Лепешенкова
Окончила Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии (курс профессора Татьяны Григорьевны Сойниковой) в 1962 году. Сразу после окончания института была принята в труппу Ленинградского Академического театра драмы им. А. С. Пушкина. За годы работы в театре сыграла около 90 ролей.
Первой ролью Ирины Лепешенковой стала Зина в спектакле режиссёра И. С. Ольшвангера «Танцы на шоссе» по пьесе З. Гердта и М. Львовского (1962). Этот спектакль, пользовавшийся у зрителей большим успехом, недолго шёл на сцене Александринского театра, но уже следующая большая роль — Евстолия в спектакле «Чти отца своего» В. Лаврентьева (1965) принесла актрисе заслуженную известность. Её героиню отличали абсолютная правдивость, искренность и чистота. Ирина Александровна Лепешенкова наделила Евстолию сильным характером, основой которого стала безоговорочная вера в людей, но вместе с тем и внутренняя твердость целеустремленного человека, который всегда знает, чего он хочет, во имя чего живет, к чему стремится.
Именно это умение привнести в свою роль, как в главную, так и в эпизодическую, неповторимое, личностное, отличающее именно её героиню, всегда было характерно для Ирины Лепешенковой, начиная с первых дней работы в театре. Одна из её первых эпизодических ролей — наивная, беззащитная, но такая решительная Валя в спектакле «На диком бреге» Б. Полевого (1964). Роль Глаши («Гроза» А. Островского, 1963) была отмечена критикой как один из ярких сценических дебютов сезона: «Одним из первых спектаклей, в котором мы увидели молодую актрису, была «Гроза» Островского. Ира играла свою Глашу несколько необычно. Исчезла забитая, тёмная дурочка. Глаша-Лепешенкова активна; она остро реагирует на происходящие события: открыто сочувствует Катерине, ненавидит Кабаниху». (А. Вартанян. Не принимать равнодушие // Смена. 5.10.1965).
Для ранних работ Ирины Лепешенковой характерно тонкое органичное сочетание лиричности с мягкой комедийностью. Критики сравнивали её игру с «прозрачной акварелью». Благодаря этим качествам просто не могли не остаться незамеченными такие её замечательные роли, как Майка («Платон Кречет» А. Корнейчука, 1964), Тоня («Семья Журбиных» В. Кочетова, 1964), Полина («Доходное место» А.Н. Островского, 1969), Лаура («Болдинская осень» Ю. Свирина, 1969), Эва («Час пик» Е. Ставинского, 1970), Неле («Легенда об Уленшпигеле» Ш. де Костера, 1971), Зойка («Одни, без ангелов» Л. Жуховицкого, 1972), Галя («Ночью без звёзд» А. Штейна, 1974).
«Без её крохотного эпизода «Шарманки» немыслим был спектакль «Болдинская осень». Хрупкая девочка поёт тоненьким голоском «Чёрную шаль». Она кажется маленькой балеринкой, марионеткой, выскочившей из ящика старого шарманщика. Бойко, привычно, согреваясь на ходу, она просит милостыню у случайных прохожих в морозный петербургский вечер. И вот — растворилась во тьме, исчезла, а мы ещё слышим трепетный высокий голосок уличной артистки». (Н. Лукашов. Вечерний Петербург. 6.01.1994).
С переходом на возрастные роли дарование актрисы раскрылось с новой, неожиданной стороны — ей оказались близки острая характерность, тяготение к яркой театральности. Одними из первых комедийных ролей Ирины Лепешенковой стали столь разные, несхожие между собой образы как: Луша («Дети солнца» М. Горького, 1976) и Помпея («Зелёная птичка» К. Гоцци, 1976).
