Лакоба
В 2007 году закончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Ю. М. Красовского). В 2006 году, ещё будучи студенткой Театральной академии, была приглашена в Александринский театр на роль Саши в спектакль Валерия Фокина по драме Л. Н. Толстого «Живой труп». В 2007 году после окончания академии принята в труппу Александринского театра.
Дипломные работы: Ангел («Альпийское сияние» П. Туррини, реж. М. Ильин), Николь («Полоумный Журден» М. Булгакова, реж. Е. Ганелин), Принцесса («Голый король» Е. Шварца, реж. М. Ильин).
Введена на роль Марьи Антоновны в спектакль «Ревизор» Н. В. Гоголя (реж. В. Фокин). Об этой работе молодой актрисы критик Лилия Шитенбург написала: «Марья Антоновна — вторая в исполнении Яны Лакобы — это маленький и потешный, но чрезвычайно целеустремленный хищник, барышня из новомодных, грёзам о большой и чистой любви предпочитающая шопинг и ещё раз шопинг. Её лучшая сцена — страстный монолог, состоящий из единственного, многократно повторяющегося на разные лады слова: «Милашка!!!» Любой, заклеймённый этим самым «милашкой» объект (в данном случае — предполагаемый жених) был бы обречён на захват (поглощение, освоение и т.д.) напористой и неукротимой девицей, если бы не оказался Хлестаковым. Юная Яна Лакоба, как отмечают многие свидетели её дебюта, напоминает молоденькую Инну Чурикову в сатирической ипостаси, поэтому грозное «Хочу!!!» удаётся александринской актрисе с неизменным успехом (в том числе и в более тонком варианте Саши из «Живого трупа»)». (Империя драмы. 2007. Апрель).
В 2007 году сыграла роль Маши в спектакле «Чайка» А. П. Чехова (реж. К. Люпа) и роль Бабушки-пчелы в спектакле «Муха» по одноимённому стихотворению И. Бродского и сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха» (реж. О. Ерёмин, 2007). В 2009 году исполнила роль Сони в спектакле «Дядя Ваня» А. П. Чехова (реж. А. Щербан). Острую, точную работу актрисы отметили все рецензенты, писавшие о спектакле. «Чаще всего в роли «переключателя регистров» выступает нелепая и до неприличия открытая Соня-очкарик с мальчишеской стрижкой. Быстро набирающая актриса играет остро, эксцентрично, однако эксцентрика всегда внутренне оправдана. Она тонко чувствует стилистику Щербана. «Скрипка (здесь гитара) и немножко нервно». Не случайно вспоминается Маяковский. В александринском «Дяде Ване» (и прежде всего героине Лакобы) есть адская смесь, присущая великому поэту: грубоватость, сарказмы, боль обнажённого сердца, трогательность без сентиментальности, надрыв и гиперболы». (Е. Соколинский. Первая ступень ракеты // Петербургский час пик. 27.09.2009).
В спектакле Валерия Фокина, поставленном по пьесе современного драматурга Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии», сыграла главную роль — блаженную Ксению, ставшую после смерти одной из самых почитаемых в Петербурге православных святых (2009). За эту роль Янина Лакоба выдвинута на соискание Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». По данным опроса Комитета по культуре Санкт-Петербурга «Выбор тридцати трёх» была названа лучшей актрисой 2009 года. В 2010 году была удостоена молодёжной театральной премии Санкт-Петербурга «Прорыв» в номинации «Лучшая молодая актриса драматического театра» (за роли, сыгранные в 2009 году: Ксения («Ксения. История любви» В. Леванова) и Соня («Дядя Ваня» А. П. Чехова).
В 2010 году сыграла роль Офелии в спектакле Валерия Фокина «Гамлет» (2010). В спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова сыграла роль девочки Митиль, отправляющейся в царство Ночи за синей птицей (реж. А. Могучий, 2011) — удостоена премии «за лучшую женскую роль» ХХ-го фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» (2011), а также премии Российского национального театрального фестиваля «Арлекин» — «за лучшую женскую роль». В 2013 году принимала участие в театральном проекте «Невский проспект. Городские этюды», представленном в рамках 7-го Международного театрального фестиваля «Александринский» и на Международном театральном фестивале «Балтийский дом». Была занята в спектакле «Старая женщина высиживает» (реж. Н. Рощин, 2014, Новая сцена).
В 2018 году сыграла роль Матери-гранаты в спектакле Валерия Фокина «Швейк. Возвращение» по мотивам романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», драматург — Татьяна Рахманова. В апреле 2018 года на Новой сцене исполнила роль Барбары в спектакле «Солнечная линия».
В 2021 году в спектакле Николая Рощина «Дети солнца» исполнила роль Мелании, сестры Бориса Чепурного, влюблённой в Павла Протасова.
В 2022 году сыграла главную женскую роль Варвары в спектакле Никиты Кобелева «Тварь» по одноимённой пьесе Валерия Семеновского (на основе романа «Мелкий бес» Ф.К. Сологуба).
