Архив новостей
РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ КОМОДОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА. СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ С СПБГУ
В Александринский театр после реставрации вернулись два раритетных исторических комода. Оба предмета, представляющие ценность как образцы мебельного искусства начала XVIII — второй половины XIX века, подверглись комплексной научной реставрации, длившейся более полугода. Работы осуществлены студентами СПбГУ Ольгой Прудниченко и Иваном Громовым — в качестве дипломных проектов под научным руководством заведующего кафедрой реставрации СПбГУ Владимира Торбика.
Проект реализован в рамках договора о сотрудничестве между Александринским театром и Санкт-Петербургским государственным университетом.
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ПЕТРОВА. К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
3 июля исполняется 135 лет со дня рождения Николая Васильевича Петрова (1890-1964) — режиссёра и педагога, чья творческая биография неразрывно связана с Александринским театром.
Николай Петров вошёл в историю Александринского театра как один из тех режиссёров, чьё творчество в 1920-е годы определило поворот академической сцены к современному репертуару. Его путь в театре начался в 1910 году, когда он был приглашён на должность помощника режиссёра. Ученик студии Александра Адашева и режиссёрского класса Владимира Немировича-Данченко, Петров быстро проявил себя: уже в 1915 году состоялась его первая самостоятельная постановка — «Тот, кто получает пощёчины» по пьесе Леонида Андреева. В том же году он стал ассистентом Всеволода Мейерхольда в легендарном «Маскараде», а в 1920-е годы начался его стремительный взлет как режиссёра.
Петров возглавлял Государственный академический театр драмы (такое название носил Александринский театр) в 1925–1933 годах, став сначала главным режиссёром, а позднее и художественным руководителем театра. В этот период он поставил спектакли, ставшие этапными для советской сцены: «Конец Криворыльска» (1925), «Бронепоезд 14-69» (1927), «Рельсы гудят» (1928), «Ярость» (1930). Эти работы критика охарактеризовала как «первые победы» театра на пути освоения современной драматургии. Вершиной его творчества стал спектакль «Страх» (1931) по пьесе Александра Афиногенова, который называли «самым художественно целостным и законченным спектаклем Петрова».
«ЕКАТЕРИНА И ВОЛЬТЕР». СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОКАЗ В МУЗЕЕ-УСАДЬБЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА
2 июля спектакль Никиты Кобелева «Екатерина и Вольтер» будет показан в Музее-усадьбе Г.Р. Державина. Специальный показ приурочен к памятной дате — дню рождения крупнейшего представителя русского классицизма, поэта и драматурга, государственного деятеля при дворе императрицы Екатерины Второй Гавриила Романовича Державина (3 (14) июля 1743 — 8 (16) июля 1816). Спектакль пройдёт в зале «Беседы любителей русского слова».
Начало в 19:00
ТВОРЧЕСКИЙ ЮБИЛЕЙ МАРИИ КУЗНЕЦОВОЙ
1 июля — творческий юбилей у заслуженной артистки России Марии Владимировны Кузнецовой — 50 лет служения Александринской сцене.
Мария Кузнецова была принята в труппу Российского государственного академического театра им. А. С. Пушкина в 1975 году, сразу же после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (курс И.О. Горбачева). За годы работы в театре сыграла около 70 ролей. Среди них: Милица («Мелодия для павлина» О. Заградника, 1978), Светлана («Справедливость – мое ремесло» Л. Жуховицкого, 1978), Хрисотемида («Моя любовь Электра» Л. Дюрко, 1979), Бабакина («Иванов» А. Чехова, 1979), Гвен («Аэропорт» А. Хейли, 1979), Катя («Веранда в лесу» И. Дворецкого, 1979), Кадрия («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина, 1980), Катерина («Живи и помни» В. Распутина, 1982), Ингрид («Пер Гюнт» Г. Ибсена, 1983), Беатриче («Много шуму из ничего» В. Шекспира, 1985), Матрена («Женитьбы Бальзаминова» А. Островского, 1987), Клеоника («Лисистрата» Аристофана, 1989), Баба-Яга («Сказка про любовь» Г. Горбовицкого, 1990), Белотелова («Картины московской жизни» А. Островского, 1993), Миссис Эндсворт-Хилл («Пигмалион» Б. Шоу, 1998), Леди Плимдер («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда, 1998), Повариха («Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, 1999), Элена («Деревья умирают стоя» А. Касоны, 2001), Ольга («Три сестры и дядя Ваня» М. Гавриловой, 2001), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, 2002), Миссис Кроули («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, 2002), Фёкла Ивановна («Женитьба» Н.В. Гоголя, 2008), Марина («Дядя Ваня» А. П. Чехова, 2009), Прабабушка Маша («Счастье» А. Могучего и К. Филиппова, реж. А. Могучий, 2011), Анна Павловна («Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») Л. Н. Толстого, 2015), Пульхерия Александровна («Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского, 2016), Фелиция («Крум» Х.Левина, 2017), Коковкина («Тварь», режиссёр Никита Кобелев, 2022), Чарская, Сторожиха, Жена начальника тюрьмы («Воскресение», режиссёр Никита Кобелев, 2024), Квашня («На дне», режиссёр Никита Кобелев, 2025)
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
ТРУППА АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА ЗАВЕРШИЛА 269 СЕЗОН
29 июня 2025 года труппа Александринского театра завершила свой 269 сезон показом спектакля Валерия Фокина по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» на Основной сцене.
2 июля предстоят местные гастроли в Санкт-Петербурге, в Музее-усадьбе Г. Р. Державина, здесь состоится специальный показ спектакля Никиты Кобелева «Екатерина и Вольтер», приуроченный к памятной дате — дню рождения крупнейшего представителя русского классицизма, поэта и драматурга, государственного деятеля при дворе императрицы Екатерины Второй Гавриила Романовича Державина ( 3 (14) июля 1743 — 8 (16) июля 1816).
В свой новый, 270 сезон, труппа Александринского театра вступает 30 августа. Для зрителей сезон стартует 2 сентября с началом XVI Международного театрального фестиваля «Александринский».
Новая сцена им. Вс. Мейерхольда и экскурсионные программы Александринского театра летом продолжают работать нон-стоп.