Специальный показ спектакля «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» для выпускников, сотрудников и студентов Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России в честь его 75-летия.
Билеты распространяются Ассоциацией выпускников МГИМО.
Подробности:
Эндаумент МГИМО
Ассоциация выпускников МГИМО
Спектакль - лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации "Спектакль большой формы"
В спектакле звучат фрагменты текстов: А. Блока, С. Виткевича, А. Вознесенского, Ф. Достоевского, А. Макаревича, В. Маяковского, П. Юшкова
В спектакле звучат фрагменты песен и композиций: А. Вертинского, Децла, А. Лушина,
М. Магомаева, Б. Окуджавы, В. Соловьева-Седого, С. Уандера, группы «Ленинград», 5’nizza, Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen и др.
Современное обращение к пьесе Всеволода Вишневского для Александринского театра не случайно. Именно на этой сцене создал свой знаковый спектакль Георгий Товстоногов. Первая из знаменитых постановок «Оптимистической трагедии» появилась одновременно с пьесой в 1933 году в Москве. Это был спектакль Александра Таирова, создателя Камерного театра. После премьеры пьеса о событиях 1918 года исчезла со сцены. Возвращение «Оптимистической трагедии» стало событием. Режиссер Товстоногов и артист Юрий Толубеев (за роль Вожака) были отмечены Ленинской премией. Вместе с тем, здесь присутствовало обращение к спектаклю Таирова. И особое, щемящее чувство вызывала сцена Прощального матросского бала.
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» — это исследование и деконструкция советского мифа, признание необходимости избавиться от его метастазов. В 1955 году на сцене Александринского театра был поставлен легендарный спектакль Георгия Товстоногова — академичный, патетический, имперский. Пьеса Вишневского обрела статус монумента советской эпохе, стала некой аллегорией борьбы добра со злом, где все приоритеты раз и навсегда расставлены. Меж тем, в 1933 году бывший моряк Всеволод Вишневский написал для Александра Таирова и в сотрудничестве с ним неоднозначный и мятежный текст. Автор и театр искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями в зал и рискованными интермедиями-дискуссиями об актуальном искусстве. Но главное — прикоснулись к трагическому, а, значит, вступали в область неразрешимых, роковых противоречий. Само время требовало диалога. И сегодня вопросы, раздирающие пьесу, отчаянно созвучны времени. Но новый пафос возникает не от того, что на них найдены ответы. А от разгорающегося чувства, что отыскать их невозможно. И невозможно это замалчивать. Все явственней потребность об этом кричать. Новый вариант пьесы, создаваемый театром в лабораторном соавторстве, соединяет текст Вишневского и документы века (от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен). Участники и создатели спектакля провоцируют друг друга на личностные, человеческие высказывания. Миф опрокидывается, обнаруживая неразрешимые противоречия, и они не ретушированы, а оголены». Виктор Рыжаков, Ася Волошина
Премьера — 19 сентября 2017 года
Пресса о спектакле
ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ:
1. Александринский театр в Петербурге открыл 262-й сезон // Телеканал Мир. 30.08. 2017
2. Валерий Фокин рассказал о премьерах Александринки в предстоящем сезоне // Телеканал Санкт-Петербург. 30.08.2017
3. Александринский театр покажет спектакль "Оптимистическая трагедия" к 100-летию революции // Телеканал Культура. 30.08.2017
4. На сцене Александринского театра дают революционный концерт по пьесе Вишневского// Телеканал НТВ. 18.09.2017
5. В Александринке возобновили "Оптимистическую трагедию" Всеволода Вишневского // Телеканал Культура. 19.09.2017
6. Хулиганство на тему революции: панк и балет ужились на одной сцене// Телеканал Мир. 19.09.2017
7. На сцене Александринского театра состоялась премьера «Оптимистической трагедии» // Телеканал Санкт-Петербург. 21.09.2017
8. Жанна Зарецкая. На сцене Александринки разберутся с советским мифом//Фонтанка.ру. Афиша plus. 19.09.2017
9. Алёна Карась. Комиссар из Карамазовых// Российская газета. 21.09.2017
10. Николай Песочинский. Оптимальная трагедия// Петербургский театральный журнал. Блог. 22.09.2017
11. Лилия Шитенбург. Средний бал// Colta.ru. 22.09.2017
12. Андрей Архангельский. От каждого по особости// Коммерсантъ. Огонёк. 25.09.2017
13. Геннадий Дорошев. Пессимистическая комедия// Санкт-Петербургские ведомости. 28.09.2017
14. Мария Хализева. Всех засосало в жерло катаклизма// Экран и сцена. № 20(1117). Октябрь. 2017
15. Евгений Авраменко. Революционный держите шаг! Петербург: академические театры и революции // Петербургский театрал. 2017. №7. Ноябрь. С 8-10.
16. Мария Кингисепп. Революционный иллюзион // Инфоскоп. 2017. ноябр. С. 4.
17. Елена Горфункель. Где в вашей пьесе образ врага, то бишь трагедия? // Петербургский театральный журнал. № 4 [90] 2017. С. 104-106
18. Евгений Авраменко. Солнце погасло, "Т-3" торжествует, борщевик прорастает, планета в опасности, лопнула струна // "Петербургский театрал". №5 (13), июнь-июль-август 2018
19. Денис Чернорицкий. Субботнее мнение. Оптимистическая трагедия с морским уклоном // Sudostroenie Info. 26.01.2019
20. Александринка покажет на "Золотой маске" новое прочтение "Оптимистической трагедии" // ТАСС. 13.03.2019
21. В Александринском театре показали спектакль "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал" // Телеканал Культура. 15.03.2019
22. Софья Нестерова. Интервью с Дмитрием Лысенковым // Maskbook
23. Софья Нестерова. Интервью с Анной Блиновой // Maskbook
24. Софья Нестерова. Интервью с Денисом Солнцевым // Maskbook
25. Елена Дьякова. Истекаем клюквенным соком // Новая газета. 20.03.2019
26. Светлана Хохрякова. «Золотая маска»: Магомаева и Pink Floyd с оптимизмом отправили в Вечность // Московский комсомолец. 25.03.2019
27. Анна Блинова в роли комиссара в «Оптимистической трагедии» // Телеканал Санкт-Петербург. 29.03.2019