История театра
Указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведёт историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил актёр Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове. Впоследствии здание было перестроено для Академии художеств.
Высочайшим распоряжением по придворному ведомству театр определён в ведомство Придворной конторы.
После смерти Ф. Г. Волкова труппу возглавляет знаменитый русский актёр
Иван Афанасьевич Дмитревский.
Труппа театра вошла в состав учреждённой императорской театральной дирекции.
Русская драматическая труппа начинает свои выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в Санкт-Петербурге, впоследствии перестроенного для Санкт-Петербургской консерватории.
Труппой театра впервые полностью исполнена комедия А. C. Грибоедова «Горе от ума».
Роль Чацкого сыграл В. А. Каратыгин.
Санкт-петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К. И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название — Александринский театр. Здание Александринского театра — шедевр мировой театральной архитектуры, охраняется ЮНЕСКО.
На сцене Александринского театра состоялась премьера «Ревизора» Н. В. Гоголя. Активное участие в постановке спектакля принимал сам автор. В роли Хлестакова — Н. О. Дюр.
Здание Александринского театра закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Одновременно труппа продолжает выступления на других театральных площадках столицы, находящихся в ведении Дирекции императорских театров.
Постановка на сцене театра комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».
В главной роли — В. В. Самойлов.
Впервые на сцене Александринского театра поставлена пьеса А. Н. Островского «Гроза».
В роли Катерины — Ф. А. Снеткова.
Впервые на сцене театра поставлена трагедия А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного».
В роли Иоанна Грозного — П. В. Васильев.
Впервые на сцене театра поставлена трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов».
В роли Бориса Годунова — Л. Л. Леонидов.
Впервые на сцене театра поставлена комедия И. С. Тургенева «Месяц в деревне».
В роли Верочки выступила М. Г. Савина.
Впервые на сцене императорского театра поставлена пьеса А. П. Чехова «Иванов».
Заглавную роль исполнил В. Н. Давыдов.
Впервые на александринской сцене поставлена пьеса Л. Н. Толстого «Власть тьмы».
В роли Акулины выступила М. Г. Савина.
Впервые на сцене театра поставлена комедия А. П. Чехова «Чайка».
В роли Нины Заречной выступила В. Ф. Комиссаржевская.
Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки“».
На сцене театра осуществлена постановка трагедии Еврипида «Ипполит» в переводе
Д. С. Мережковского. Постановку осуществил режиссёр Ю. Э. Озаровский, декорации создал Л. С. Бакст.
На александринской сцене Вс. Э. Мейерхольдом осуществлена постановка комедии Мольера «Дон Жуан». Художник — А. Я. Головин. В главной роли — Ю. М. Юрьев
Впервые на сцене театра поставлена пьеса Л. Н. Андреева «Профессор Сторицын».
В главной роли — Р. Б. Аполлонский.
Премьера легендарного спектакля Вс. Э. Мейерхольда и А. Я. Головина по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Музыка А. К. Глазунова. Спектакль становится последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. В главной роли — Ю. М. Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.
Театр входит в состав дирекции Государственных театров.
«Cаботаж» большевистской власти, Театр прекращает представления и бойкотирует новую власть.
«Автономизация» бывших императорских театров. Театр впервые начинает называться «Александринским» (с приставкой — «бывший») применительно к петроградской государственной драматической труппе.
Театр получает статус «академический» и именуется Петроградский государственный академический драматический театр (бывш. Александринский).
Театр входит в ассоциацию академических театров.
Театр получает название Государственный академический театр драмы (Госдрама).
Руководителем театра является выдающийся русский актёр и театральный деятель
Юрий Михайлович Юрьев.
Театром руководит видный советский режиссёр Николай Васильевич Петров.
«Страх» А. Н. Афиногенова. Постановка Н. В. Петрова.
В роли профессора Бородина — И. Н. Певцов.
Столетний юбилей здания Александринского театра (тогда Ленинградского государственного театра драмы) отмечается как крупный юбилей общественно-политической и культурной жизни страны. При этом, следуя идеологической линии тогдашней власти, семьдесят шесть лет произвольно отсекаются от творческой истории первой государственной драматической труппы России.
Художественным руководителем театра является выдающийся актёр, режиссёр и педагог
Борис Михайлович Сушкевич.
«Борис Годунов» А. С. Пушкина. Постановка Б. М. Сушкевича. В роли Бориса Годунова — Н. К. Симонов.
Художественным руководителем театра является известный советский режиссёр
Сергей Эрнестович Радлов.
«Лес» А. Н. Островского. Постановка В. П. Кожича. В роли Несчастливцева — Ю. М. Юрьев.
В год столетия со дня смерти А. С. Пушкина Ленинградской Госдраме присвоено имя А. С. Пушкина.
Художественное руководство театром осуществляет выдающийся актёр, режиссёр и педагог
Леонид Сергеевич Вивьен.
«Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Постановка А. А. Музиля. В роли Лаврецкого — Н. К. Симонов.
Театр в эвакуации. Труппа работает в Новосибирске, на сцене театра «Красный факел». На сцене Александринского театра во время блокады выступает Ленинградский театр музыкальной комедии.
