ЕЖИ ЯРОЦКИ
Режиссёр, педагог, переводчик. Выпускник актёрского факультета Краковской высшей театральной школы (1952) и режиссёрского факультета Государственного института театрального искусства в Москве (1957).
Имя Ежи Яроцкого, начиная с его самых ранних режиссёрских опытов, неразрывно связано с польской драматургией ХХ века. Именно он первым осуществил постановку пьес драматургов-дебютантов, таких как Иренеуш Иредыньски ("Мучения с примеркой", 1960), Ян Павел Гавлик ("Портрет", 1962), Гельмут Кайзер ("Наставление", 1970). Ежи Яроцки одним из первых обратился к творчеству Славомира Мрожека ("Полиция", 1958). Многие польские драматурги доверяли Яроцкому право первой постановки их пьес, в том числе: Тадеуш Ружевич – "Вышел из дома" (1965), "Моя доченька" (1968), "Старая дама высиживает" (1969), "На четвереньках" (1972); Славомир Мрожек – "Бойня" (1975), "Горбун" (1975), "Пешком" (1981). В 1960 Яроцки поставил «Венчание» Витольда Гомбровича в специально созданном для этой цели Студенческом театре в Гливицах (этот спектакль после четырёх представлений был запрещён цензурой), а в 1964 «Мать» Станислава Игнация Виткевича («Старый Театр» в Кракове). На профессиональной сцене «Венчание» было поставлено лишь спустя 10 лет — в 1974 в «Театре Драматычны» в Варшаве. Ежи Яроцки одним из первых в польском театре заинтересовался современной американской и западноевропейской литературой. В числе его постановок: «Оглянись во гневе» Д. Осборна (1957), «Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила (1961), «Замок в Швеции» Ф. Саган (1961), «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса (1962).
С 1962 года Ежи Яроцки постоянно работал в «Театр Стары» («Старый театр»), где осуществил многие свои лучшие постановки и до девяностых годов формировал современный репертуар этой сцены (в том числе «Мать» С. И. Виткевича, 1964 и 1972; «Танго» С. Мрожека, 1965; «Закат» И. Бабеля, 1967; «Сапожники» С. И. Виткевича, 1971; «Процесс» Ф. Кафки, 1973; «Сон о безгрешной» по С. Жеромскому, 1979; «Убийство в соборе» Т. Элиота, 1982; «Жизнь есть сон» П. Кальдерона, 1983; «Портрет» С. Мрожека, 1988; «Венчание» В. Гомбровича, 1991; «Серебряный сон Саломеи» Ю. Словацкого, 1993; «Третий акт» по С. И. Виткевичу, 2002).
В качестве приглашённого режиссёра работал в Театре Драматычны в Варшаве в 1972-1982 гг., где поставил: «На четвереньках» Т. Ружевича, 1972; «Бойню» С. Мрожека, 1975; «Короля Лира» У. Шекспира, 1977; «Убийство в соборе» Т. Элиота, 1982 и др. А также во Вроцлаве, в 1958-1971 и в 1988 годах в театре «Вспулчесны» («Клоп» В. Маяковского, 1967; «Наставление» Г. Кайзера, 1970; «Самоубийца» Н. Эрдмана, 1988), а в 1992 - 2000 в Театре «Польски» («Платонов» А. Чехова, 1993; «Кетхен из Гейльбронна» Г. фон Кляйста, 1994; «История ПНР» по С. Мрожеку, 1998).
В 1970 году начал сотрудничать с театрами Западной Европы: “Nederlandse Komedie” в Амстердаме, “Schauspielhaus” в Цюрихе (1972, 1973, 1984), “Kammerspiele” в Мюнхене (1975), позднее в Вуппертале, Нюрнберге. В 1996 в “Kammerspiele Bad Godesberg” в Бонне поставил «Портрет» С. Мрожека. Кроме того, работал в Белграде, городе Нови-Сад в Сербии, в Челябинске. В основном ставил произведения польских авторов: Гомбровича, Виткевича, Мрожека, Ясенского (первая российская постановка «Бала манекенов»), а также А. П. Чехова, И. Бабеля и других. За постановку «Заката» И. Бабеля в “Jugoslovensko Dramsko Pozorište” получил главный приз на фестивале BITEF в Белграде (1980).
Его переводом «Вишнёвого сада» Чехова, сделанным для постановки 1975 года в «Старом театра» в Кракове, охотно пользуются другие театры, в том числе Театр «Народовы» (режиссёр Мачей Прус, 2000). Ежи Яроцки является автором либретто «Король Убю» на немецком языке (вместе с Кшиштофом Пендерецким), которое затем перевел на польский.
В 1964 начал преподавать в Государственной высшей театральной школе в Кракове. Некоторые дипломные спектакли сравнивались с его лучшими постановками на профессиональных сценах и принимали участие в заграничных фестивалях, в том числе «Акты» (собственный сценарий) в Вашингтоне (1972), «Пешком» Мрожека в Кёльне (1981), «Самоубийца» Эрдмана в Братиславе (1988). С 1991 является профессором театрального искусства, с 1994 – действительный член Польской академии наук. В 2000 стал почётным доктором Ягеллонского университета в Кракове.
Является обладателем всех важнейших польских наград в области культуры, в том числе: им. Шиллера (1967), им. Бойя (1970), Министерства культуры (1971, 1997), им. Свинарского (1977), Воеводы Краковского (1998), почетной награды Фонда польской культуры (2000), почетного Людвика (2002), почётной награды Опольского театрального фестиваля «Польская классика» за выдающуюся постановку пьес Станислава Игнация Виткевича на польской сцене с 1964 по 2003 годы, высшей награды Опольского театрального фестиваля за попытку синтеза произведений Витольда Гомбровича в спектакле «Блуждание» по мотивам творчества Гомбровича в Театре "Народовы» в Варшаве (2005). Дважды как лучший режиссёр удостаивался «Феликса» в Варшаве за спектакли: «Блуждание» (за сезон 2003/2004) и «Космос» (за сезон 2005/2006). В 2006 году был удостоен Большой награды фонда культуры и Специальной награды ежемесячника «Театр». В 2006 году спектакль Ежи Яроцкого «Космос» был удостоен главной награды — Приза дирекции — Международного театрального фестиваля "Балтийский дом".
В Театре «Народовы» Ежи Яроцки поставил спектакли «Блуждание» по В. Гомбровичу (2004), «Космос» по В. Гомбровичу (2005), «Любовь в Крыму» С. Мрожека (2007) и "Танго" С. Мрожека, который представлен в программе Пятого Междунарожного театрального фестиваля "Александринский" 18 и 19 сентября 2010 года.
Интервью:
1. "Ответственность - вот что отличаем людей от персонажей" (беседовал Алексей Гусев) // Империя драмы. № 39. Октябрь 2010