18 июня 2021 года юбилей у народной артистки России Галины Тимофеевны Карелиной. Актрисы принадлежащей к плеяде замечательных мастеров, являющих пример беззаветного служения профессии, театру, воспитавшему их и ставшему для них лабораторией постоянного художественного поиска.
Творческая биография актрисы неразрывно связана с Александринским театром, в который она пришла в 1956 году после окончания Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского. И сразу же заняла амплуа героини. Ее сценическими партнерами были Василий Меркурьев, Николай Черкасов, Николай Симонов, Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих, Игорь Горбачёв, многие легендарные александринцы.
За 65 лет Галина Тимофеевна Карелина создала более 60 ролей современного и классического репертуара, ставших заметными вехами театральной истории. Особенно хорошо удавались характеры сильные, властные. За сдержанной, чуть холодноватой манерой ее героинь всегда угадывалась страстная, деятельная натура, способная подчинять себе обстоятельства и превозмогать удары судьбы. Эти качества присущи и самой актрисе, не теряющей острого чувства времени.
Сегодня в ее репертуаре: роль Бабушки в спектакле Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви», роль Марии Ивановны — прапрапрапрабабушки Тильтиля и Митиль в спектакле Андрея Могучего «Счастье», роль Дамы в спектакле Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего».
За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность Галина Карелина награждена ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ, ОРДЕНОМ ПОЧЕТА, ОРДЕНОМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.
Подробнее о творческой биографии Галины Тимофеевны Карелиной
Юбилейная экспозиция «Героиня Александринской сцены» открыта также в Царском фойе Александринского театра, представлены фотоматериалы и сценические костюмы героинь Галины Карелиной из спектаклей прошлых лет.
Пресса о Галине Карелиной
Она удивительно умеет слушать – не только собеседника, но и партнера на сцене. Да, просто слушать. Это вовсе не мелочь. Тут проглядывает черта характера, которая приоткрывает душу… Есть актеры, которые вызывают своей игрой острое желание довериться им, как хорошим друзьям. Этим счастливым даром владеет Галина Карелина.
Юрий Смирнов-Несвицкий
…ролью, когда в персонаже вдруг открывается мир актера-человека, стал для Карелиной образ Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца». Здесь исполнительница нашла много красок: нежность и отчужденность, гордость и мучительные поиски выхода, самоотверженность и нравственная чистота. В напряженном сгустке переживаний, контрастах настроений, резких сменах ритма, несомненно, чувствуется влияние и присутствие на сцене замечательного актера, романтика современного театра Николая Константиновича Симонова… В роли Инкен наиболее полно раскрылось содержание таланта Карелиной.
(Спектакль «Перед заходом солнца». Режиссер Александр Музиль. Галина Карелина – Инкен Петерс)
Юрий Смирнов-Несвицкий
Роль Кати Травниковой как бы соткана актрисой из неброских штрихов, едва заметных психологических движений. Вообще Карелиной чаще удаются быстрые, легкие смены настроения, ей присущи в большей мере беглость и легкость психологического «письма»…
(Спектакль «Семья Журбиных». Режиссер Леонид Вивьен. Галина Карелина – Катя Травникова)
Юрий Смирнов-Несвицкий
Характерная роль Нюши была исключением. Обычно Галина Карелина играет лирико-драматических героинь. И это не просто амплуа – это еще и своя тема в творчестве. Несмотря на различия образов, почти в каждом из них проглядывает знакомая лирическая героиня актрисы: молодая женщина – удивительная скромница – смотрит на мир огромными лучистыми глазами и только иногда опустит строгие ресницы. Она всегда строгая-престрогая, но вдруг в какое-то мгновение сценической жизни в ней открывается почти детское чувство удивления, наивной восторженности.
(Спектакль «Цветы живые». Режиссер Владимир Эренберг. Галина Карелина – Нюша)
Юрий Смирнов-Несвицкий
У актрисы сверкали в глазах слезы… Честность, редкую стойкость и бескомпромиссность своей героини Карелина доносила со всей силой если не мастерства, которого еще было маловато, то молодого искреннего чувства.
(Спектакль «Годы странствий». Режиссер Александр Музиль. Галина Карелина – Ольга)
<…>
Актрисе удается воплотить мягкую, просветленную печаль донны Анны, ее покоряющую женственность.
(Спектакль «Маленькие трагедии». Режиссер Леонид Вивьен. Галина Карелина – Донна Анна)
<…>
И вот еще один ответственнейший экзамен – Карелиной поручают играть роль Инкен… Играть вместе с Николаем Константиновичем Симоновым. Тонкая, одухотворенная работа актрисы! Какая юная, непосредственная, безысскуственная ее Инкен… И как огромна любовь этой маленькой Инкен к Маттиасу Клаузену…
(Спектакль «Перед заходом солнца». Режиссер Александр Музиль. Галина Карелина – Инкен Петерс)
Алексей Ян
Трудный путь избрала актриса. Добиться сочувствия зрителей на таком пути нет никакой возможности. Но Карелина не адвокат, а прокурор явления, воплощенного в Вассе Железновой… Наступит момент в первой картине – и зритель подивится уму и мужеству этой женщины. Но – не полюбит в ней ни одной черты, не простит ни одного поступка. Придет час, и зритель увидит ее внутренне изломанной, постаревшей, железной волей пытающейся победить тяжелый душевный и физический надлом.