«Лушка в «Детях солнца» у Лепешенковой со страхом и любопытством приглядывалась к непонятной жизни господ, туго ворочая кувалдами нелепых мыслей. Носится она по сцене с тяжёлым самоваром, наскоком, скособочившись, влетает в распахнутые двери старого дома. «Колода дубовая» у Лепешенковой наделена физическим здоровьем, свежестью, похожа на дымковскую игрушку. Лушка пугает своей непроходимой тупостью, но не отталкивает: ведь эта «лошадь» не лишена неуклюжего обаяния. В «Зелёной птичке» И. Лепешенкова играла ожившую каменную статую Помпею. Помпея метала громы и молнии, пленяла выразительным жестом, услаждала слух пассажами и колоратурами, а потом в мгновенье ока превращалась в рыжеволосую смеющуюся красавицу. Лепешенкова, привольно существуя в праздничной и солнечной атмосфере, сумела стать обольстительной героиней спектакля». (Н. Лукашов. «Под голубыми небесами...» // Вечерний Петербург. 6.01.1994).
Среди наиболее значимых работ Ирины Лепешенковой такие роли как: Таня («Плоды просвещения» Л. Толстого, 1978), Смельская («Таланты и поклонники» А. Островского, 1980), Анна («Васса Железнова» М. Горького, 1983) — об этой роли критика писала: «Лучшая роль Лепешенковой этой поры — Анна в «Вассе Железновой». Вместо состарившейся приживалки неопределённого возраста мы увидели её жаждущей жить, скрывающей свою молодость под полумонашеским одеянием. Вместо елейных интонаций мы услышали доверительные. Вместо суетливой, угодливой наперсницы Вассы, «замочной скважины», мы увидели благообразную, будничную, строгую, спокойную, даже чуть медлительную Анну. Хитро и опасно играющая авантюристка, алчущая денег и свободной жизни, казалась самой живучей и сильной в спектакле». (Вечерний Петербург). Императрица («Капитанская дочка» А. Пушкина, 1995), Царица («Сказка про любовь» Г. Горбовицкого, 1990), Пионова («Картины московской жизни» А. Островского, 1993), Царица («Горя бояться — счастья не видать» С. Маршака, 1994), Джулиана («Божественная Джулиана» Г. Джеймса, 1995), Эмилия («Зимняя сказка» У. Шекспира, 1995), Пелагея Егоровна («Бедность не порок» А. Островского, 1996), Мария Глебовна («Старые русские» Б. Рацера, 1997), Анфиса («Три сестры» А. Чехова, 1998), Фёкла («Вицмундир» П. Каратыгина, 1999), Бабариха («Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, 1999), Софья Ивановна («Комедия из нашей жизни» Н. Птушкиной, 2001), Хеновева («Деревья умирают стоя» А. Касона, 2001), Мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, 2003), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, реж. В. Голуб, 2004), Торговка («Пигмалион» Б.Шоу, реж. А. Белинский, 1998), Няня («Живой труп» Л. Н. Толстого, 2006), и, конечно же, её самостоятельная работа — спектакль «Под голубыми небесами» А. Пьянова (1990), посвящённый творчеству А. С. Пушкина.
Актриса была занята в массовых сценах спектаклей Валерия Фокина «Ксения. История любви» В. Леванова (2009) и «Гамлет» В. Шекспира (реж. В. Фокин, 2010). В 2011 году в спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграла роль Прапрабабушки Вили (реж. А. Могучий, 2011). В 2014 году сыграла роль Старухи в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда 1917 года. В спектакле Валерия Фокина 2015 года «Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») сыграла роль Няни.
В 2018 году приняла участие в массовых сценах спектакля «Блаженная Ксения. История любви» (вторая редакция спектакля, реж. В. Фокин).
