Новости
ПЕРЕНОС СПЕКТАКЛЯ «ЕКАТЕРИНА И ВОЛЬТЕР»
Уважаемые зрители!
Показ спектакля «Екатерина и Вольтер», запланированный на сегодня, 28 октября 2025 года, переносится на 22 января 2026 года.
Начало спектакля в 19:00.
Билеты действительны.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
«НА ПОКОЕ». ПРЕМЬЕРА В 7 ЯРУСЕ
25 и 26 октября в 7 ярусе состоится премьера спектакля «На покое» по одноименному рассказу и другим произведениям Александра Ивановича Куприна, к наследию которого театр обращается в год 155-летия со дня рождения классика русской литературы. Спектакль «На покое» — первая режиссерская работа артиста александринской труппы Валерия Степанова, драматург — Игорь Жуков. «На покое» — это спектакль-воспоминание, спектакль-игра о старом театре, об актерах, имевших амплуа и звучные фамилии.
Роль Меркурия Славянова-Райского исполняет народный артист России Игорь Волков, в роли Лидина-Байдарова — Сергей Мардарь, суфлер Стаканыч — заслуженный артист УССР Евгений Капитонов. В спектакле также участвуют артисты: Дмитрий Бутеев, Анастасия Гребенчук, Мария Нефёдова, Любовь Яковлева.
Начало спектакля в 19:30
ЭСКИЗЫ ОЛЬГИ ШАИШМЕЛАШВИЛИ К СПЕКТАКЛЮ «ОБЛОМОВ». ВЫСТАВКА «ИТОГИ СЕЗОНА 2024-2025»
Сегодня Санкт-Петербургское отделение СТД РФ в залах Дома Актера на Невском проспекте открывает выставку работ театральных художников «Итоги сезона 2024 – 2025». В этом году в ежегодной экспозиции представлено более 200 работ 30 мастеров разных поколений, из них 11 – номинанты Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».
В числе работ театральных художников, выдвинутых на соискание премии «Золотой софит» в отчетном сезоне представлены эскизы Ольги Шаишмелашвили – художника-постановщика спектакля «Обломов». Александринский театр предоставил организатором выставки 15 эскизов костюмов к спектаклю.
Выставка открыта до 20 декабря.
СПЕКТАКЛЬ «ВОСКРЕСЕНИЕ» В ПРОГРАММЕ IV КАЧАЛОВСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ. БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ В КАЗАНИ
17 и 18 октября спектакль Никиты Кобелева «Воскресение» будет показан на сцене Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова в программе IV Качаловского театрального фестиваля.
Роль Дмитрия Нехлюдова сыграет артист Виктор Шуралёв, роль Екатерины Масловой — Мария Лопатина. 18 октября в программе гастролей в Театре им. В.И. Качалова состоится лекция заместителя художественного руководителя Александринского театра, доктора искусствоведения Александра Чепурова «"Лицо автора" и сценические версии романа Льва Толстого "Воскресение": МХАТ и Александринский театр».
Начало спектаклей в 18:00. Начало лекции в 15:00
«Большие гастроли» Национального драматического театра России (Александринского театра) в Казани, организованны ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. В рамках направления «Ведущие театры» программы «Большие гастроли».
Подробнее — в пресс-релизе
ПЕЛАГЕЯ АНТИПЬЕВНА СТРЕПЕТОВА. 175 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения великой русской актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (сценическое имя – Полина Стрепетова) (16 (4-го) октября 1850 – 17 (4-го) октября 1903). Служению александринской сцене она посвятила 10 лет своей творческой жизни, в императорскую труппу была приглашена уже хорошо известной театральной России – в 1881 году. Сыграла здесь свыше тридцати ролей. Впрочем, сама Стрепетова, по воспоминаниям современников, говорила: «Это Савина (М.Г. Савина) служит театру, а я – служу народу».
Дебютировала в 1865 году в Рыбинске, играла на сценах провинциальной России. В 16 лет в Ярославле впервые сыграла роль, которая сделала ее известной и которой она возвращалась на протяжении всей жизни – Лизавету в «Горькой судьбине» Писемского. Именно в провинции, и особенно в период работы в Казани, Стрепетова сложилась как актриса «невиданного доселе трагического типа». «Стрепетова – гений страдания, доведенного до своих крайних пределов, за которыми уже смерть, безумие, хаос», – вспоминал Сергей Яблоновский в своей книге «О театре» в 1909 году. «Никто не был народнее нее», – написал Александр Кугель в журнале «Театр и искусство» в год кончины актрисы.
Талант Стрепетовой высоко ценили великие современники Тургенев, Чайковский, Немирович-Данченко, её портреты писали Репин, Васнецов, Ярошенко. Особая творческая и личная дружба связывала Стрепетову с Александром Николаевичем Островским. Свои лучшие роли она сыграла именно в его пьесах – Катерина в «Грозе», Марья Андреевна в «Бедной невесте», Василиса Мелентьева в одноименной пьесе, Юлия Тугина в «Последней жертве». В конце 1890 года Стрепетова попрощалась на Александринской сцене со зрителями в роли Кручининой в спектакле «Без вины виноватые». Судьба провинциальной актрисы – была во многом и ее судьбой, а роль – одной из вершинных в ее творчестве.