«Живой труп» Л. Н. Толстого. Постановка В. П. Кожича и А. Н. Даусона.
В роли Феди Протасова — Н. К. Симонов.
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Постановка Г. А. Товстоногова.
В роли Вожака — Ю. В. Толубеев, в роли Комиссара — О. Я. Лебзак
«Игрок» Ф. М. Достоевского. Постановка Л. С. Вивьена и А. Н. Даусона.
В роли Алексея Ивановича — В. И. Честноков.
«Бег» М. А. Булгакова. Постановка Л. С. Вивьена. В роли Хлудова — Н. К. Черкасов.
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Постановка Л. С. Вивьена.
В роли Барона — Н. К. Черкасов, в роли Сальери — Н. К. Симонов.
«Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н. В. Гоголю. Постановка Н. М. Шейко.
В роли Чичикова — И. О. Горбачёв.
Художественным руководителем театра является выдающийся артист и педагог И. О. Горбачёв.
«Элегия» П. Павловского. Постановка И. С. Ольшвангера. В роли Тургенева — Б. А. Фрейндлих.
«Иванов» А. П. Чехова. Постановка А. О. Сагальчика. В роли Иванова — И. О. Горбачёв.
Широко празднуется 225-летие Российского-Александринского-Пушкинского театра.
Театру возвращается название Александринский. Официальное название театра: Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский).
«Мсье Жорж. Русская драма» по М. Ю. Лермонтову. Постановка А. А. Праудина
«Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна. Постановка А. В. Галибина.
В роли Петра I — Виктор Смирнов.
«P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии». Каденции на темы произведений Э. Т. А. Гофмана и В. А. Моцарта». Постановка Г. М. Козлова.
Спектакль удостоен Государственной премии России.
Театр заключает творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда об осуществлении совместной творческой программы «Новая жизнь традиции». Художественным руководителем программы становится выдающийся российский режиссёр, руководитель центра Валерий Владимирович Фокин.
В. В. Фокин осуществляет свою первую постановку на сцене театра — оригинальную версию комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор», которая открывает творческую программу «Новая жизнь традиции».
В роли Хлестакова — А. В. Девотченко. Спектакль удостоен Государственной премии России.
Художественным руководителем Александринского театра становится Валерий Владимирович Фокин.
«Двойник» по Ф. М. Достоевскому. Постановка В. В. Фокина.
В роли Голядкина Старшего — В. В. Гвоздицкий.
250-летие Александринского театра празднуется как юбилей первого государственного театра России и начала государственной политики в области отечественного сценического искусства. Осуществляется масштабная реконструкция-реставрация исторического здания театра. Открывается историческая экспозиция «Музей русской драмы». Впервые проводится Международный театральный фестиваль «Александринский».
В рамках творческой программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссёр Теодорос Терзопулос ставит трагедию Софокла «Эдип-царь». Этим спектаклем был открыт Первый Международный театральный фестиваль «Александринский».
«Живой труп» Л. Н. Толстого. Постановка В. В. Фокина. В роли Феди Протасова — С. И. Паршин.
«Чайка» А. П. Чехова. Постановка К. Люпы (Польша).
В Роли Нины Заречной — Ю. Г. Марченко.
«Иваны» по "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и другим произведениям Н. В. Гоголя. Постановка А. А. Могучего.
В роли Ивана Ивановича — Н. С. Мартон, в роли Ивана Никифоровича — В. Ф. Смирнов.
«Женитьба» Н. В. Гоголя. Постановка В. В. Фокина.
В роли Подколесина — И. Н. Волков.
«Ксения. История любви» В. Леванова. Постановка В. В. Фокина. В роли Ксении — Я. Д. Лакоба.
«Гамлет» В. Шекспира. Постановка В. В. Фокина. В роли Гамлета — Д. О. Лысенков.
«Ваш Гоголь» по Н. В. Гоголю. Постановка В. В. Фокина. В роли Гоголя — И. Н. Волков.
«Литургия Zero» по Ф. М. Достоевскому. Постановка В. В. Фокина.
В роли Алексея Ивановича — А. А. Шагин.
Открывается Новая сцена Александринского театра.
Александринский театр получил статус Национального достояния.
«Маскарад» по М. Ю. Лермонтову и Вс. Мейерхольду. Постановка В. В. Фокина.
В роли Арбенина — П. М. Семак и Д. О. Лысенков.
Первые гастроли Александринского театра в Китае. Спектакль В. В. Фокина «Ревизор» по одноименной комедии Н. В. Гоголя показан в Пекине на сцене Пекинского народного театра и в Шанхае на сцене Большого Шанхайского театра.
«Сегодня. 2016 – ...» К. В. Фокина. Постановка В. В. Фокина. (Новая сцена).
В главной роли — П. М. Семак.
Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
260-лет со дня основания Александринского театра. В числе торжественных мероприятий — полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости в честь юбилея, открытый для прессы и гостей театра сбор труппы.
Главным режиссёром театра становится Николай Александрович Рощин.