Награды и премии
- 2004 — Заслуженная артистка РФ (Указ Президента РФ № 340 от 10.03.2004)
- 2024 — Знак отличия «За заслуги перед Санкт‑Петербургом» (Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 21.01.2024 № 36-пгк)
ПОДРОБНЕЕ
Театральный Петербург, сентябрь 2002
Роли в Александринском театре:
- Занята в массовых сценах в спектакле «Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Няня («Третий выбор» (вторая редакция спектакля «Живой труп») режиссёр Валерий Фокин, 2015)
- Старуха, Монашка («Маскарад. Воспоминания будущего», режиссёр Валерий Фокин, 2014)
- Прапрабабушка Виля, сестра прапрабабушки Стаси («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Занята в массовых сценах спектакля «Гамлет», режиссёр Валерий Фокин, 2010
- Занята в массовых сценах спектакля «Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009
- Диктор («Иваны», режиссёр Андрей Могучий, 2007)
- Няня («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Мисс Кроули («Ярмарка тщеславия», режиссёр Александр Белинский, 2002)
- Манефа (с 2004) («На всякого мудреца довольно простоты», режиссёр Владимир Голуб, 2002)
- Хеновева («Деревья умирают стоя», режиссёр Владимир Голуб, 2001)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Борис Годунов» (режиссёр Арсений Сагальчик, 1999)
- Бабариха («Сказка о царе Салтане», режиссёр Владимир Голуб, 1999)
- Фёкла («Вицмундир, или женитьба Разгильдяева», режиссёр Елена Чёрная, 1999)
- Торговка (она же мачеха) («Пигмалион», режиссёр Александр Белинский, 1998)
- Мария Глебовна («Старые русские», режиссёр Нора Райхштейн, 1997)
- Певчая («Сказание о царе Петре и убиенном его сыне Алексее», режиссёр Александр Галибин, 1997)
- Софья Ивановна, очень старая дама («Комедия из нашей жизни», режиссёр Владимир Голуб, 1997)
- Дама («Гамлет» (вторая редакция), режиссёр Ростислав Горяев, 1997)
- Пелагея Егоровна («Бедность не порок», режиссёр Елена Чёрная, 1997)
- Эмилия («Зимняя сказка», режиссёр Александр Смеляков, 1995)
- Анфиса («Три сестры», режиссёр Ростислав Горяев, 1995)
- Джулиана («Божественная Джулиана», режиссёр Елена Чёрная, 1995)
- Дама на водах («Monsieur Жорж. Русская драма», режиссёр Анатолий Праудин, 1994)
- Царица Матрёна («Горя бояться – счастья не видать», режиссёр Нора Райхштейн, 1994)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Отелло», режиссёр Ростислав Горяев, 1993
- Пионова Анна Прокловна («Картины московской жизни», режиссёр Владимир Голуб, 1993)
- Дама («Гамлет», режиссёр Ростислав Горяев, 1992)
- Женский хор («Александр Невский», режиссёр Владимир Голуб, 1990)
- Царица («Сказка про любовь», режиссёр Григорий Никулин, 1990)
- Спектакль Ирины Лепешенковой «Под голубыми небесами», 1989
- Подзорова («Вожди», режиссёры Натан Басин, Игорь Горбачёв, 1989)
- Рудова Светлана Григорьевна («Чужая ноша», режиссёр Игорь Горбачёв, 1987)
- Лиза, жена Рагно («Сирано де Бержерак», режиссёр Игорь Горбачёв, 1987)
- Императрица («Капитанская дочка», режиссёр Ростислав Горяев, 1984)
- Анна Оношенкова, секретарь Вассы («Васса Железнова», режиссёр Виктор Хоркин, 1983)
- Мадемуазель Мишоно («Отец Горио», режиссёр Бруно Фрейндлих, 1982)
- Певица («Предел возможного», режиссёр Игорь Горбачёв, 1981)
- Отрывок из пьесы П. И. Григорьева «Праздник артистов 30 августа 1856 года», «Сорокинская гитара», «Пока бьётся сердце» («Юбилей, или Театральный разъезд через 225 лет после основания театра», режиссёр Николай Шейко, 1981)