Последние годы жизни Пелагея Антипьевна Стрепетова провела в Санкт-Петербурге. В 1895 – 1896 годах играла в Малом (Суворинском) театре, писала воспоминания. Скончалась в день своего рождения – 4 октября 1903 года, была похоронена на Никольском кладбище. В 1936 году прах актрисы перезахоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Точная дата ее рождения, как и ее происхождение, неизвестны. Днем рождения стали считать тот день, когда кулек с новорожденной обнаружили в Нижнем Новгороде, на крыльце будущих приемных родителей – театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова и его супруги, актрисы Елизаветы Ивановны Стрепетовой.
УШЛА ИЗ ЖИЗНИ АКТРИСА ЕЛИЗАВЕТА АРКАДЬЕВНА ВОЛГИНА
Сегодня на 89-ом году жизни скончалась актриса Елизавета Аркадьевна Волгина (07.03.1937 – 12.10.2025).
Более полувека судьба Елизаветы Аркадьевны Волгиной (Миллер) была связана с Александринским театром. В 1961 году она окончила Ленинградский театральный институт (класс Б.В. Зона), уже на последнем курсе была приглашена в Александринский театр (в те годы – Ленинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина), дебютировала, сыграв одну из главных ролей – Ксану, в спектакле «По московскому времени». В том же 1961 году была принята в труппу Александринского театра, за годы служения (с 1961 по 1982 гг. и затем с 1989 по 2023 гг.) создала целую галерею ролей современного и классического репертуара, среди которых: Людмила в спектакле «Друзья и годы», Валя в спектакле «Платон Кречет», Моника в спектакле «Скандальное происшествие», Варя в спектакле «Дело, которому ты служишь», Катя в спектакле «Семья Журбиных», Маша в спектакле «Нахлебник», Лидия в спектакле «Одни без ангелов», Ирина Лавровна в спектакле «Последняя жертва», Ренэ в спектакле «Жизнь Сент-Экзюпери», Агния в спектакле «Предел возможного», Матрёна в спектакле «Картины московской жизни», Ассунта в спектакле «Колпак с бубенчиками», Мачеха Элизы Дулитл в спектакле «Пигмалион». Всего в творческом наследии Елизаветы Аркадьевны Волгиной около 60 ролей, созданных на александринской сцене.
Александринцы скорбят о кончине и передают слова сочувствия и поддержки своему товарищу по труппе, супругу Елизаветы Аркадьевны Волгиной, заслуженному артисту России Аркадию Наумовичу Волгину, родным и близким!
Церемония прощания состоится 16 октября в Центре ритуальных услуг, 4 зал (Санкт-Петербург, ул. Партизанская, 8). Начало в 13.20.
РОЛЬ ИОСИФА ДЖУГАШВИЛИ СЫГРАЕТ ИВАН ЕФРЕМОВ. ВВОДЫ В СПЕКТАКЛЬ «РОЖДЕНИЕ СТАЛИНА»
11 октября в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина» роль Иосифа Джугашвили впервые сыграет артист Иван Ефремов. В роли Камо впервые выходит артист Владимир Минахин. Отца Григория, Трактирщика впервые сыграет Александр Чевычелов. В роли Полицейского на александринской сцене дебютирует Никита Войтюк.
Роль Ольги впервые после долгого перерыва играет Анна Блинова.
ОТМЕНА СПЕКТАКЛЯ «ВЕРТИНСКИЙ. РУССКИЙ ПЬЕРО»
Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на то, что 12 октября спектакль «Вертинский. Русский Пьеро» отменён.
Электронные билеты подлежат возврату автоматически. В кассе театра осуществляется возврат билетов, приобретённых через неё.
Приносим извинения за доставленные неудобства.
ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ВАДИМОВИЧА БАРТОШЕВИЧА
8 октября 2025 года ушел из жизни выдающийся театровед и деятель театра Алексей Вадимович Бартошевич (4 декабря 1939 – 8 октября 2025).
Имя и дело Бартошевича тесно связаны не только с историей мирового театра, не только с изучением сценического наследия Шекспира, которому Алексей Вадимович посвятил всю свою жизнь, но и с развитием современного театрального искусства, блестящим знатоком и аналитиком которого он являлся. История и критика слились в его деятельности прочно и органично, как неразрывно и целостно было его понимание явлений культуры, явлений нашей духовной жизни. Генетически связанный с великими традициями отечественной сцены, он всегда был открыт творческому поиску, всему новому и дерзкому в театре. Главным критерием в его оценках был художественный смысл новации. В отстаивании высших ценностей театральной и человеческой жизни он был последователен и страстен. Именно поэтому его поддержка и понимание всегда являлась особенно ценными. С Петербургом и Александринским театром он был дружен и разделял нашу устремленность к обновлению традиций. Он был непременным зрителем наших премьер, заинтересованным участником наших дискуссий, конференций и фестивалей. И потому память о нем будет постоянно жить в стенах Александринки. Он – часть нашей жизни, нашей культуры, нашего искусства!
Передаем наши глубокие соболезнования семье Алексея Вадимовича, его родным, близким и коллегам. Низкий поклон!
Президент Национального драматического театра России – Александринского театра,
Валерий Фокин и все александринцы
ВТОРОЙ СЕЗОН ПРОЕКТА «ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ»
В Александринском театре стартует второй сезон проекта «Театральные разговоры». Первая встреча посвящена недавней премьере театра — спектаклю «Мой друг Лапшин». 9 октября в 19:00 Георгий Цицишвили, автор популярного блога «Театральная вешалка», встречается с командой спектакля: режиссером Еленой Павловой, композитором Олегом Гудачёвым, исполнителем роли Лапшина Иваном Трусом.