Александринский театр как старейшая национальная сцена России на протяжении всей своей истории была площадкой, где ставились сочинения значимых литераторов-современников. В этом смысле обращение Марата Гацалова к последнему по времени роману видного российского писателя является возобновлением и продолжением традиций Александринского театра.
Роман Владимира Сорокина, вышедший в 2013 году, — безусловно, одно из крупнейших литературных событий года, стремительно ставший лидером продаж и вошедший в шорт-листы сразу нескольких серьезных премий. Показателен их диапазон, ярко характеризующий сложную жанровую природу «Теллурии», его смысловую полифоничность: роман был заявлен среди номинантов премий, отмечающих и сочинения в жанре фантастики, и интеллектуальную прозу.
Именно «Теллурию» Сорокина Марат Гацалов выбрал как литературную основу для своего первого спектакля на Новой сцене Александринского театра. Инсценировку романа сделала Екатерина Бондаренко.
Гацалов так объяснял свой выбор и режиссерский замысел: «Еще знакомясь с анонсами «Теллурии» я понял, что хочу поставить книгу Владимира Сорокина: меня, что называется, «купили» ключевые хэштеги аннотации к роману — антиутопия, новое Средневековье, дробная мозаичная структура текста. По прочтении «Теллурии» я лишь убедился в правильности своего выбора: страшно интересным показалось поработать с материалом, с которым на первый взгляд в театре вообще невозможно иметь дело.
С самого начала было очевидно, что роман Сорокина невозможно ставить, так сказать, впрямую — сочинять девятичасовую эпопею, инсценируя главу за главой, выводить на сцену кентавров, крестоносцев, маленьких людей и великанов. В конце концов мы попытались найти решение, не только адекватное букве и духу первоисточника, но являвшееся бы его драматическим аналогом, синонимичным структуре «Теллурии» и непростым взаимоотношениям ее автора со своим произведением. В этом смысле для меня была принципиально важна ситуация совместного сочинения спектакля с артистами Александринского театра — с которыми я работаю впервые и которые, должен сказать, совершенно меня покорили своей открытостью и профессионализмом: градус интеллектуальной дискуссии на репетициях «Теллурии» был очень высоким».
Премьера - 26 сентября 2014 года
Пресса о спектакле
Гацалов сохраняет «расфокус», полифонию сорокинской прозы… Как Сорокин отказывается от единства повествования, так и Гацалов отказывается от целостной картины, предлагая взамен множество возможных версий. И эта невозможность одного исчерпывающего описания реальности для него едва ли не важнее всех политических прогнозов, которые можно было бы вычитать из романа.
Антон Хитров. «Теллурия» Владимира Сорокина недовоплотилась в Александринском театре
Ведомости сентябрь 2014
Нарушение конвенций и есть главный принцип гацаловской «Теллурии». Режиссер исследует мутанта в самых разных его проявлениях, и в этом тотальном для спектакля стремлении чрезвычайно близок к карнавальной, состоящей сплошь из мнимостей, сорокинской действительности.
Кристина Матвиенко. В Александринке поставили "Теллурию" Владимира Сорокина
Российская газета сентябрь 2014
2. Яна Мышкина. Александринский театр как «место силы» современного искусства. // OKOLO.me. 29.12.2014
3. Кристина Матвиенко. В Александринке поставили «Теллурию» Владимира Сорокина. // Российская Газета. 30.09.2014
4. Антон Хитров. «Теллурия» недовоплотилась // Ведомости. 30.09.2014
5.Татьяна Джурова. Открытая книга. «Теллурия». // Петербургский театральный журнал. 1.10.2014
6. Олег Кармунин. Роман Сорокина сыграли в адронном коллайдере. // Известия. 1.10. 2014
7. Алексей Киселев в замешательстве. Голова Сорокина на подносе: «Теллурия» в Александринке. Марат Гацалов поставил спектакль о невозможности поставить спектакль по Владимиру Сорокину. // Воздух. Афиша. 1.10.2014
8. Андрей Пронин. День лейкоцита. «Теллурия» Марата Гацалова на Новой сцене Александринского театра. // Colta.ru. 2.10. 2014
9. Дмитрий Циликин. Новые технологии VS Старые мастера. // Деловой Петербург, 3.10.2014
10. Алла Шендерова. Гвоздь в конце тоннеля. «Теллурия» Владимира Сорокина в Александринском театре. // КомменрсантЪ. 03.10.2014
11. Мария Иванова. Зеркалом по голове. // ОГОНЁК. 13.10.2014
12. Лилия Шитенбург. Что из «Теллурии» Сорокина сделали в Александринке. // 812 ONLINE. 16.10.2014
13. Мария Бессмертная. «И чего стоит тогда вся эта игра с формой?» «Теллурия» Владимира Сорокина в Александринке: за и против. // Журнал «Коммерсантъ Weekend» №41 от 24.10.2014, стр. 39.
14. Андрей Кудряшов. Воспоминания будущего. // СТРЕЛА. Газета для пассажиров (44/940)
15. Ирина Корнеева. Александринка проведет он-лайн трансляцию спектакля «Теллурия» // Российская газета. 08.11.2014
16. Наталья Скороход. Моя Теллурия //Петербургский театральный журнал. № 4 (78), 2014 г. С. 56-60.
17. Алексей Мокроусов. Александринский театр показал в Москве ретроспективу спектаклей // Ведомости. 13.04.2016
18. Елена Дьякова. Между Венецией и Теллурией // Новая газета. 13.04.2016
19. Алла Шендерова. Контекст. Что готовили на книгах Владимира Сорокина: театральные адаптации романов // КоммерсантЪ. 13.03.2017