- Смельская («Таланты и поклонники», режиссёр Арсений Сагальчик, 1980)
- Валя (1984) («Позови меня в даль светлую», режиссёр Василий Корзун, 1979)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Пер Гюнт», режиссёры Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг, 1979
- Таня («Плоды просвещения», режиссёр Вадим Голиков, 1978)
- Скворцова («Ивушка неплакучая», режиссёр Илья Ольшвангер, 1977)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Пока бьётся сердце», режиссёр Игорь Горбачёв, 1977
- Лушка («Дети солнца», режиссёр Арсений Сагальчик, 1976)
- Помпея («Зелёная птичка», режиссёр Николай Шейко, 1976)
- Девушка («Из записок Лопатина», режиссёр Арсений Сагальчик, 1975)
- Катя Котова («Вечерний свет», режиссёр Николай Шейко, 1975)
- Почтальон («Ураган», режиссёр Игорь Горбачёв, 1975)
- Бальтазар («Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1975)
- Ниночка, преподавательница («Из жизни деловой женщины», режиссёр Сергей Микаэлян, 1973)
- Галя (с 1974), Виктория (1982) («Ночью без звёзд», режиссёр Александр Музиль, 1973)
- Занята в эпизоде в спектакле «Иней на стогах», режиссёр Владимир Эренберг, 1973
- Неле, любимая Тиля Уленшпигеля («Легенда об Уленшпигеле», режиссёры Илья Ольшвангер, Иосиф Ционский, 1971)
- Занята в массовых сценах (1976) в спектакле «Последняя жертва», режиссёр Ирина Мейерхольд, 1971
- Зоя («Одни, без ангелов» режиссёр Владимир Эренберг, 1971)
- Занята в эпизоде в спектакле «Артём», режиссёр Владимир Эренберг, 1970)
- Гостья Забельских (1976), Эва, дочь Кшиштофа Максимовича («Час пик», режиссёр Александр Музиль, 1970)
- Лаура («Болдинская осень», режиссёр Ростислав Горяев, 1969)
- Жена («Справедливость — моё ремесло» («Возраст расплаты»), режиссёр Александр Музиль, 1969)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Человек и глобус», режиссёр Илья Ольшвангер, 1969
- Занята в массовых сценах, Бальтазар в спектакле «Много шуму из ничего», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1968
- Долорес Парди («Душной ночью», режиссёр Илья Ольшвангер, 1968)
- Полина («Доходное место», режиссёр Александр Музиль, Владимир Суцепин, Семён Мандель, 1968)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Кремлевские куранты», режиссёры Владимир Эренберг, Антонин Даусон, 1967
- Дворовая, Васька, казачок («Нахлебник», режиссёр Олег Соловьев, 1967)
- Катюша Закадычная («Дело, которому ты служишь», режиссёр Александр Музиль, 1967)
- Таисия («Ярость», режиссёр Ян Цициновский, 1966)
- Евстолия («Чти отца своего», режиссёр Владимир Эренберг, 1965)
- Валя («На диком бреге», режиссёр Александр Музиль, 1964)
- Ершова, краснофлотец (с 1968) («Второе дыхание», режиссёр Рубен Агамирзян, 1964)
- Занята в массовых сценах в спектакле «Перед заходом солнца», режиссёр Александр Музиль, 1963
- Глаша («Гроза», режиссёр Владимир Эренберг, 1963)
- Тоня, дочь Журбиных (с 1964) («Семья Журбиных», режиссёры Леонид Вивьен, Антонин Даусон, 1963)
- Майя, дочь Береста («Платон Кречет», режиссёры Леонид Вивьен, Игорь Горбачёв, 1963)
- Зина («Танцы на шоссе», режиссёр Илья Ольшвангер, 1962)
- Бездомные, нищие, музыканты в ресторане («Добрый человек из Сычуани», режиссёр Рафаил Суслович, 1962)
- Валя (c 1962), Лида (c 1964) («Друзья и годы», режиссёры Леонид Вивьен, Владимир Эренберг, 1961)