Головинский зал
Одно из центральных мест в коллекции костюмов, мебели и бутафории занимают предметы, созданные по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина. Именно благодаря его влиянию в 1908 году режиссером Петербургских Императорских театров стал В.Э.Мейерхольд. До своего прихода в труппу Императорских театров Мейерхольд не встречался с Головиным в работе. На сценах Императорских театров (Александринского и Мариинского) они создали 16 спектаклей, в их числе такие шедевры, как постановки комедии Мольера «Дон Жуан» (1910) и драмы Лермонтова «Маскарад» (1917).
В специальной витрине, посвященной спектаклю «Дон Жуан» мы сможем увидеть не только фотографии, но и подлинные костюмы Ю.М. Юрьева, исполнявшего заглавную роль. Рядом костюм Сганареля (К.А. Вармалова).
Основное пространство зала отдано «Маскараду». Здесь фотографии всех сцен спектакля. А рядом – чудом сохранившаяся обширная коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам Головина: ширма «с дьявольским глазом», золоченое портальное зеркало, кресло из дома Арбенина, кресло и стулья из маскарадного и бального зала, кресло и стулья из комнаты князя Звездича. Преломляя различные стилевые черты, свойственной «эпохе ампира», художник создал гротескные образы, раскрывающие самую суть обстановки, в которой действовали герои.
Несколько десятков костюмов представляют и главных персонажей драмы, и создают пеструю маскарадную толпу, окружающую и затягивающую героев в свой круговорот. Напротив центральной витрины посетители экспозиции смогут увидеть репродукцию рабочих эскизов выставленных костюмов и сравнить замысел художника и его воплощение.
«Маскарад» был поставлен 25 февраля 1917 года и стал тем самым последним спектаклем императорской эпохи в России. В финале спектакля на сцену опустился траурный занавес, появление которого было воспринято зрителями символически.
Вместе с тем александринский «Маскарад» только начинал свою театральную жизнь. Трижды – в 1926, 1932 и 1938 годах этот спектакль возобновлялся и в общей сложности прожил на сцене Александринки три десятка лет.