ТЕАТР НАРОДОВЫ (Teatr Narodowy)
ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР НАРОДОВЫ" (Teatr Narodowy — Национальный театр) — один из ведущих и старейших театров Польши. Началом его деятельности считается представление комедии Ю. Белявского "Назойливые" 19 ноября 1765 в здании так называемой "Операльни" (Варшава), сыгранное актёрской труппой, находившейся под патронатом короля Станислава Августа Понятовского. Выступления этой труппы положили начало деятельности профессионального театра. В дальнейшем представления происходили в помещении дворца Радзивиллов. В 1799 было построено здание на пл. Комиссии. Название "Театр Народовы" закрепилось за труппой с 1807. В 1790-1814 (с перерывами) театром руководил В. Богуславский, утвердивший принципы сценического реализма, пришедшие на смену поэтике классицизма. Театр был тесно связан с общественной жизнью страны. На его сцене шли пьесы Богуславского, Ю. Немцевича, Ф. Заблоцкого и др. польских драматургов, произведения мировой классической и современной драматургии. После Богуславского театром руководил Л. Осиньский, продолжавший его традиции.
В 1833 "Театр Народовы" был переведён в новое здание, построенное по проекту арх. А. Корацци (разрушено в годы фашистской оккупации и ныне восстановлено). Здание было известно под названием "Театр Вельки"; в большом зале этого театра ставились оперы, в малом — драмы. В 1829 по инициативе части труппы был открыт филиал — театр "Розмаитости", который в 1836 был дополнен актёрами труппы "Театра Народовы". На сцене театра "Розмаитости" выступали крупнейшие польские актёры XIX - XX вв.: Б. Кудлич, Я. Круликовский, А. Жулковский, X. Моджеевская, Л. Гальперт, Ю. Рыхтер, Б. Лещинский, М. Френкель, К. Каминьский, Ю. Венгжин, М. Цвиклиньская.
В 1924 театр "Розмаитости" вернулся в здание, отстроенное заново (после пожара 1919), и вновь получил имя "Театр Народовы". В руководстве театром в эти годы принимали участие видные деятели польского театра: Ю. Остэрва, К. Каминьский, А. Сливиньский, Я. Лорентович, Э. Хаберский, Л. Сольский, А. Зельверович. Среди лучших постановок: "Улетела от меня перепелочка" Жеромского (1924), "Фауст" Гёте (1926), "Пан Дамазий" Близиньского (1927), "Барские конфедераты" Мицкевича (1929), "Кордиан", "Мария Стюарт" Словацкого (1930, 1934), "Свадьба" Выспяньского (1930), "Месть" (1934) Фредpo, "Коварство и любовь" Шиллера (1934).
Деятельность театра, прерванная в годы фашистской оккупации, возобновилась в 1949 (директор М. Меллер, худ. рук. В. Дашевский, В. Краеновецкий). Среди наиболее значительных постановок: "Егор Булычёв и другие" М. Горького (1949); "Краковцы и горцы" Богуславского (1950), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1952); "Месть" Фредро (1953), "Человек с ружьём" (1954); "Немцы" Кручковского (1955), "Беспокойное дежурство" Лютовского (1955), "Кордиан" Словацкого (1956), "Освобождение" Выспяньского (1958), "Генрих VI на охоте" Богуславского (1958), "Фантазий" Словацкого (1960), "Двенадцатая ночь" У.Шекспира (1960), "Живой труп" Л. Толстого (1960); "История о славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка (1962), "Слово о Якубе Шеле" Ясенского (1962) и др. В 1949-52 директором и художественным руководителем был Красновецкий, с марта 1952 — вновь Меллер, главный режиссёр Б. Коженевский. В дальнейшем обязанности директора и художественного руководителя объединяли Э. Аксер (1954-57), В. Хожица (1957-59), В. Дашевский (1959-61). С 1962 тером руководил К. Деймек.
С 1997 по 2003 год театром руководил один из лучших европейских режиссёров Ежи Гжегожевский. Гжегожевский обновил труппу театра и придал ей свежих сил. Во многом благодаря высокому уровню его спектаклей театр Народовы вернул себе лидирующие позиции среди сценических площадок страны. "Гжегожевский — наряду с Кристианом Люпой и Ежи Яроцким — один из наиболее известных польских режиссёров. Он является не только постановщиком, но и сценографом и сам оформляет свои спектакли. Он считает визуальный ряд самостоятельным, автономным по отношению к тексту, при этом текст его спектаклей — зачастую его собственный сценарий на основе какого-либо произведения или компиляция нескольких произведений. Гжегожевский с успехом ставил Гомбровича, Ружевича, Виткация, Шекспира, Брехта, Чехова, Жене, причём неоднократно возвращаясь к уже осуществленным постановкам, делая новые версии, каждый раз в ином ключе. В течение долгого времени его излюбленным сценическим методом был коллаж — как на текстовом уровне, так и в сценографии. Его театр разрушал культурные мифы, включая мифологию польского романтизма, играл с театральной традицией. Назначение Гжегожевского на пост художественного руководителя Театра Народовы (1997) было скептически воспринято критикой, считавшей, что принципиально академическая сцена неосмотрительно доверена принципиально авангардному художнику. Его произведения, восхищающие многих, для других остаются непонятными, герметичными. Они напоминают пазлы — множество разрозненных кусочков, собрать которые в единую картину очень сложно. Мотивы, ассоциации, образы, обрывки и осколки…" ("Варшавская мелодия"// «Петербургский театральный журнал» № 31, 2003 г.).
С 2003 года Театр Народовы возглавляет Ян Энглерт. Он сохранил в репертуаре все спектакли своего предшественника и продолжал сотрудничать с ним вплоть до кончины Гжегожевского в 2005 году. С Театром Народовы сотрудничал Ежи Яроцкий, прославившийся постановками по произведениям польских классиков 20 века: Витольда Гомбровича и Славомира Мрожека.
С приходом Энглерта репертуар театра Народовы значительно расширился, появились новые по форме и стилю постановки. Сегодня в театре Народовы работают режиссёры как старшего, так и молодого поколения, идут спектакли польских авторов и мировая классика, традиции неоклассицизма и академический подход соседствуют с современными экспериментальнми работами. Театр Народовы представляет обширную образовательную программу и участвует в жизни. С 2009 года театр проводит Форум Национальных театров, где ведущие театры Европы представляют плоды своей деятельности.
Театр Народовы неоднократно становился участником Александринского фестиваля:
На Первом международном театральном фестивале "Александринский" были представлены спектакли "Мерлин. Другая история" Т. Слободзянека в постановке Ондрея Спишака (25 и 26 сентября 2006) и "Школа жён" Мольера в постановке Яна Энглерта (28 и 29 сентября 2006).
В 2008 году на Третьем Международном Александринском фестивале были представлены два спектакля Театра Народовы - "ИВАНОВ" А. П. Чехова в постановке Яна Энглерта (24 и 25 сентября 2008) и "ФЕДРА" (28 и 29 сентября 2008) в постановке Майи Клечевской.
В 2010 году на Пятом Международном фестивале "Александринский" Театр Народовы представил спектакль "ТАНГО" С. Мрожека в постановке Ежи Яроцки (18 и 19 сентября).
В 2013 году на Седьмом Международном фестивале "Александринский" Театр Народовы показал два спектакля: "БЕЗЫМЯННОЕ ДЕЯНИЕ" С. И. Виткевича в постановке Яна Энглерта (23 мая, Основная сцена) и "ТАНЕЦ "ДЕЛИ" И. Вырыпаева в постановке автора (24 мая, Новая сцена).