• О театре
  • Афиша и билеты
  • Визит в театр
  • Новости
  • Медиатека
  • Проекты
  • Фестиваль
english
  • О театре
  • Художественный руководитель
  • Труппа
  • История театра
  • Главный режиссер
  • Администрация
  • Фонд
  • Создатели спектаклей
  • Документы
  • Антикоррупционная деятельность
  • Для прессы
english
  • Афиша и билеты
  • Репертуар
  • Календарь
  • Программы Новой сцены
english
  • Визит в театр
  • Адреса и проезд
  • Правила посещения
  • Схемы залов
  • Кафе
  • Информация для посетителей с ограниченными возможностями здоровья
  • Экскурсии
english
  • Проекты
  • Другая сцена
  • Лаборатория 20
  • Лаборатория 18
  • Лаборатория 17
english
  • Фестиваль
  • Участники фестиваля
  • Архив прошедших фестивалей
ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
Александринский
театр
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ENGLISH
  • О театре
    • Художественный руководитель
    • Труппа
    • История театра
    • Главный режиссер
    • Администрация
    • Фонд
    • Создатели спектаклей
    • Документы
    • Антикоррупционная деятельность
    • Для прессы
  • Афиша и билеты
    • Репертуар
    • Календарь
    • Программы Новой сцены
  • Визит в театр
    • Адреса и проезд
    • Правила посещения
    • Схемы залов
    • Кафе
    • Информация для посетителей с ограниченными возможностями здоровья
    • Экскурсии
  • Новости
  • Медиатека
  • Музей
  • Фестиваль
    • Участники фестиваля
    • Архив прошедших фестивалей
  • Проекты
    • Другая сцена
    • Лаборатория 20
    • Лаборатория 18
    • Лаборатория 17
265
СЕЗОН

ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД/РЕГИСТРАЦИЯ
265
СЕЗОН

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ENGLISH
  • О театре
    • Художественный руководитель
    • Труппа
    • История театра
    • Главный режиссер
    • Администрация
    • Фонд
    • Создатели спектаклей
    • Документы
    • Антикоррупционная деятельность
    • Для прессы
  • Афиша и билеты
    • Репертуар
    • Календарь
    • Программы Новой сцены
  • Визит в театр
    • Адреса и проезд
    • Правила посещения
    • Схемы залов
    • Кафе
    • Информация для посетителей с ограниченными возможностями здоровья
    • Экскурсии
  • Новости
  • Медиатека
  • Музей
  • Фестиваль
    • Участники фестиваля
    • Архив прошедших фестивалей
  • Проекты
    • Другая сцена
    • Лаборатория 20
    • Лаборатория 18
    • Лаборатория 17
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОСТ. Концерт в рамках российско-австрийского перекрестного Года музыки
6+
Новая сцена
1 час 30 минут
С антрактом

Шуберт. Цемлинский. Рахманинов. Лубченко.

2018 год был официально объявлен перекрестным Годом музыки России и Австрии на Санкт-Петербургском международном культурном форуме-2017. Концерты на Новой сцене пройдут в рамках этого года под общим названием «Музыкальный мост: Австрия — Россия». В программе — камерные сочинения русских и австрийских композиторов, как самые популярные, так и менее известные сегодня петербургскому зрителю.

Исполнители:

Антон Лубченко, фортепиано

Христиан Артамонов, скрипка

Елизавета Сущенко, виолончель

Сергей Христофис, кларнет


Франц Шуберт. Andante con moto из Фортепианного трио N. 2 ми-бемоль мажор, соч. 100, D 929 (1828)

Откроет концерт вторая часть известнейшего Фортепианного трио австрийского композитора, представителя раннего романтизма Франца Шуберта. Трио завершено в 1828 году, за несколько месяцев до смерти автора, которому шел лишь 32-й год, и представляет собой вершину его камерно-инструментального творчества. Музыка этой части является одной из самых исполняемых в творчестве Шуберта, имеет абсолютную завершенность формы, собственный образно-интонационный облик и нередко играется отдельно в концертах. Характер подвижного, но неторопливого марша с ярко выраженным лирико-песенным началом в тематизме, а также элегическая грусть роднят это сочинение со второй частью Девятой симфонии и вокальным циклом «Зимний путь», которые Шуберт завершил незадолго до написания этого трио.


Александр Цемлинский. Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, ре минор, соч. 3 (1896)

