АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР СТАЛ УЧАСТНИКОМ XXVI ПМЭФ
C 14 по 17 июня Александринский театр выступает организатором ряда мероприятий в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума.
По инициативе Александринского театра и Санкт-Петербургского государственного университета 16 июня состоялась панельная сессия «Развитие городского пространства: национальный театр как экономическая модель». Лидеры научного и культурного сообществ России обсудили, как мировая тенденция развития института национального театра по экономической модели привела к кардинальному переосмыслению роли театра как драйвера трансформации культурного ландшафта регионов России и смене классических подходов к театральному менеджменту.
Участниками панельной сессии выступили: специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, проректор по стратегическому развитию и партнёрству Санкт-Петербургского государственного университета Анастасия Ярмош, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, директор Национального академического театра им. Габриэла Сундукяна Вардан Мкртчян.
Михаил Швыдкой: «В России и мире есть хорошие примеры того, как должна развиваться инфраструктура внутри и вокруг театра. Например, в Пекинской опере в театре всё устроено так, что люди приходят туда провести весь свой день. Московский сад «Эрмитаж» и Центр искусств Михаила Барышникова, наоборот, демонстрируют, что с появлением культурного кластера, развивается инфраструктура вокруг него. Парк, театр, музей – знак того, что это благополучный район. В этом плане Национальным театрам сложнее. Изначально вокруг них уже всё застроено. Но даже это не так важно, как то, что в первую очередь такие театры – это место, где формируется нация. Поэтому, выстраивая театральные процессы по новой экономической модели с опорой на инфраструктуру, нельзя забывать о балансе между главной театральной миссией и экономикой».
Вардан Мкртчян: «Я считаю, что опора Национальных театров на экономику – это логичное развитие театра в новых реалиях. Конечно, такой процесс ставит перед нами множество задач: работа с законодательной базой, пересмотр внутренней структуры театра, ответы на внешние вызовы. В современном мире у театра тысячи конкурентов. Поэтому театр должен адаптироваться, предлагать новые формы и новые услуги. Государственные театры могут развиваться по новым экономическим моделям. На мой взгляд, выиграет тот, кто не боится перемен».
Анастасия Ярмош: «Говоря о Национальном театре как экономической модели, я хочу вспомнить о проекте «Национальная театральная школа». Он позволяет в кратчайшее время менеджерам культуры по-новому посмотреть на свою работу. Перед ними ставится задача не просто продать билеты на спектакли, а создать партнерские и междисциплинарные связи, которые позволят разработать новый продукт, ориентированный на ещё не охваченную аудиторию. Важно при этом правильно расставлять акценты, и не забывать, что театр всегда должен оставаться театром».
Роман Карманов: «Сегодня театр является частью креативной индустрии, и стало очевидно, что культура и экономика взаимосвязаны. Там, где развиваются культурные центры – улучшается экономическая ситуация: появляются рабочие места, прекращается отток населения. Нельзя, развивая экономику, игнорировать культуру. Данное понимание показывает, что культура победила в умах людей и дала понять, что за ней будущее. Поэтому Президентский фонд поддерживает культурные инициативы, тем самым стремится к преобразованиям пространства вокруг».
Сергей Емельянов: «Театр должен оставаться театром, но в современном мире нам не уйти от экономической составляющей. Важно служить своей главной миссии и помнить о том, что от качества творческого наполнения внутри театра зависит инфраструктура вокруг. Мы идём по правильному пути, рассматривая театр как экономическую модель, но перед нами стоит ещё много важных задач, которые должны трансформировать театр под новые реалии без ущерба для его главной национальной миссии».