20 февраля в 19:00 на Новой сцене Александринского театра состоится показ легендарного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» в программе к премьере спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина».
Фильм Тенгиза Абуладзе в 1984 году был положен на полку, а в 1987 году получил Гран-при Каннского фестиваля и вышел на экраны СССР в количестве 1200 копий — последний рекорд советской киноиндустрии. Его посмотрели 13,6 млн зрителей.
Режиссёр-постановщик: Тенгиз Абуладзе (1924-1994)
Сценаристы: Тенгиз Абуладзе, Нана Джанелидзе, Резо Квеселава
Оператор: Михаил Агранович
В ролях: Автандил Махарадзе, Ия Нинидзе, Зейнаб Боцвадзе, Кетеван Абуладзе, Давид Гиоргобиани, Кахи Кавсадзе, Мераб Нинидзе, Верико Анджапаридзе
Сам режиссер в интервью Неи Зоркой для «Нового времени» в 1987 году так определял жанр картины: «печальная фантасмагория», «гротескная трагикомедия» или, может быть, «лирический трагифарс». Отвечая на вопрос о том, где и когда происходит действие картины, рассуждал: «Где происходит действие? Нигде и везде. Никогда и всегда. Вот откуда и сознательная «несовместимость» бытовых примет, и максимальная обобщенность образа Варлама, доведенного до выразительности маски. В то же время, как это ни парадоксально, чем больше обобщаешь, тем конкретнее воспринимается образ».
Нет, притча — не «иносказание», притча — милосердие к нам, зрителям. Варлам Аравидзе в «Покаянии» слеплен из хрестоматийных деталей, он — как шарада: от кого усики? от кого пенсне? от кого черная рубашка? А вот ведь нету трубки, и разве что манера шутить отдаленно напоминает того, о ком все равно думаешь? Почему отдаленно? Да потому, что иначе был бы слишком сильный эмоциональный удар. Помните Достоевского? «Не выдержим»...
Из статьи Льва Аннинского, 1987 г.
«Покаяние» — трагифарс, картина со множеством откровенно пародийных эпизодов, что естественно, поскольку перед нами прежде всего притча о растлении — о том, как востребован и любим тоталитаризм даже в самых абсурдных своих обличиях.
Главный герой фильма носит фамилию Аравидзе. «Аравидзе» по-грузински означает «Никто». «Никто» означает «каждый». В лучших произведениях о времени большого террора не маячит, не мозолит глаза усатая кукла в знаковом сером френче и с трубкой в руке, но пробирает до костей стылое дыхание сталинизма и высятся невидимые тюремные стены, которые воздвигают для себя сами слабые люди. А деспот — лишь точка приложения их страхов, надежд, слабостей, фанатизма и иллюзий.
Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Сеанс, 2002 г.