976), Майя («Пока бьётся сердце» Д. Храбровицкого, 1977), Хендрике в «Рембрандте» Д. Кедрина (1977), Анна Петровна в чеховском «Иванове» (1978), Васса Железнова в одноимённой пьесе М. Горького (1983), Фру Алвинг в «Привидениях» Г. Ибсена (1985), Матрёна («Власть тьмы» Л. Н. Толстого, 1986), Аркадина в «Чайке» А. П. Чехова (1990), Круглова в «Не всё коту масленица» А. Н. Островского (1991), Княгиня Лиговская («Monsieur Жорж. Русская драма» по М. Ю. Лермонтову, 1994), Хлёстова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова 1996), — вот далеко не полный перечень её значительных ролей. Не перечесть и героинь, наших современниц, которых довелось за свою творческую жизнь сыграть на александринской сцене Галине Карелиной. Актрисе особенно хорошо удавались характеры сильные, властные, за сдержанной, чуть холодноватой манерой её героинь всегда угадывались страстная, деятельная натура, способная подчинять себе обстоятельства и превозмогать удары судьбы. Эти качества присущи и самой актрисе, не теряющей острого чувства времени. В 1980 году ей по праву было присвоено почётное звание «народная артистка РСФСР».
Галина Тимофеевна Карелина принадлежит к плеяде замечательных мастеров александринской сцены, которые являют собой пример беззаветного служения профессии, театру, воспитавшему их и ставшему для них лабораторией постоянного творческого поиска. В 1990-е годы талант и мастерство актрисы были востребованы современной авангардной режиссурой. Постмодернистская «Чайка» Игоря Ларина (1996, театр «Монплезир») прозвучала своеобразным манифестом театрального авангарда 1990-х, принеся актрисе заслуженный успех на многих международных театральных фестивалях (Гран-при Международного театрального фестиваля «Пьятра Нямц», Румыния, 1998). В этой необычной экспериментальной постановке Галина Карелина сыграла обобщенный образ Женщины, вобравший в себя все женские роли пьесы: от Нины Заречной до Аркадиной. В воспалённом сознании главного героя героиня Галины Карелиной представала то видением Мировой души, то юной возлюбленной, то скорбящей о сыне, всепрощающей матерью, а то оборачивалась вдруг насмешливой, лицедействующей комедианткой, ведущей нескончаемый диалог с «тираном»-режиссёром. Творческий союз с Игорем Лариным продолжился в спектакле «Пиковая дама» А. С. Пушкина (Театр «Монплезир», 1998), где Галина Карелина гротескно и остро сыграла роль инфернальной Графини.
«Метаморфозы, происходящие с героиней Галины Карелиной, фантастичны и неожиданны. Сначала на сцену ворвётся и застынет в горделивой позе графиня в атласной накидке и остроконечном высоком парике XVIII века. Сказать про графиню Галины Карелиной — «старуха» — язык не поворачивается. Прежде всего она аристократка, вспыльчивая и высокомерная, ей ничего не стоит отхлестать кнутиком круглолицего мальчишку в паричке... Ночью же, словно оборотень, графиня превратится в хохочущую полусумасшедшую старуху с вылезшими седоватыми волосами, которая спрятав за спину куклу, лукаво, как ребенок показывает ручки Лизе: мол, нет ничего». (Елена Строгалева. «Скверный анекдот» // ПТЖ. 1999. № 17.). За роль Графини Галина Карелина была удостоена премии «за лучшую женскую роль» на Международном фестивале «Рождественский Парад» (1999).
Бенефисной стала роль Бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны (2001, реж. В. Голуб). «Кульминационную сцену — героиня выгоняет из дома блудного внука, оказавшегося негодяем, — актриса проводит с таким драматизмом, что в зале воцаряется напряжённая тишина. Бабушка не рыдает, не обливается слезами, она словно каменеет, даже делается ниже ростом от горя. А когда решительным взмахом зонтика указывает внуку на дверь, то зал взрывается сочувственными аплодисментами». (Елена Алексеева. «Любить по-аргентински, умирать по-гасконски» // Санкт-Петербургские ведомости. 6.02.2001).
Интересной работой стала роль миссис Седли в «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея (2002, реж. А. Белинский) и небольшая роль старой мудрой няни - Анны-Марии в ибсеновской «Норе» (реж. А. Галибин, 2005). В 2005 году сыграла роль матери Клары Олсуфьевны в спектакле Валерия Фокина по петербургской поэме Ф.М. Достоевского «Двойник». В 2007 году Галина Карелина исполнила главную роль в спектакле «Муха» (по одноимённому стихотворению Иосифа Бродского и сказке Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха») в постановке Олега Ерёмина. Об этой работе театральный критик Евгений Соколинский писал: «Ближе к финалу Муха вскрывает ещё одно яйцо. В нём — спутанный клубок старой кинопленки. Карелина с грустью всматривается в кинокадры. Быть может, ей видится, как она играла Инкен в гауптмановском «Перед заходом солнца», Донну Анну в «Маленьких трагедиях». В горестном произведении поэта Карелина явно находит близкие по ощущению строки. Она передаёт осеннее настроение «Мухи», с которой идентифицировал себя автор. Особым чувством окрашена фраза: «Не умирай! Сопротивляйся, ползай!» И она действительно сопротивляется ударам времени, судьбы. Карелина — мужественная актриса, отчаянная. Охотно участвовала в рискованных экспериментах Игоря Ларина («Пиковая дама», «Чайка»), теперь согласилась поддержать молодого Ерёмина. Самоотверженно играет бессловесную роль в ансамбле «Двойника». И хотя органично сплести два очень разных поэтических текста режиссёру не удалось, за отзвук «прекрасной старой культуры» спасибо». (Евгений Соколинский. Муховеды из Александринки // Санкт-Петербургский час пик. 20.11.2007). За эту роль в феврале 2008 года Галина Карелина была награждена призом зрительских симпатий общества «Театрал».