"Прагматичная и хваткая, внешне при этом элегантная и хрупкая (обычно эту героиню играют актрисы иного телосложения и облика), вдовая купчиха аккуратно подбирается к своей цели — Павлу Фёдоровичу.<...> К сожалению, замечательной актрисе Лакобе отведено ничтожно мало эпизодов и ещё меньше реплик, но даже если бы она безмолвствовала, что, кстати, здесь по большей части и происходит, её присутствие всё равно не осталось бы незамеченным". (Наталия Эфендиева. Конец света на отдельной взятой территории. «Дети солнца» напомнили, к чему приводит отдаление от народа//Фонтанка.ру. 15.02.2021)
В 2022 году введена на роль Матери в спектакль «Чук и Гек» (реж. М. Патласов, 2017).
На Новой сцене в первой премьере 2023 года исполнила роль Фру Гунхильд Боркман в спектакле Андрея Калинина «Боркман». «Эксцентрический дар Лакобы, вплетенный в трагический гротеск ибсеновско-калининской истории, переживает в этом спектакле очередной увлекательнейший ренессанс. В её интонациях — весь возможный диапазон: от ядовитого сарказма до детской обиды, а за ними — не то безумие, не то скрывающийся за хитрой личиной иезуитский расчет». (Ирина Селезнёва-Редер. Чудовище по имени человек // ПТЖ. Блог. 14.03.23) «Фру Гунхильд одновременно знобит от холода и внутреннего злого огня. Лакоба играет гротескно, именно она в состоянии показать эту острую грань холода и жара, безумного экстаза, психоза — и холодной рациональности, разумности, и это... жутко-смешно одновременно». (Надежда Таршис. Ибсен и дальнейшее // Петербургский театральный журнал. №1(111). 2023. С.124) За исполнение этой роли награждена Высшей театральной премией Санкт-Петербурга "Золотой софит" (Номинация "Лучшая роль второго плана").
В 2024 году после значительного перерыва вновь сыграла роль Ксении в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» (вторая редакция спектакля, реж. В. Фокин, 2018). В этом же году введена на роль Наины в спектакль «Руслан и Людмила» по одноимённой поэме А. С. Пушкина (реж. А. Оконешников).
Как приглашённая актриса в театре «Приют комедианта» играла в спектакле Андрея Прикотенко «Мой бедный Марат» (по пьесе А. Арбузова), принимала участие в спектакле Марфы Горвиц «С вечера до полудня» (по пьесе В. Розова).
Снимается в кино: «Банкрот», «Формат А4», «Григорий Р.»
Награды и премии
- 2010 — Молодёжная театральная премия Санкт-Петербурга «Прорыв» в номинации «Лучшая молодая актриса драматического театра» (за роли, сыгранные в 2009 году: Ксения («Ксения. История любви» В. Леванова) и Соня («Дядя Ваня» А. П. Чехова)
- 2011 — Премия ХХ-го фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям» — «за лучшую женскую роль» — Митиль в спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова
- 2012 — Премия Российского национального театрального фестиваля «Арлекин» — «за лучшую женскую роль» — Митиль в спектакле «Счастье» А. Могучего и К. Филиппова
- 2023 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (Номинация «Лучшая роль второго плана») за роль Фру Гунхильд Боркман в спектакле Андрея Калинина «Боркман»
ПОДРОБНЕЕ
Афиша недели, сентябрь 2009
Роли в Александринском театре:
- Наина (с 2024) («Руслан и Людмила», режиссёр Антон Оконешников, 2023)
- Ксения (с 2024) («Блаженная Ксения. История любви», вторая редакция спектакля, режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Фру Гунхильд Боркман («Боркман», режиссёр Андрей Калинин, 2023)
- Мать (с 2022) («Чук и Гек», режиссёр Михаил Патласов, 2017)
- Варвара («Тварь», режиссёр Никита Кобелев, 2022)
- Мелания («Дети солнца», режиссёр Николай Рощин, 2021)
- Барбара («Солнечная линия», режиссёр Женя Беркович, 2018)
- Мать-граната («Швейк. Возвращение», режиссёр Валерий Фокин, 2018)
- Епископ («Старая женщина высиживает», режиссёр Николай Рощин, 2014)
- Участница проекта «Невский проспект. Городские этюды», 2013
- Митиль («Счастье», режиссёр Андрей Могучий, 2011)
- Офелия («Гамлет», режиссёр Валерий Фокин, 2010)
- Соня («Дядя Ваня», режиссёр Андрей Щербан, 2009)
- Ксения («Ксения. История любви», режиссёр Валерий Фокин, 2009)
- Бабушка Пчела («Муха», режиссёр Олег Ерёмин, 2007)
- Маша («Чайка», режиссёр Кристиан Люпа, 2007)
- Саша («Живой труп», режиссёр Валерий Фокин, 2006)
- Марья Антоновна (с 2006) («Ревизор», режиссёр Валерий Фокин, 2002)