АНДРЕЙ МОГУЧИЙ
Родился в 1961 году в Ленинграде. В 1984 году получил первое высшее образование в Ленинградском институте авиационного приборостроения (радиотехнический факультет, кафедра радиолокационных систем). В 1989 году закончил Ленинградский институт культуры (кафедра режиссуры и актёрского мастерства). В 1990 году основал независимую театральную группу — “Формальный театр”. В эти же годы преподавал в гуманитарном университете профсоюзов на кафедре театрального искусства. С 2004 по 2013 годы — режиссёр-постановщик Александринского театра. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», многих Международных театральных фестивалей.
В 2005 во дворе Михайловского замка поставил спектакль «Петербург» (Александринский театр). Также поставил на сцене Александринского театра спектакли: «Иваны» по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н. В. Гоголя. (2007), «Садоводы» М. Исаева (совместный проект Александринского театра, Формального театра и Русского инженерного театра «АХЕ», 2008), «Изотов» М. Дурненкова (2009), «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова по мотивам произведений М. Метерлинка (2011).
В 2001 году Формальный театр во главе с Андреем Могучим первым из российских компаний получил Fringe First — главный приз Эдинбургского фестиваля. В 2010 году был удостоен нескольких престижных театральных наград: Международной театральной премии им. К. С. Станиславского, Международной театральной премии «Новая театральная реальность» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». В 2011 году был удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» за спектакль «Изотов». В 2012 году спектакль «Счастье» получил «Золотую Маску» как лучший драматический спектакль большой сцены.
О режиссёре Андрее Могучем и созданном им «Формальном театре» заговорили сразу, как только появились их необычные спектакли. Радикальный подход к тексту, смелая, всегда неожиданная игра с пространством, непредсказуемость в выборе места очередного представления — всё это вызывало удивление. Их провокационная, ёрническая «Лысая певица» Э. Ионеско уводила зрителей в бескрайние просторы отдалённых ленинградских новостроек. А призрачный, мистический «Петербург» по роману А. Белого разыгрывался в интерьерах старинных особняков. И стены, надежно хранившие петербургские тайны былых эпох, становились великолепной декорацией для экстравагантного зрелища. Режиссёр словно путешествовал во времени, обыгрывая новое пространство — то живописную галерею Мухинского училища (особняка барона Штиглица), то Зубовский особняк института истории искусств, а то залы Театрального музея (бывшей Дирекции Императорских театров) с его диковинными экспонатами и портретами великих лицедеев.
Тогда, в начале 1990-х, Могучий и «Формальный театр» так же, как Антон Адасинский и «Дерево», Вадим Михеенко и «Терра Мобиле», собирали вокруг себя самых разных людей: актёров, музыкантов, художников, признанных и непризнанных «гениев», «городских сумасшедших» и праздных тусовщиков, жаждущих приобщения к театральному авангарду. В спектаклях Могучего многим из них виделись новые формы искусства – та «территория свободы», где возможны самые невероятные эксперименты. В отличие от большинства коллективов, возникших на волне активного студийного движения 1990-х, «Формальный театр» выжил, пройдя нелёгкий путь. С 1995 года возглавляемый им театр принял участие в международных фестивалях в Германии, Дании, Финляндии, Польше, Венгрии, Великобритании, Голландии, Румынии, Словакии, Франции, Югославии, Словении и др.