Вслед за этим будет исполнено сочинение Александра Цемлинского — еще одного австрийского романтика, но уже замыкающего это направление и открывающего путь в экспрессионизм. Творчество Цемлинского до сих пор остается практически неизвестным в России — его произведения крайне редко исполняются на различных музыкальных площадках, между тем как в европейской культуре его имя прочно стоит в ряду австрийских коллег-современников, прежде всего Густава Малера и Арнольда Шёнберга. Многое роднит биографию Цемлинского с этими композиторами. Как и Малер, он являлся выдающимся дирижером, возглавлял Венскую Volksoper, позднее работал под началом одного из учеников Малера, Отто Клемперера. Сам Густав Малер оказывал огромную поддержку творчеству Цемлинского и даже дирижировал премьерой одной из его многочисленных опер. Связан был с Малером и один из эпизодов личной жизни Цемлинского: в самом начале XX века он пережил сильное чувство к первой красавице Вены, Альме Шиндлер, однако отношения молодых людей длились недолго — в 1902 году Альма вышла замуж за Густава Малера... В 1938 году, накануне Второй Мировой войны и в одно время со своим другом Арнольдом Шёнбергом, Александр Цемлинский эмигрировал в США. Но, в отличие от Шёнберга, его творческая судьба в Америке не сложилась благополучно. Скончался композитор в Нью-Йорке в 1942 году, однако, согласно завещанию, его прах был погребен в Вене — городе, который Цемлинский всю жизнь считал родным.

Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, которое прозвучит в концерте, крайне редко можно услышать в России. Оно написано в 1896 году, еще до того, как Цемлинский стал нащупывать свои новаторские пути в сторону экспрессионизма. Сочинение носит явные признаки влияния творчества Йоганнеса Брамса, который, кстати, на первых порах оказывал в Вене очень серьезную поддержку молодому композитору, рекомендуя издателям его сочинения к печати. Вместе с тем, элегический характер, прозрачная фактура в соединении с глубоким философским началом, делают это произведение одним из самых поэтичных, среди партитур позднего романтизма. Не остается сомнений, что в этой традиции кларнетовое трио является одной из безусловных вершин.


С. Рахманинов. Элегическое трио N. 1 для скрипки, виолончели и фортепиано, соль-минор (1891)

Второе отделение словно принимает «временную музыкальную эстафету» от первого. Из Вены 1890-х годов перекинут мост в Москву того же времени. Зимой 1890-1891 гг. Сергей Рахманинов, в то время студент Московской консерватории, создал два произведения: Первый фортепианный концерт и Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Примечательно, что уже в первом своем трио Рахманинов воплотил скорбные образы (эта линия получит развитие в следующем его сочинении жанра). Впервые оно прозвучало в январе 1892 г. в исполнении автора, виолончелиста Анатолия Брандукова и скрипача Давида Крейна. Произведение имело успех, но его дальнейшая судьба не была счастливой. На долгие годы соль-минорное Элегическое трио было предано забвению, а партитура его считалась утраченной. Только в 1930 году, когда ушел из жизни Михаил Слонов — русский певец и композитор, друг Рахманинова — в его архиве была обнаружена партитура трио. Оно прозвучало в 1945 году в серии посвященных Рахманинову концертов, исполнили его Александр Гольденвейзер, Сергей Ширинский и Дмитрий Цыганов, а по прошествии двух лет произведение было впервые издано. Так Элегическое трио № 1 было «возвращено к жизни».


А. Лубченко. «Русское трио» для скрипки виолончели и фортепиано (Повесть в 4-х главах) ля минор, соч. 27/98 (2002/2017)

(Первое исполнение в Санкт-Петербурге)

В завершении концерта прозвучит «Русское трио» современного российского композитора Антона Лубченко. Первая, двухчастная, версия ля минорного Фортепианного трио была написана и исполнена автором в возрасте 17 лет, вместе с виолончелистом Дмитрием Хрычевым и скрипачкой Татьяной Разумовой в Малом зале Петербургской филармонии в 2002 году. 15 лет спустя композитор вспомнил о своем юношеском сочинении, существенно переработал его и дописал еще две дополнительные части: «Трепак» и «Чарльстон». В новой редакции партитура получила название «Русское трио», а жанр охарактеризован, как «повесть в четырех главах». Сочинение посвящено Московскому трио им. С. Рахманинова и именно этим коллективом было исполнено на фестивале камерной музыке в Швейцарии в начале 2018 года.



6+

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОСТ. Концерт в рамках российско-австрийского перекрестного Года музыки

Новая сцена

1 час 30 минут,
С антрактом

Шуберт. Цемлинский. Рахманинов. Лубченко.

2018 год был официально объявлен перекрестным Годом музыки России и Австрии на Санкт-Петербургском международном культурном форуме-2017. Концерты на Новой сцене пройдут в рамках этого года под общим названием «Музыкальный мост: Австрия — Россия». В программе — камерные сочинения русских и австрийских композиторов, как самые популярные, так и менее известные сегодня петербургскому зрителю.

Исполнители:

Антон Лубченко, фортепиано

Христиан Артамонов, скрипка

Елизавета Сущенко, виолончель

Сергей Христофис, кларнет


Франц Шуберт. Andante con moto из Фортепианного трио N. 2 ми-бемоль мажор, соч. 100, D 929 (1828)

Откроет концерт вторая часть известнейшего Фортепианного трио австрийского композитора, представителя раннего романтизма Франца Шуберта. Трио завершено в 1828 году, за несколько месяцев до смерти автора, которому шел лишь 32-й год, и представляет собой вершину его камерно-инструментального творчества. Музыка этой части является одной из самых исполняемых в творчестве Шуберта, имеет абсолютную завершенность формы, собственный образно-интонационный облик и нередко играется отдельно в концертах. Характер подвижного, но неторопливого марша с ярко выраженным лирико-песенным началом в тематизме, а также элегическая грусть роднят это сочинение со второй частью Девятой симфонии и вокальным циклом «Зимний путь», которые Шуберт завершил незадолго до написания этого трио.


