Театральный разъезд
Этот музейное помещение, подобно самому пространству театра, разделено на сцену и зрительный зал. На сцене — шекспировский спектакль, вслед за величайшим драматургом словно напоминающий нам, что «весь мир — театр», а напротив «Театральный разъезд», где подсмотренная Гоголем реальность становится предметом театрального действия.
«Гамлет» В. Шекспира присутствовал в репертуаре петербургской драматической труппы почти постоянно, и в разные времена новые обращения к нему знаменовали собой не только смену эстетических координат, но и эволюцию идеологических, а зачастую и политических предпочтений. Впервые «Гамлет» на русской сцене был поставлен в переделке «отца русского театра» А. П. Сумарокова ещё в восемнадцатом веке. Затем игралась французская переделка Дюсиса. Важным этапом освоения Шекспира стали переводы Висковатова. А в 1830-е годы великий В. А. Каратыгин блистал в спектакле, поставленном И. И. Сосницким. После смерти В. А. Каратыгина в 1853 году трудно было найти преемника ему в этой роли. Впоследствии же «Гамлет» вновь возвратился на александринскую сцену. В начале ХХ века тщательной художественной разработкой отличалась постановка Ю. Э. Озаровского, костюмы и декорации к которому создал выдающийся театральный художник А. К. Шервашидзе. Большая часть этой коллекции сохранились в театре до сих пор, и мы можем также увидеть их в этом зале.
В 1954 году знаменитый кинорежиссёр Г. М. Козинцев поставил на александринской сцене своего «Гамлета». Художником этого спектакля был Н. И. Альтман. В зале представлены несколько эскизов и костюмов, созданных для этой постановки, где заглавную роль играл Б. А. Фрейндлих. Впоследствии уже в 1990-е годы режиссёр Р. А. Горяев и художник М. Ф. Китаев создали две редакции «Гамлета», где роль Гамлета исполняли В. Ф. Смирнов и А. Л. Баргман, а роль Гертруды – Н. Н. Ургант.
Публика Александринки — та, что, по словам А. С. Пушкина, «образовывала драматические таланты», была всегда весьма разнообразна. Она представляла различные социальные слои русского общества, придерживалась различных эстетических взглядов. Этот «Александринский Вавилон» описал в своем драматическом этюде Н. В. Гоголь, а художник Р. К. Жуковский изобразил на своем известном рисунке.
Артисты Александринки также умели правдиво и остро изображать на сцене современное общество. Для этого в их распоряжении были многочисленные наблюдения и отточенное мастерство. Поэтому в витрине, представляющей публику театра, мы видим костюмы К. А. Варламова из «Свадьбы Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, П. В. Самойлова из спектакля «Горе от ума», сюртук М. В.Дальского, в котором легендарный артист выходил в комедии А. С. Грибоедова… В боковой витрине представлены шинели швейцаров театра разных эпох.
С середины девятнадцатого века в этой и смежной с ней комнате располагался Театрально-литературный комитет императорских театров, где заседали видные литераторы, драматурги и театральные деятели, решая судьбу новых пьес и переводов. Их рекомендация, открывала дорогу на сцену новым драматическим сочинениям.