Объехав со своими спектаклями, перформансами и мастер-классами многие европейские фестивали, он ненадолго обрёл пристанище под крышей «Балтийского дома». Здесь Андрей Могучий попытался осуществить масштабную программу «Театр XXI века», первым этапом которой стал летний фестиваль авангардных и уличных театров «Солнцеворот». Постепенно наряду с постановками с собственной труппой («Две сестры», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Full for love», «Пьеса Константина Треплева "Люди, львы, орлы и куропатки"», «Орландо Фуриозо» по Л. Ариосто, «Гамлет-машина» Х. Мюллера, «Лысая певица-2» Э. Ионеско и др.) режиссёр Андрей Могучий начал создавать представления в «Балтийском доме», объединяя актёров «Формального» и «нормального» профессионального театра, далекого от авангардистских поисков. Так на большой сцене появился спектакль «Натуральное хозяйство в Шамбале» А. Шипенко, а в 91 репетиционной комнате — «Школа для дураков» по роману Саши Соколова. Этот тихий камерный спектакль, где главные смыслы возникали помимо слов, стал ярким событием петербургской сцены конца ХХ века. Роман Саши Соколова для режиссёра был поводом к сценическому высказыванию о времени и о себе, к размышлению об ускользающей реальности. За «Школу для дураков» Андрей Могучий был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Но ещё до объявления результатов «софита» Могучий вместе с драматургом Евгением Гришковцом получил грант Х Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» на постановку современной пьесы. Так возник спектакль «Пьеса, которой нет», состоящая из автобиографических монологов артистов, занятых в этом спектакле. Вскоре «Формальный театр» вынужден был уйти из под крыши «Балтийского дома», опять в никуда, в «свободное плавание». А в Александринке, где помнили его остроумное представление на открытии фестиваля «Полёт "Чайки"» (1996) и блестящий показ пьесы Керстин Шпехт «Снежные королевы» на фестивале «Современная немецкая драма в Александринке» (1999), Могучему предложили свободный выбор. И вновь возникла идея постановки «Петербурга» А. Белого. Но уже с артистами Александринского театра — «оплота академизма и традиций». Путешествие из Петербурга в «Петербург» растянулось на несколько лет — по ряду технических причин проект был отложен. И только в 2004 году, когда Андрей Могучий стал штатным режиссёром-постановщиком Александринского театра, начались репетиции «Петербурга». В 2005 году 27 мая состоялась премьера этого спектакля. Его играли только в период «белых ночей» — во дворе и в музейных залах Михайловского замка.
30 августа 2006 года Александринский театр отпраздновал свое 250-летие, открывшись после масштабной реконструкции-реставрации. Режиссёром-постановщиком торжественной церемонии открытия и юбилея театра стал Андрей Могучий. Вместе с художником Александром Шишкиным, композитором Леонидом Десятниковым он сочинил праздничное театральное действо — помпезное, демонстрирующее уникальные технические возможности обновлённой александринской сцены, и в то же время ироничное и ностальгически печальное. Имперская мощь былой и настоящей Александринки то и дело иронически отстранялась остроумными апартами — мизансценическими, актёрскими или же созданными с помощью компьютерной графики (художник видеоинсталляции Александр Малышев). Страницы истории Александринки предстали через воссозданные декорации разных театральных эпох — от Джузеппе Валериани до Александра Головина, от Мстислава Добужинского до Александра Шишкина. Не обошлось и без множества театральных цитат, отсылающих к знаменитым спектаклям минувших лет. Народный артист России Николай Мартон произносил монолог Мировой души из чеховской «Чайки», «провалившейся» именно на этой сцене. И вдруг возникали реплики другого чеховского героя — Фирса из «Вишнёвого сада», которого Мартон в 2001 году сыграл в спектакле Романа Смирнова. Весь вечер на сцене, подобно «мейерхольдовым арапчатам», орудовала компания расторопных «Треплевых», одетых в белоснежные фраки и цилиндры. Они то дружно стрелялись и синхронно падали на планшет сцены, то вереницей кружили по сцене, то помогали двигать фанерные фигуры, то выдвигали огромный черный куб, из которого, как в цирке, появлялись гости, чтобы поздравить юбиляров, то в эпилоге играли в снежки золотыми шарами, щедро рассыпавшимися из-под колосников. Театр принимал поздравления от бывших императорских театров — Большого, Малого и Мариинского. За роялем весь вечер был Алексей Гориболь, который на фоне картонного оркестрика дирижировал настоящими музыкантами, скрытыми от глаз публики. Не только зримые образы, но и голоса актеров из далеких, давно ушедших спектаклей эхом звучали в зале. Опера, балет, драма и клоунада, лирика и эксцетрика — все жанры, «все жизни» соединились в юбилейном представлении, которое Валерий Фокин назвал «настоящей поэмой о театре».
