Ближайшие
* Билеты на спектакль можно приобрести по "Пушкинской карте"
Спектакль — лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» по итогам сезона 2012/2013 в номинации «Лучшая женская роль» (Народная артистка России Эра Зиганшина — Бабушка)
Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2012/2013 в номинации «Роль второго плана» (Народная артистка России Эра Зиганшина — Бабушка)
В основу постановки легло одно из самых известных произведений Ф. М. Достоевского – роман «Игрок».
Достоевский — один из тех авторов, с которыми неразрывно связана творческая жизнь Валерия Фокина.
В 1968 году его дипломным спектаклем в Щукинском училище стала «Чужая жена и муж под кроватью», потом он обращался не раз и к «Запискам из подполья», и к «Бобку», а в Александринском театре в 2005 году был поставлен спектакль «Двойник». Для Валерия Фокина обращение к одному из самых эффектных и острых произведений Достоевского, к «Игроку», тоже не случайно. Логика творчества, логика артистической судьбы ведёт этого режиссёра к претворению на Александринской сцене самого, пожалуй, злободневного на сегодняшний день произведения Фёдора Михайловича Достоевского.
Тема игры, тема рулетки, порабощающей человека, заставляющей его изменить всему лучшему в себе самом становится ключевой для всего спектакля. Литургия «ZERO», истовое служение нулю, пустоте, фикции, неминуемо приводит к распаду человека как личности: об этом писал Достоевский в «Игроке» — одном из самых автобиографичных своих произведений и об этом же размышляет в своем спектакле Валерий Фокин.
Премьера — 10 ноября 2012 года
Пресса о спектакле
Это спектакль идеальной формы и, рискну сказать, с настолько ярко выраженной мускулатурой буквально в каждой партитуре роли, что более безукоризненного решения и исполнения отрепетировать и добиться было бы сложно.
Ирина Корнеева. Обнаженная натура
Российская газета ноябрь 2012
Валерий Фокин ставит умный, сильный, прекрасный спектакль «о свойствах страсти»: о любви, которая приносится в жертву, о загубленной жизни, пропавших силах, о неодолимой притягательности рулетки и о том, что человек сам ставит на «Zero».
Ольга Егошина. О свойствах страсти
Новые извеcтия февраль 2012
Отодвигая в тень подробности судьбы Алексея Ивановича, Фокин вывел на первый план человека решительного, умного и обладающего немалыми материальными возможностями. Ее боятся, перед ней заискивают. Бабушка начинает с того, к чему стремится каждый порядочный человек: с желания перебороть систему «нуля».
Евгений Соколинский. Ставки сделаны!
Страстной бульвар 2012
В этом спектакле справедливо нет места очарованию курортных связей или упоению азартом. Это не бытовая психологическая зарисовка о падении личности из-за увлечения игорным столом. "Литургия Zero" — универсальная история неминуемой гибели души вследствие соблазнительной ставки на пустоту, на служение ценностям сиюминутным и случайным, тем, которые никак нельзя назвать вечными.
Елена Герусова. Александринская рулетка
Коммерсантъ ноябрь 2012
Если для автора романа «Игрок» — история безумия и гибели, одна из первых глав в вихревой, по знаменитому определению Бердяева, антропологии Достоевского, то для Валерия Фокина — прежде всего крупная метафора духа времени, образ неистового служения пустоте, втягивающей и распыляющей души.
Марина Токарева. Время ставит на ZERO и поет гимн суете
Новая газета февраль 2013
1. Григорий Заславский. Бабушка не спасёт, заграница не поможет // Независимая газета. 12.11. 2012
2. Дмитрий Циликин. «Игрок» в Александринском театре: в действии пустом // Ведомости. 14.11. 2012
3. Ольга Егошина. О свойствах страсти // Новые известия. 14.11. 2012
4. Татьяна Джурова. Ставьте на зеро! // Вечерний Петербург. 15.11. 2012
5. Олег Кармунин. Валерий Фокин обнулил Достоевского // Известия. 15.11. 2012
6. Гюляра Садых-Заде. Воспитание искусством // Петербургский театральный журнал. Блог. 13.11. 2012
7. Дмитрий Циликин. Обнуление // Деловой Петербург. 16.11. 2012
8. Елена Герусова. Александринская рулетка // Коммерсантъ. № 217 (5002). 16.11. 2012
9. Артур Соломонов. Достоевский, деньги и мы // Полит.ру. 18.11. 2012
10. Ирина Корнеева. Обнажённая натура // Российская газета. № 266 (5939). 19.11.2012
11. Екатерина Павлюченко. «Игрок» Достоевского играет и выигрывает // Невское время. 22.11.2012
12. Жанна Зарецкая. В круге первом: «Литургия ZERO» в Александринке // Фонтанка. ру. 21.11. 2012
13. Жанна Зарецкая. Русская рулетка по Достоевскому и Фокину // Афиша. 28.11. 2012
14. Лилия Шитенбург. Ставка больше, чем жизнь // TimeOut - Петербург. Декабрь 4-17. 2012
15. Елена Чукина. Центростремительная сила // PRO-сцениум. № 19 - 20 (141 - 142), декабрь 2012
16. Евгений Соколинский. Ставки сделаны! // Страстной бульвар. № 4-154/ 2012
17. Марина Токарева. Время ставит на ZERO и поет гимн суете // Новая газета. 08. 02. 2013
18. Наталья Скороход. Житие учителя Алексея // Петербургский театральный журнал. № 1 (71). 2013
19. Ольга Чепурова. Центри-фуга «ZERO» // Театральная жизнь. № 1 (1012). 2013
20. Жанна Зарецкая. Сны смешного человека // "Театр", 2013
21. Антон Шагин: «Достоевский - хитрый автор!» // Театрал. 2013. Октябрь.
22. Александринский театр привез в Москву спектакль «Литургия Zero» // Телеканал Россия К. Новости культуры. 19.05.2021
23. Светлана Хохрякова. Валерий Фокин высказался об отношениях Запада и России через Достоевского // Московский комсомолец. 19.05.2021
24. В Уфу на гастроли приехал Александринский театр // Телеканал Россия-24. 13.04.2024