Карелина Галина Тимофеевна

Карелина Галина Тимофеевна

В 1956 году окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. И была приглашена в труппу Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. За 60 лет на сцене Александринского театра Галина Карелина сыграла более 60 ролей современного и классического репертуара, явившихся заметными вехами театральной истории.

Среди ролей в Александринском театре: Ольга («Годы странствий» А. Арбузова, 1959), Поликсена («Правда - хорошо, а счастье лучше»  А. Островского, 1959), Донна Анна в пушкинских «Маленьких трагедиях» (1962), Инкен Петерс в «Перед заходом солнца»  Г. Гауптмана (1963), Тетушка («Обыкновенная история»  по И.А. Гончарову, 1965), Анна («Бидерман и поджигатели»  М. Фриша, 1966), Госпожа Н. («Жизнь Сент-Экзюпери»  Л. Малюгина, 1966 - спектакль прошел более 800 раз),  Ольга в «Нахлебнике» И.С. Тургенева (1967), Елизавета («Обыкновенная история» И. Гончарова, 1967), Зося («Час пик»  Е. Ставинского, 1970),  Юлия Тугина в «Последней жертве» А. Островского (1971), Ирина («Иней на стогах»  Л. Моисеева, 1973), Ксения («Из записок Лопатина»  К. Симонова, 1975), Елена Николаевна («Дети солнца» М. Горького, 1976), Майя («Пока бьется сердце»  Д. Храбровицкого, 1977), Хендрике в «Рембрандте»  Д. Кедрина (1977), Анна Петровна в чеховском «Иванове»  (1978), Васса Железнова в одноименной пьесе М. Горького (1983), Фру Алвинг в «Привидениях» Г. Ибсена (1985), Матрёна («Власть тьмы»  Л.Н. Толстого, 1986), Аркадина в «Чайке»  А.П. Чехова (1990), Круглова в  «Не все коту масленица» А.Н. Островского (1991),  Княгиня Лиговская («Monsieur Жорж. Русская драма» по М.Ю. Лермонтову, 1994), Хлёстова  в «Горе от ума» А.С. Грибоедова 1996),  - вот далеко не полный перечень ее   значительных ролей. Не перечесть и героинь, наших современниц, которых довелось за свою творческую жизнь сыграть на александринской сцене Галине Карелиной. Актрисе особенно хорошо удавались характеры сильные, властные, за сдержанной, чуть холодноватой манерой ее героинь всегда угадывались страстная, деятельная натура, способная подчинять себе обстоятельства и превозмогать удары судьбы.  Эти качества присущи и самой актрисе, не теряющей острого чувства времени. В 1980 году ей по праву было присвоено почетное звание «народная артистка РСФСР».

Галина Тимофеевна Карелина принадлежит к плеяде замечательных мастеров александринской сцены, которые являют собой пример беззаветного служения профессии, театру, воспитавшему их и ставшему для них лабораторией постоянного творческого поиска.  В 1990-е годы талант и мастерство актрисы были востребованы современной авангардной режиссурой. Постмодернистская «Чайка» Игоря Ларина (1996, театр «Монплезир») прозвучала своеобразным манифестом театрального авангарда 1990-х, принеся актрисе заслуженный успех на многих международных театральных фестивалях (Гран-при Международного театрального фестиваля «Пьятра Нямц», Румыния, 1998).  В этой необычной экспериментальной постановке Галина Карелина сыграла обобщенный образ Женщины, вобравший в себя все женские роли пьесы – от Нины Заречной до Аркадиной. В воспаленном сознании главного героя героиня Галины Карелиной представала то видением Мировой души, то юной возлюбленной, то скорбящей о сыне, всепрощающей матерью, а то оборачивалась вдруг насмешливой, лицедействующей комедианткой, ведущей нескончаемый диалог с «тираном»-режиссером. Творческий союз с Игорем Лариным продолжился в спектакле «Пиковая дама» А.С. Пушкина (Театр «Монплезир», 1998), где Галина Карелина гротескно и остро сыграла роль инфернальной Графини. «Метаморфозы, происходящие с героиней Галины Карелиной, фантастичны и неожиданны. Сначала на сцену ворвется и застынет в горделивой позе графиня в атласной накидке и остроконечном высоком парике XVIII века. Сказать про графиню Галины Карелиной - «старуха» - язык не поворачивается. Прежде всего она аристократка, вспыльчивая и высокомерная, ей ничего не стоит отхлестать кнутиком круглолицего мальчишку в паричке... Ночью же, словно оборотень, графиня превратится в хохочущую полусумасшедшую старуху с вылезшими седоватыми волосами, которая спрятав за спину куклу, лукаво, как ребенок показывает ручки Лизе: мол, нет ничего». (Елена Строгалева. «Скверный анекдот» // ПТЖ. 1999. № 17.). За роль Графини Галина Карелина была удостоена премии «за лучшую женскую роль» на Международном фестивале «Рождественский Парад» (1999).