Новым этапом в творчестве Андрея Могучего стал спектакль «Иваны» по «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и другим произведениям Н. В. Гоголя, поставленный в Александринском театре в 2007 году. Хотя принцип работы с литературным первоисточником остался прежним: «Иваны» не инсценировка в привычном понимании этого слова. Скорее, это попытка создать некий «параллельный мир», созвучный миру гоголевских персонажей. Помимо текста «Повести..» были использованы отрывки из разных произведений миргородского цикла – диалоги из «Старосветских помещиков», «Вия», «Тараса Бульбы», в финале спектакля актриса Светлана Смирнова в стиле былинных сказительниц поёт протяжную длинную песню на текст «Страшной мести» (композитор Александр Маноцков). В спектакле неожиданно возникают и совсем иные театральные реминисценции вплоть до легендарного блоковского «Балаганчика», поставленного В. Э. Мейерхольдом столетие назад. Средствами небытового поэтического театра Андрей Могучий (как до этого в «Петербурге», «Школе для дураков», «Между собакой и волком») сочинил тексту автора достойную сценическую рифму. Однако в «Иванах» художественное высказывание режиссёра обрело совершенно иной масштаб, более высокую степень художественного обобщения. Как точно заметил Николай Песочинский: «Иваны» – спектакль оригинальный, выводящий театральную мысль о Гоголе в XXI век… «конец света, наполненный гэгами». Такого острого сочетания осмысленности и принципиальной неважности наличия смысла, многозначительной иносказательности и игровых мелочей, сдается мне, в авангарде ХХ века не было…Могучий вовлек актёров в сюрреалистическую мистерию, в которой Гоголь оборачивается и символистом Андреем Белым, и абсурдистом Эженом Ионеско, и современным мифотворцем Сашей Соколовым». (Империя драмы. 2007. № 6. ). Спектакль был удостоен Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Еще одно качественное отличие «Иванов» – создание музыкальной партитуры спектакля. Музыка в «Иванах» имеет не служебную роль, а становится смыслообразующей. Музыкальные темы имеют своё драматическое развитие. Музыка задает ритм существования актёров, особую интонацию, создает настроение каждой сцены.
Тяготение к мистериальности и симфонизму проявилось в последующих проектах Андрея Могучего. Он экспериментировал с различными жанрами музыкального театра – «Silenzio. Диана Вишнёва» (Творческий вечер балерины Дианы Вишнёвой. Мариинский театр. 2007), «Ожидание» (вечер музыки Олега Каравайчука, Смольный собор, 2007), «Борис Годунов» на основе текста А. С. Пушкина и оперы М. П. Мусоргского (Театр Драматичны, Варшава, 2008). Спектакль был признан лучшим на Общепольском Конкурсе постановок классической европейской литературы (Teatralna Inscenizacje Dawnych Dziel Literatury Europejskiej). Попыткой синтеза всех театральных жанров (пусть в пародийном варианте) стала постановка оперы Александра Маноцкова «Золотое» по мотивам русских сказок. Она была представлена на Церемонии закрытия 15-го Российского национального театрального фестиваля «Золотая Маска» — 2009 на сцене московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В этой иронической постановке Андрей Могучий соединил драматический и кукольный театры, оперу, балет, симфонический оркестр, исполнявший музыкальные фантазии на темы знаменитых композиторов от Баха и Моцарта до Шостаковича и Прокофьева, и даже привлек театральную критику, задействовав в качестве ведущего известного российского театроведа Анатолия Смелянского.
Эксперименты с синтезом театральных форм у режиссёра Могучего неотделимы от поиска новой драматургии, способной обозначить «болевые точки» нашего времени и выразить их современным языком. В процессе этого поиска возник спектакль «Садоводы» по пьесе драматурга и художника Максима Исаева (совместный проект Александринского театра, Формального театра и Русского инженерного театра «АХЕ», 2008). «Садоводы» наполнены многочисленными отсылками к чеховскому «Вишнёвому саду». Рассуждения персонажей о смысле жизни, вере и страдании, о смерти и любви (порой наивные, порой трагические) в спектакле Андрея Могучего звучат гротескно, отсылая не только к героям чеховских пьес, но и к персонажам театральных опытов начала ХХ века.
С 2013 по 2023 годы занимал пост художественного руководителя Академического большого драматического театра имени Г. А.Товстоногова.
В 2009 году в программе IV Международного театрального Фестиваля "Александринский" был показан спектакль Александринского театра "Изотов" (23, 24 и 25 октября).