Боярский зал
В этом зале представлены эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к таким спектаклям, как «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1934, 1949, 1999), «Великий государь» В. Соловьева (1945) и «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1957).
Первая коллекция исторических костюмов эпохи Ивана Грозного и Бориса Годунова была создана в Александринском театре еще в конце 1860-х годов, когда первая часть драматической трилогии А.К. Толстого, а затем и великая пушкинская трагедия получили свои первые сценические воплощения. Художники, трудившиеся над их созданием, скрупулезно изучали быт московских царей и цариц, стремясь исторически точно воссоздать покрой и детали отделки облачения царей и бояр. Были использованы натуральные старинные материи, которые искусно сочетались с имитационными технологиями, подчеркивающими блеск и богатство костюмов. Поскольку при создании костюмов преследовалась цель охарактеризовать эпоху и бытовую реальность действия, а не выявить индивидуальные черты характеров героев, костюмы с успехом использовались и в других исторических пьесах, действие которых разворачивалось на Руси в XVI-XVII веках.
В 1890-х годах коллекция была значительно пополнена костюмами, созданными по эскизам художника императорских театров Е. П. Пономарева, который работал над постановкой трагедии А.К. Толстого «Царь Борис». Пополнялась и обновлялась коллекция в 1900-е годы, когда режиссер А.А. Санин ставил пьесу А.Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», при возобновлении постановки «Бориса Годунова».
Этой коллекцией, частично переделав и подогнав под конкретных актеров, воспользовались при постановке «Бориса Годунова» в 1934 году, над которой работали режиссер Б.М.Сушкевич и художник Г.П.Руди. В 1945 году коллекция была существенно дополнена костюмами, созданными по эскизам В. Дмитриева для спектакля «Великий государь» по пьесе В. Соловьева.
Дополнялись и перешивались из старых костюмы и при постановке «Царя Федора Иоанновича» А.К. Толстого, а также при постановках «Бориса Годунова» в 1949 и в 1999 годах. Среди представленных костюмов привлекают внимание царские облачения, которые послужили Н.К. Черкасову, Н.К. Симонову и А.Ф. Борисову для создания образов Ивана Грозного, Бориса Годунова и Царя Федора.
Посетители музея имеют уникальную возможность увидеть в полном объеме экспонируемую серию эскизов выдающегося театрального художника В.В. Дмитриева к спектаклю «Великий государь».