Сегодня в репертуаре Галины Карелиной: роль Бабушки в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» В. Леванова (реж. В. Фокин, 2018, вторая редакция), роль Дамы в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» (2014) по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.
На счету Галины Карелиной несколько десятков ролей в кино, среди которых: «Бессмертная песня», «Всего дороже» (главная роль), «Если я полюблю», «Идиот», «Секретная служба Его Величества» и др.
Как приглашённая актриса играла в спектаклях Игоря Ларина в театре «Монплезир» — в «Чайке» (А. П. Чехов, 1996) исполнила все женские роли, в спектакле «Пиковая дама» (А. С. Пушкин) исполнила роль Графини. В 2014 году исполнила роль Анны в спектакле Людмилы Манониной «Последний срок» по одноимённой повести Валентина Распутина (театр «Ковчег»).
Награды и премии
- 1973 — Орден «Знак Почёта»
- 1974 — Заслуженная артистка РСФСР
- 1980 — Народная артистка РСФСР
- 1998 — Гран-при Международного театрального фестиваля «Пьятра Нямц», Румыния
- 1999 — Премия «За лучшую женскую роль» на Международном фестивале «Рождественский Парад»
- 2003 — Золотая медаль «Г. Р. Державин» Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина
- 2005 — Золотая юбилейная медаль «С. А. Есенин» Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина
- 2006 — Орден Дружбы (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17.04.2006) — за большой вклад в развитие театрального искусства и достигнутые творческие успехи
- 2008 — Приз зрительских симпатий общества «Театрал»
- 2013 — Приз имени Льва Иосифовича Гительмана «За благородство и верность театру» (Решение оргкомитета и жюри ХХ театрального фестиваля «Рождественский парад»)
- 2014 — Лауреат 21-го ежегодного фестиваля «Рождественский парад» в номинации «Лучшая роль в драматическом спектакле» за роль Матери в спектакле режиссёра Людмилы Манониной «Последний срок» по одноимённой повести Валентина Распутина (театральная компания «Ковчег»).
- 2015 — Медаль «За заслуги в культуре и искусстве» (Награда Международного Сообщества писательских союзов)
- 2015 — «Золотой Диплом» XIII Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь», прошедшего в рамках Международного Славянского Форума искусств «Золотой Витязь» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и МЧС России, за актёрский дуэт Матери и Миронихи в спектакле «Последний срок» (Театральная компания «Ковчег»)
- 2015 — Специальный приз Экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» «За неукротимый творческий энтузиазм и бескорыстный вклад в развитие студийного движения»
- 2016 — Орден Почёта за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность (Указ Президента Российской Федерации № 359 от 28.07.2016)
- 2016 — Орден имени Г. Р. Державина за большой вклад в развитие словесности и гуманитарного образования и в связи с юбилеем, Санкт-Петербургский Академический университет управления и экономики
- 2020 — Звание «Мастер» как «звезде Мельпомены» с вручением бархатной шапочки лауреата XXVIII Международного фестиваля искусств «МАСТЕР КЛАСС» в Санкт-Петербурге.
- 2021 — Орден Александра Невского за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина № 293 от 18.06.2021)
- 2021 — Почётный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом»
- 2021 — Почётный знак «Александринская роза».
ПОДРОБНЕЕ
Театральная жизнь, май 2006.
