Юбилей заслуженной артистки России Веры ВЕЛЬЯМИНОВОЙ
26 марта - юбилей заслуженной артистки России Веры Николаевны Вельяминовой . Творческая биография этой замечательной петербургской актрисы связана с Пушкинским - Александринским театром. Еще в 1952 году будучи студенткой Ленинградского театрального института она была приглашена на эпизодическую роль юной цыганки в спектакль «Живой труп». Удивительной силы голос молодой актрисы, ее искреннее, вдохновенное исполнение, сценический темперамент, красота и обаяние сразу же обратили на себя внимание. Старинный цыганский романс, который ее героиня пела в спектакле, становился кульминацией сцены у цыган. Позднее в том же «Живом трупе» Вельяминова сыграла одну из главных ролей - Машу, а ее сценическим партнером был Николай Симонов, игравший роль Протасова. Молодую талантливую актрису сразу же стали активно занимать во множестве спектаклей, доверяя ей как эпизодические, так и крупные роли самого разного плана – от лирических до острохарактерных и комедийных. Среди ее героинь были вечно ускользающая девушка-мечта Фрези Грант в романтической сказке А.Грина «Бегущая по волнам» и сильная властная королева Мария Тюдор в одноименной драме В.Гюго, расчетливая и наглая хищница Паула в спектакле «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана и преданно любящая госпожа Н. в «Жизни Сент-Экзюпери» Л.Малюгина… Великолепная, яркая, стильная, Вера Вельяминова никогда не боялась быть смешной, давая волю актерской фантазии и придумывая для своих персонажей острый рисунок роли. В «Зеленой птичке» Карло Гоцци, поставленной Николаем Шейко в традиции итальянской комедии масок, Вера Вельяминова сыграла Тартальону – стареющую особу, уморительно смешно и нелепо отстаивающую свое право на молодость и красоту. Тартальона устраивала своеобразный театр в театре, разыгрывая роль лукавой обольстительницы. Но ирония актрисы по отношению к своей героине никак не исключала сочувствия и сострадания. Сегодня по состоянию здоровья Вера Николаевна уже не выходит на сцену. Но всех своих сценических героинь актриса по-прежнему любит (а их у нее было более семидесяти!). И каждую она наделяла своим обаянием и жизненным азартом, будь то аристократка леди Джедберг в комедии О.Уайльда «Веер леди Уиндермир», старая ключница Фоминишна в комедии А.Островского «Свои люди – сочтемся!», вредная Мачеха в «Золушке» или Атаманша в сказке «Горя бояться – счастья не видать». Но пожалуй, самым дорогим и значимым остается спектакль «Поклонимся великим тем годам…», посвященный Великой Отечественной войне и соединивший в себе песни военных лет, фронтовую лирику, отрывки блокадных дневников, воспоминания актеров старшего поколения. Между сценой и залом возникает доверительный диалог - о стремительно меняющемся времени, о памяти, любви и человеческом милосердии.