Бенефисной стала роль Бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны (2001, реж. В. Голуб). «Кульминационную сцену - героиня выгоняет из дома блудного внука, оказавшегося негодяем, - актриса проводит с таким драматизмом, что в зале воцаряется напряженная тишина. Бабушка не рыдает, не обливается слезами, она словно каменеет, даже делается ниже ростом от горя. А когда решительным взмахом зонтика указывает внуку на дверь, то зал взрывается сочувственными аплодисментами». (Елена Алексеева. «Любить по-аргентински, умирать по-гасконски» // Санкт-Петербургские ведомости. 6.02.2001).

Интересной работой стала роль миссис Седли в «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея (2002, реж. А. Белинский) и небольшая роль старой мудрой няни - Анны-Марии в ибсеновской «Норе» (реж. А. Галибин, 2005). В 2005 году сыграла роль матери Клары Олсуфьевны в спектакле Валерия Фокина по петербургской поэме Ф.М. Достоевского «Двойник».  В 2007 году Галина Карелина исполнила главную роль в спектакле «Муха» (по одноименному стихотворению Иосифа Бродского и сказке Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха») в постановке Олега Ерёмина. Об этой работе театральный критик Евгений Соколинский писал: «Ближе к финалу Муха вскрывает еще одно яйцо. В нем – спутанный клубок старой кинопленки. Карелина с грустью всматривается в кинокадры. Быть может, ей видится, как она играла Инкен в гауптмановском «Перед заходом солнца», Донну Анну в «Маленьких трагедиях». В горестном произведении поэта Карелина явно находит близкие по ощущению строки. Она передает осеннее настроение «Мухи», с которой идентифицировал себя автор. Особым чувством окрашена фраза: «Не умирай! Сопротивляйся, ползай!» И она действительно сопротивляется ударам времени, судьбы. Карелина – мужественная актриса, отчаянная. Охотно участвовала в рискованных экспериментах Игоря Ларина («Пиковая дама», «Чайка»), теперь согласилась поддержать молодого Ерёмина. Самоотверженно играет бессловесную роль в ансамбле «Двойника». И хотя органично сплести два очень разных поэтических текста режиссеру не удалось, за отзвук «прекрасной старой культуры» спасибо». (Евгений Соколинский. Муховеды из Александринки // Санкт-Петербургский час пик. 20.11.2007). За эту роль в феврале 2008 года Галина Карелина была награждена призом зрительских симпатий общества «Театрал».

Сегодня в репертуаре Галины Карелиной: роль Бабушки в спектакле «Ксения. История любви» В. Леванова (реж. В. Фокин, 2009), роль Марии Ивановны – Прапрапрапрабабушки Тильтиля и Митиль в спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова (реж. А. Могучий, 2011), роль Дамы в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» (2014) по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года.

На счету Галины Карелиной несколько десятков ролей в кино, среди которых: «Бессмертная песня», «Всего дороже» (главная роль), «Если я полюблю», «Идиот», «Секретная служба Его Величества» и др.

Как приглашенная актриса играла в спектаклях Игоря Ларина в театре «Монплезир» - в «Чайке» (А.П.Чехов, 1996) исполнила все женские роли, в спектакле «Пиковая дама» (А.С.Пушкин) исполнила роль Графини. В 2014 году исполнила роль Анны в спектакле Людмилы Манониной «Последний срок» по одноимённой повести Валентина Распутина  (театр «Ковчег»). 

В 2006 году Галина Карелина была награждена ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17.04.2006).

В 2013 году решением оргкомитета и жюри ХХ театрального фестиваля «Рождественский парад» удостоена Приза имени Льва Иосифовича Гительмана «За благородство и верность театру».

В 2015 году Галине Карелиной присужден Специальный приз Экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» «За неукротимый творческий энтузиазм и бескорыстный вклад в развитие студийного движения».

В 2016 году Галина Карелина награждена Орденом Почета «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность» (Указ Президента Российской Федерации № 359 от 28.07.2016).