Роли в Александринском театре:
● Бабушка («Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
● Дама («Маскарад. Воспоминания будущего», режиссёр Валерий Фокин, 2014)
● Прапрапрапрабабушка Мария Ивановна («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
● Бабушка («Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009)
● Муха («Муха», режиссёр Олег Ерёмин, 2007)
● Анна-Мария, няня («Нора», режиссёр Александр Галибин, 2005)
● Мать Клары Олсуфьевны («Двойник», режиссёр Валерий Фокин, 2005)
● Миссис Селли («Ярмарка тщеславия», режиссёр Александр Белинский, 2002)
● Бабушка («Деревья умирают стоя», режиссёр Владимир Голуб, 2001)
● Занята в массовых сценах в спектакле «Борис Годунов», режиссёр Арсений Сагальчик, 1999
● Хлёстова («Горе от ума», режиссёр Анатолий Праудин, 1996)
● Гостья («Платонов», режиссёр Светлана Миляева, 1994)
● Княгиня Лиговская («Monsieur Жорж. Русская драма», режиссёр Анатолий Праудин, 1994)
● Дарья Федосеевна Круглова («Не все коту масленица», режиссёр Игорь Горбачёв, 1991)
● Ирина Николаевна Аркадина («Чайка», режиссёр Игорь Горбачёв, 1990)
● Гронина («Четыре допроса», режиссёр Виктор Хоркин, 1988)
● Серафима Ильинична («Самоубийца», режиссёр Виктор Хоркин, 1988)
● Матрёна («Власть тьмы», режиссёр Виктор Хоркин, 1986)
● Фру Алвинг («Привидения», режиссёр Виктор Хоркин, 1985)
● Васса Железнова («Васса Железнова», режиссёр Виктор Хоркин, 1983)
● Иконникова Галина Сергеевна («Песня жизни», режиссёр Виктор Хоркин, 1981)
● Людмила Сергеевна («Предел возможного», режиссёр Игорь Горбачёв, 1981)
● «Слушайте, это государственное событие», «Пока бьётся сердце» («Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра», режиссёр Николай Шейко, 1981)
● Светлана Николаевна («Веранда в лесу», режиссёр Игорь Горбачёв, 1979)
● Анна Петровна («Иванов», режиссёр Арсений Сагальчик,1978)
● Занята в массовых сценах в спектакле «Аэропорт», режиссёр Александр Музиль, 1977
● Майя («Пока бьётся сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977)
● Хендрике Стоффельс («Рембрандт», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1977)
● Елена Николаевна («Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1976)
● Чернобривцева Ольга Семёновна («Ураган», режиссёр Игорь Горбачёв, 1975)
● Ксения («Из записок Лопатина», режиссёр Арсений Сагальчик, 1975)
● Капа («Совет да любовь», режиссёр Арсений Сагальчик, 1974)
● Ирина («Иней на стогах», режиссёр Владимир Эренберг, 1973)
● Елизавета Александровна («Обыкновенная история», режиссёр Владимир Эренберг, 1973)
● Клава («Из жизни деловой женщины», режиссёр Сергей Микаэлян, 1973)
● Юлия Павловна Тугина («Последняя жертва», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1971)
● Зося («Час пик», режиссёр Александр Музиль, 1970)
● Зяблова Анна Михайловна («Артём», режиссёр Владимир Эренберг, 1970)
● Елизавета Александровна («Обыкновенная история», режиссёр Владимир Эренберг, 1969)
● Вера Николаевна («Дело, которому ты служишь», режиссёр Александр Музиль, 1967)
● Ольга Петровна Елецкая («Нахлебник», режиссёр Олег Соловьев, 1967)
● Госпожа Н. («Жизнь Сент-Экзюпери», режиссёр Владимир Эренберг, 1966)
● Анна («Бидерман и поджигатели», режиссёр Рафаил Суслович, 1966)
● Ирина, дочь Кичигиных («Чти отца своего», режиссёр Владимир Эренберг, 1965)
● Аграфена («Обыкновенная история», режиссёр Владимир Эренберг, 1965)
● Занята в массовых сценах в спектакле «Оптимистическая трагедия», режиссёр Георгий Товстоногов, 1964
● Валя («Платон Кречет», режиссёр Леонид Вивьен, Игорь Горбачёв, 1963)
● Катя Травникова («Семья Журбиных», режиссёр Леонид Вивьен, Антонин Даусон, 1963)
● Инкен Петерс («Перед заходом солнца», режиссёр Александр Музиль, 1963)
● Донна Анна («Маленькие трагедии», режиссёр Леонид Вивьен, 1962)
● Наташа («Потерянный сын», режиссёр Александр Музиль, 1961)
● Дэзи («Бегущая по волнам», Александр Чекаевский, 1960)
● Нюша («Цветы живые», режиссёр Владимир Эренберг, 1960)
● Надя («Всё остаётся людям», режиссёр Леонид Вивьен, Антонин Даусон, 1959)
● Катенька (с 1960) («Двенадцатый час», режиссёр Рафаил Суслович, 1959)
● Жена Калитина («Дворянское гнездо», режиссёр Александр Музиль, 1958)
● Ольга Барабаш («Почему улыбались звёзды», Владимир Эренберг, 1958)
● Соня Мартынова («Вот я иду!..», режиссёр Рубен Агамирзян, 1958)
● Поликсена, дочь Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1958)
● Варя Калинникова («Походный марш», режиссёр Александр Чекаевский, 1958)
● Лиля Брегман («Дальняя дорога», режиссёр Александр Музиль, 1958)
● Занята в массовых сценах в спектакле «Бег», режиссёр Леонид Вивьен, 1958
● Девушка в голубом («Сонет Петрарки», режиссёр Владимир Эренберг, 1957)
● Княжна Мстиславская («Царь Фёдор Иоаннович», режиссёр Александр Соколов, 1957)
● Занята в массовых сценах в спектакле «Грозовой год», режиссёр Антонин Даусон, 1957