(Спектакль «Васса Железнова». Режиссер Виктор Хоркин. Галина Карелина – Васса)
А. Михайлов
Драму супружеской и материнской любви актриса рассказывает неспешно, словно опасаясь лишних слов и жестов. Замечательна ее сдержанная, «скандинавская» пластика, не похожая на прежнюю, будто заново слепленная (здесь помощницей артистки явилась художница по костюмам М. Мичурина – скроенный ею блекло-ирисовый хитон в стиле «модерн» обязывает исполнительницу к особому темпо-ритму поведения…).
(Спектакль «Привидения». Режиссер Виктор Хоркин. Галина Карелина – Фру Алвинг)
Юрий Ороховацкий
Актриса Г. Карелина, выступая в роли Матрены, расстается здесь с привычными для нее пластикой, интонациями, жестами. Облик Матрены с ее повадками <…> лепился в соавторстве с режиссером, и в соавторстве с художником В. Кравцевым. <…> В этой роли вслед за спектаклем «Привидения» еще раз открылся трагический талант актрисы.
(Спектакль «Власть тьмы». Режиссер Виктор Хоркин. Галина Карелина – Матрена)
Юрий Ороховацкий
В отличие от многих своих предшественниц, Галина Карелина акцентирует тему не актрисы, не матери, но женщины. Любовь к Тригорину – это страсть, которой она не в силах что-либо противопоставить в своей жизни.
(Спектакль «Чайка». Режиссер И.О. Горбачев. Галина Карелина – Аркадина)
Г. Михайлова
Ее прапрапрапрабабушка в калейдоскопичном «Счастье» Андрея Могучего – ключевой персонаж. В спектакле, перенасыщенном персонажами, режиссерскими аттракционами, Марья Ивановна из Царства мертвых…завещает прапрапраправнучке универсальный рецепт счастья: «Счастье-это любовь». С этими словами Митиль и побеждает Царицу Ночи. Фраза должна запоминаться, и здесь пригождается умение ветеранов-александринцев чеканить слово, делать его выразительным.
Евгений Соколинский
В «Мухе» (по И. Бродскому и К. Чуковскому Олега Еремина) Карелина вложила в центральный образ Мухи страсть и силу драматической, даже трагической актрисы. Очевидна автобиографичность сцены, когда Муха-Карелина рассматривает старые кинопленки, вероятно, вспоминая былые удачи, и выкрикивает: «Не умирай! Сопротивляйся, ползай!»
Евгений Соколинский
Сегодня Карелина, играя в спектаклях жесткой авторской режиссуры, возникает там как своего рода мостик меж временами и символ былой эпохи. Будь то барыня екатерининского времени, явившаяся на окраину города созерцать юродивую в «Ксении» Фокина, или Дама в черном в его же «Маскараде», оживляющем память театральных поколений; или Прапрапрапрабабушка Тильтиля и Митиль в «Счастье» Андрея Могучего…
Но наиболее зримо перепутье времени было в «Мухе» – дипломном спектакле Олега Ерёмина…Режиссер поставил спектакль о театре и смене поколений. Карелина олицетворяла старый театр – архаичный и, может быть косный…, но и прекрасный. Старая муха несла отзвук человечности и глубины, недоступных тем, кто «дышит в затылок», и в этом чувствовался трагизм театра.
Евгений Авраменко
Теперь уже легенда Александринки, шесть десятилетий ее героиня, партнерша Симонова, Толубеева, Меркурьева, Горбачева, звезда Галина Карелина отдает свой свет молодым, в искусстве это единственный способ передать, научить уникальному высокому мастерству. Ну и как можно так по-особенному сыграть это до слез, до потрясения! Загадка звезды…
Анна Кузнецова
В одной из сцен, одетая, как и остальные – старинный купальный костюм, «лысая» шапочка, – Карелина выделялась внешней выразительностью и самоотдачей, азартом пребывания в роли. Это школа.
(Спектакль "Двойник", режиссер Валерий Фокин)
В сегодняшней Александринке роли Карелиной предельно дозированы и почти «аксессуарны», но символичны и связаны с темой смены эпох».
Евгений Авраменко
И Карелина, прима и гранд-дама этой сцены, постоянно партнерствующая с Горбачевым, «отвечала» здесь за сценический образ положительного человека. Смотришь на ее фотографии в разных ролях – и в воображении всплывают актрисы эпохи классического театра: техничные, статуарные, красивые холодноватой красотой. Сегодня, общаясь с Галиной Тимофеевной – мягким, скромнейшим человеком, – не ощущаешь в ней подавляющей силы, не разглядишь «даму власти», женщину, которая может дом держать, но именно такие героини составляли репертуар Карелиной при Горбачеве. Васса Железнова, фру Алвинг в «Привидениях» по Ибсену, Матрена во «Власти тьмы» по Толстому… Или второй секретарь обкома Чернобривцева в «Урагане» по Софронову.
(О ролях в 1980-е годы)
Евгений Авраменко