Впервые на сцене Александринского театра поставлен роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Режиссер – А. Виднянский.
В театральном центре-заповеднике Тога в рамках программы «Русские сезоны» в Японии состоялась премьера международной версии спектакля В. В. Фокина «Гамлет».
Спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года показан в Москве на сцене Большого театра. Гастроли стали завершением юбилейных торжеств, посвящённых 100-летию премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда.
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» Вс. Вишневского.
Режиссёр — В. А. Рыжаков. В роли Комиссара — А. А. Блинова.
«Швейк. Возвращение». Спектакль В. В. Фокина по мотивам романа Я. Гашека.
Драматург – Т. Рахманова.
В роли Швейка – С. Н. Балакшин.
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Постановка Николая Рощина.
В роли Сирано – И. Н. Волков.
В Александринском театре прошла Программа к 50-летию творческой деятельности художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина.
На Новой сцене Александринского театра прошла международная конференция, посвящённая лауреату XVII Европейской театральной премии — Валерию Фокину.
На Основной сцене Александринского театра состоялась Церемония вручения Европейской театральной премии и премий «Театральная реальность».
Александринский театр принял участие в проекте «Русские сезоны» в Италии. На сцене Театра Пикколо ди Милано (Piccolo di Milano) были показаны: спектакль В. В. Фокина «Ваш Гоголь. Последний монолог», спектакль А. Жолдака «По ту сторону занавеса» и спектакль А. А. Оконешникова «Двенадцать». Также в рамках программы состоялись мастер-классы и лекции для профессионалов и любителей театра.
«Рождение Сталина». Спектакль В. В. Фокина. В основе сценической композиции — исторические материалы, фрагменты из романа Ф. М. Достоевского «Бесы», а также тексты современных авторов.
В роли Иосифа Джугашвили — В. О. Кошевой, в роли Сталина — П. М. Семак.
Впервые в Санкт-Петербурге проходит Международная театральная олимпиада. Основная площадка её проведения и главный соорганизатор — Александринский театр. Художественный координатор Международной театральной олимпиады 2019 — художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Российский государственный академический театр им. А. С. Пушкина (Александринский) переименован в Национальный драматический театр России (Александринский театр).
21 марта состоялась онлайн премьера спектакля Т. Терзопулоса «Маузер» по пьесе Х. Мюллера на Основной сцене Александринского театра. Александринский театр впервые осуществил прямую трансляцию спектакля и впервые сыграл премьеру без публики в зале.
В состав Национального драматического театра России на правах филиала вошел Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина — один из старейших театров России. Театру было возвращено его первоначальное название — Народный дом им. А.С. Пушкина.
«Процесс» по мотивам романа Ф. Кафки. Спектакль А. Виднянского.
В роли Йозефа К. – И. В. Трус
Под эгидой Александринского театра создана Ассоциация национальных театров России.
Новой сцене Александринского театра присвоено имя Всеволода Мейерхольда.
«Один восемь восемь один». Спектакль В. В. Фокина.
В роли Александра II — И. Н. Волков, в роли Александра III — И. В. Трус.
«Отелло». Спектакль Н. А. Рощина.
Сценарий Н. Рощина и М. Смирнова по одноимённой трагедии У. Шекспира.
В роли Отелло — С. А. Мардарь, в роли Дездемоны — М. Ю. Лопатина, в роли Яго — И. А. Волков.
Во дворе Новой сцены им. Вс. Мейерхольда состоялось торжественное открытие памятника Всеволоду Мейерхольду. В основе памятника знаменитый портрет режиссёра авторства Бориса Григорьева, скульптор — А.А. Архипов, архитектор — В.Л. Спиридонов.
Главным режиссёром театра становится Никита Викторович Кобелев
Впервые на сцене Александринского театра поставлен роман Л. Н. Толстого «Воскресение».
Режиссёр — Н. В. Кобелев. В роли Дмитрия Нехлюдова — Т. И. Жизневский / В. А. Шуралёв, Екатерина Маслова — А. А. Блинова
Премьера на Новой сцене им. Вс.Э. Мейерхольда — 26 января 2024 года.
Первый показ на Основной сцене — 17 мая 2024 года.
«Мейерхольд. Чужой театр». Спектакль В. В. Фокина. Текст постановки основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года по следам статьи П. М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда».
В роли Мейерхольда — В. О. Кошевой, Зинаида Райх — О. А. Соколова.
Валерий Владимирович Фокин переходит в статус президента Александринского театра.
Художественным руководителем театра становится Никита Викторович Кобелев.
Н.В. Кобелев осуществляет первую постановку в качестве художественного руководителя театра на Основной сцене в Царском фойе — спектакль «Екатерина и Вольтер», который продолжает линию работ, посвящённых осмыслению российской истории на национальной сцене. В литературной основе — подлинные тексты переписки российской императрицы Екатерины Второй (1729–1796) и французского мыслителя, первого философа и писателя эпохи Просвещения Вольтера (1694–1778).
В роли Екатерины — нар. арт. России Э.Г. Зиганшина, Вольтер — нар.арт. России И.Н. Волков.