Александр Цемлинский. Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, ре минор, соч. 3 (1896)

Вслед за этим будет исполнено сочинение Александра Цемлинского — еще одного австрийского романтика, но уже замыкающего это направление и открывающего путь в экспрессионизм. Творчество Цемлинского до сих пор остается практически неизвестным в России — его произведения крайне редко исполняются на различных музыкальных площадках, между тем как в европейской культуре его имя прочно стоит в ряду австрийских коллег-современников, прежде всего Густава Малера и Арнольда Шёнберга. Многое роднит биографию Цемлинского с этими композиторами. Как и Малер, он являлся выдающимся дирижером, возглавлял Венскую Volksoper, позднее работал под началом одного из учеников Малера, Отто Клемперера. Сам Густав Малер оказывал огромную поддержку творчеству Цемлинского и даже дирижировал премьерой одной из его многочисленных опер. Связан был с Малером и один из эпизодов личной жизни Цемлинского: в самом начале XX века он пережил сильное чувство к первой красавице Вены, Альме Шиндлер, однако отношения молодых людей длились недолго — в 1902 году Альма вышла замуж за Густава Малера... В 1938 году, накануне Второй Мировой войны и в одно время со своим другом Арнольдом Шёнбергом, Александр Цемлинский эмигрировал в США. Но, в отличие от Шёнберга, его творческая судьба в Америке не сложилась благополучно. Скончался композитор в Нью-Йорке в 1942 году, однако, согласно завещанию, его прах был погребен в Вене — городе, который Цемлинский всю жизнь считал родным.

Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, которое прозвучит в концерте, крайне редко можно услышать в России. Оно написано в 1896 году, еще до того, как Цемлинский стал нащупывать свои новаторские пути в сторону экспрессионизма. Сочинение носит явные признаки влияния творчества Йоганнеса Брамса, который, кстати, на первых порах оказывал в Вене очень серьезную поддержку молодому композитору, рекомендуя издателям его сочинения к печати. Вместе с тем, элегический характер, прозрачная фактура в соединении с глубоким философским началом, делают это произведение одним из самых поэтичных, среди партитур позднего романтизма. Не остается сомнений, что в этой традиции кларнетовое трио является одной из безусловных вершин.


С. Рахманинов. Элегическое трио N. 1 для скрипки, виолончели и фортепиано, соль-минор (1891)

Второе отделение словно принимает «временную музыкальную эстафету» от первого. Из Вены 1890-х годов перекинут мост в Москву того же времени. Зимой 1890-1891 гг. Сергей Рахманинов, в то время студент Московской консерватории, создал два произведения: Первый фортепианный концерт и Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Примечательно, что уже в первом своем трио Рахманинов воплотил скорбные образы (эта линия получит развитие в следующем его сочинении жанра). Впервые оно прозвучало в январе 1892 г. в исполнении автора, виолончелиста Анатолия Брандукова и скрипача Давида Крейна. Произведение имело успех, но его дальнейшая судьба не была счастливой. На долгие годы соль-минорное Элегическое трио было предано забвению, а партитура его считалась утраченной. Только в 1930 году, когда ушел из жизни Михаил Слонов — русский певец и композитор, друг Рахманинова — в его архиве была обнаружена партитура трио. Оно прозвучало в 1945 году в серии посвященных Рахманинову концертов, исполнили его Александр Гольденвейзер, Сергей Ширинский и Дмитрий Цыганов, а по прошествии двух лет произведение было впервые издано. Так Элегическое трио № 1 было «возвращено к жизни».


А. Лубченко. «Русское трио» для скрипки виолончели и фортепиано (Повесть в 4-х главах) ля минор, соч. 27/98 (2002/2017)

(Первое исполнение в Санкт-Петербурге)

В завершении концерта прозвучит «Русское трио» современного российского композитора Антона Лубченко. Первая, двухчастная, версия ля минорного Фортепианного трио была написана и исполнена автором в возрасте 17 лет, вместе с виолончелистом Дмитрием Хрычевым и скрипачкой Татьяной Разумовой в Малом зале Петербургской филармонии в 2002 году. 15 лет спустя композитор вспомнил о своем юношеском сочинении, существенно переработал его и дописал еще две дополнительные части: «Трепак» и «Чарльстон». В новой редакции партитура получила название «Русское трио», а жанр охарактеризован, как «повесть в четырех главах». Сочинение посвящено Московскому трио им. С. Рахманинова и именно этим коллективом было исполнено на фестивале камерной музыке в Швейцарии в начале 2018 года.



©1756–2021
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный драматический театр России (Александринский театр)»

Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина
  • О театре Афиша и билеты Визит в театр
  • Новости Медиатека
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ENGLISH

©1756–2021

ФГБУК «Национальный драматический театр России (Александринский театр)»