Ближайшие
В спектакле Александринского театра «Козинцев. Гоголиада» соединены фрагменты нереализованного замысла Григория Михайловича Козинцева, наброски его сценария с рабочим названием «Гоголиада» по «Петербургским повестям» Николая Васильевича Гоголя, и эпизоды, персонажи, мотивы из этих гоголевских повестей.
Знаменитый кино- и театральный режиссёр, сценарист, педагог, публицист Григорий Михайлович Козинцев (1905 — 1973) был значительной фигурой советского кино и ленинградской культуры. В 1920-е он стал культовым автором киноавангарда, в 1930-е снял трилогию о революционере Максиме, а позже, в 50-е — 70-е создал свои шедевры, легендарные экранизации большой мировой литературы: «Дон Кихот» (1957 год) с Николаем Черкасовым в главной роли, «Гамлет» (1964 год) с Иннокентием Смоктуновским, «Король Лир» (1970 год) с Юри Ярветом в роли Лира и Олегом Далем в роли Шута.
Гоголевский сюжет в творческой биографии Козинцева возник в 1920-е, когда в 1922 году вместе с Леонидом Траубергом он поставил пьесу «Женитьба» для ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актёра). В 1926 году в тандеме с Траубергом же был снят фильм «Шинель». Спустя сорок с лишним лет Козинцев снова обратился к Гоголю и его «Петербургским повестям» и с 1969 по 1973 год, вплоть до своей смерти, работал над замыслом «Гоголиады». Вот эти записи режиссёра, а также его переписка с соратниками и современниками, воспоминания о Козинцеве и другие биографические материалы стали отправной точкой в работе над спектаклем.
Вместе с тем «Козинцев. Гоголиада» — не байопик, по форме и сути это съëмки фильма, которого не было. Здесь персонаж Козинцев, герои Гоголя и безымянные участники съемочного процесса сталкиваются в драматических и комических ситуациях.
Зрители оказываются внутри творческого процесса режиссера. Интонационно спектакль во многом следует определению Козинцева: «Жанра здесь три: проповедь, исповедь и анекдот».
В юбилейный 270-й сезон премьера возвращает в афишу значимое для истории Александринского театра имя Григория Козинцева. Здесь он работал как театральный режиссер и выпустил два спектакля по пьесам Шекспира — «Отелло» (1944) с Ю.М. Юрьевым в главной роли и «Гамлет, принц Датский» (1954) с Б.А. Фрейндлихом в роли Гамлета.
Премьера — 23 ноября 2025 года
Пресса о спектакле
«Гоголиада» пытается двигаться по намеченной самим Козинцевым траектории: от проповеди к исповеди и анекдоту. На деле границы между этими составляющими размываются, а трагическое всё же перевешивает комическое. При этом от спектакля не остаётся ощущения, что в нереализованности проекта виновата советская система. Хотя в какой-то момент главный герой и восклицает «проклятые 70-е!». Акцент здесь смещён на внутренние муки творца. Парадоксально, но лауреат двух Сталинский премий остаётся неразагаданной загадкой прежде всего для самого себя.
Влада Баранова. Съёмка фильма, которого не было: чего ждать от спектакля «Козинцев. Гоголиада» на Новой сцене Алекандринского театра
На глазах зрителей разворачиваются противостояния актёров и режиссёра. Никто до конца не понимает, как нужно играть Гоголя и как вообще понять его героев, когда даже неизвестно, какого цвета были его волосы. Возникают не жестокие драматические баталии, а мелкие, смешные склоки — та самая «анекдотическая» часть жизни. Драматизм и личная трагедия режиссёра исходят от огромной бетонной надписи «Худсовет», от бубнящего голоса с указаниями и от приходящих Сценаристов (Иван Трус). (...) Спектакль позволяет зрителям проникнуть в самое сокровенное — в творческий процесс, увидеть рождение кино от замысла до съёмки. Но не только это: он даёт возможность ощутить мистику, романтику, поэтичность и трагичность историй Невского проспекта. Вдохновиться и захотеть перечитать Гоголя заново — и увидеть его по-новому.
Наталья Яковлева. Гоголиада Козинцева: взгляд в чёрную дыру творчества
На полтора часа сцена театра превращается в съёмочную площадку, где на первый план выходят два великих таланта: кинорежиссёр Григорий Козинцев (Игорь Волков) и русский писатель Николай Гоголь, присутствующий через произведения из цикла «Петербургские повести». Декорации, созданные Анастасией Юдиной, масштабны и при этом лаконичны — они полностью работают на динамику спектакля. Ведь в кино всё постоянно меняется, живёт, вращается. На сцене появляются и огромные экраны, и кинематографические эффекты, поэтому магия кино присутствует здесь в полной мере. (...) Здесь жизнь — это движение поворотного круга, смена декораций, актёров и бесконечные дубли. Но иногда всё замирает, и кинорежиссёр долго всматривается в нависающую над ним «чёрную дыру». Он бесконечно ищет ответы, верную интонацию, правильный типаж и даже форму носа майора Ковалева. Сюжет спектакля опирается на цитату самого Козинцева: «Жанра здесь три: проповедь, исповедь и анекдот».
Наталья Яковлева. Гоголиада Козинцева: взгляд в чёрную дыру творчества



